Лимфоцитарный тиреоидит

Гистологически лимфоцитарный тиреоидит характеризуется диффузной инфильтрацией щитовидной железы лимфоцитами, плазматическими клетками и макрофагами, приводящей к прогрессивному разрушению фолликулов и вторичному фиброзу (Gosselin et al, 1981b; рис. 3-6). Разрушение щитовидной железы протекает прогрессивно, а клинические признаки не появляются, пока железа не разрушится по меньшей мере на 80%. Исследования показывают, что появление клинических симптомов, снижение концентрации тироксина в плазме и повышение концентрации ТСГ происходит на протяжении длительного периода от 1 до 3 лет, что дает основания предполагать медленно прогрессирующий разрушительный процесс (Nachreiner et al, 2002; Graham et al, 2007). Graham, et al. (2007) предложили подразделить развитие лимфоцитарного тиреоидита у собак на 4 стадии. Первая стадия (субклинический тиреоидит) характеризуется очаговой лимфоцитарной инфильтрацией железы и наличием аутоантител к Tg и тиреоидному гормону. На стадии 2 (субклинический гипотиреоз с наличием антител) снижение функции щитовидной железы более чем на 60-70% приводит к компенсаторному повышению концентрации ТСГ, за счет которого поддерживается нормальная концентрация Т4. На стадии 3 (явный гипотиреоз с наличием антител) большая часть функциональной ткани щитовидной железы разрушена, концентрация тироксина в сыворотке снижена, а ТСГ – повышена (таблица 3-1). Стадия 4 (невоспалительный атрофический гипотиреоз) характеризуется замещением ткани щитовидной железы фиброзной и жировой тканью, исчезновением воспалительных клеток и антител из циркулирующей крови. Не установлено, какая пропорция случаев идиопатической атрофии щитовидной железы, в которых отсутствуют антитела, фактически является четвертой стадией тиреоидита. Анализ возрастного распределения собак, которым проводили лабораторные исследования (определение антител к Tg, T4 и ТСГ) в соответствии с разными стадиями лимфоцитарного тиреоидита говорит о том, что пики распространенности каждой из стадий разделены периодом 1-2 года (Graham et al, 2001; рис. 3-8). Кроме того, исследования дают основания предполагать породные различия в скорости прогрессирования и вероятности прогрессирования тиреоидита.

ТАБЛИЦА 3-1. ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ЛИМФОЦИТАРНОГО ТИРЕОИДИТА У СОБАК

СТАДИЯ ТИРЕОИДИТА КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГИПОТИРЕОЗА КОНЦЕНТРАЦИЯ ТИРОКСИНА И СВОБОДНОГО ТИРОКСИНА В СЫВОРОТКЕ КОНЦЕНТРАЦИЯ ТИРЕОТРОПИНА В СЫВОРОТКЕ АНТИТЕЛА К ТИРЕО-ГЛОБУЛИНУ
I: субклинический тиреоидит Отсутствуют Нормальная Нормальная Есть
II: субклинический тиреоидит Отсутствуют Нормальная Повышенная Есть
II: явный гипотиреоз Присутствуют Сниженная Повышенная Есть
IV: невоспалительный атрофический гипотиреоз Присутствуют Сниженная Повышенная Нет

Источник: Graham PA, et al. Lymphocytic thyroiditis, Vet Clin North Am SmallAnim Pract 37(4):617, 2007, с изменениями.

Лимфоцитарный тиреоидит – иммуноопосредованное нарушение, в патогенезе которого играют роль как гуморальный, так и клеточный иммунитет. Основными антигенами щитовидной железы, инициирующие иммунные реакции в ней, являются Tg и ТПО. Tg – основной антиген в коллоиде, и антитела к тиреоглобулину (АTg) – чувствительный индикатор тиреоидита у собак (Gosselin et al 1980; Nachreiner et al, 1998). ТПО – связанный с мембраной гликозилированный гемопротеин, катализирующий биосинтез гормонов щитовидной железы. Хотя у людей с тиреоидитом Хашимото антитела к ТПО являются самым распространенным типом, они обнаруживаются всего у 17% собак с тиреоидитом (Skopek et al 2006). О гуморальных механизмах в патогенезе тиреоидита у собак свидетельствует наличие аутоантител к антигенам щитовидной железы в крови; полагают, что утолщение базальных мембран с электроноплотными отложениями, видимое при электронной микроскопии, обусловлено комплексами антиген-антитело в фолликулах щитовидной железы; а также индукция изменений, сходных с лимфоцитарным тиреоидитом, у собак после инъекции антител к Tg в щитовидную железу (Gosselin et al 1980; 1981a; 1981b; 1981c; Gaschen et al, 1993). Полагают, что антитела, связывающиеся с фолликулярными клетками, коллоидом или антигенами Tg активируют каскад комплемента, антителозависимую клеточную цитотоксичность или оба механизма, приводя к разрушению фолликулярных клеток. Показано, что у людей антитела к ТПО связываются с комплементом, в то время как антитела к Tg - нет. Возможно, что клеточный иммунитет также играет большую и, возможно, основную роль в развитии лимфоцитарного тиреоидита и его переходе в постоянную форму. Мононуклеарные клетки периферической крови собак с гипотиреозом, положительно окрашивающиеся на антитела к Tg, пролиферируют в ответ на введение собачьего Tg. Обнаружена положительная корреляция между числом CD4+ клеток и концентрацией Tg в культурах, говорящая о том, что потеря самотолерантности CD4 + клеток может быть важным фактором в патогенезе тиреоидита собак (Tani et al, 2005).

Инициирующие факторы развития лимфоцитарного тиреоидита плохо поняты. Несомненно, что основную роль играет генетика, особенно учитывая большую частоту этого нарушения у определенных пород. Лимфоцитарный тиреоидит – наследственное нарушение у биглей, выращенных в питомнике, с полигенным механизмом наследования, которое также описано в семействе русских борзых с наследованием по аутосомно-рецессивному типу (Conaway et al, 1985a). Кроме того, существуют породы, у которых аутоантитела к гормонам щитовидной железы встречаются чаще, чем у других, а скорость прогрессирования заболевания различается в зависимости от породы (Nachreiner et al, 2002; Graham et al, 2007; Ferm et al, 2009; табл. 3-2). У доберман-пинчеров, английских сеттеров, риджбеков и ризеншнауцеров выявлена сильная связь между тиреоидитом и определенными гаплотипами собачьего лейкоцитарного антигена (СЛА) класса II главного комплекса гистосовместимости (Kennedy et al, 2006a; 2006b; Wilbe et al, 2010). Внешние факторы риска тиреоидита собак точно не установлены. Повреждение щитовидной железы в результате инфекции с высвобождением антигенов в кровь и последующим контактом с иммунными клетками организма, а также антигены вирусов и бактерий, сходные с антигенами щитовидной железы, могут спровоцировать иммуноопосредованный воспалительный процесс. Пропорция собак с нормальной функцией щитовидной железы и признаками тиреоидита наибольшая в летние и наименьшая в зимние месяцы (Graham et al, 2007). Значимость этого факта неясна, однако возможно, что это указывает на связь между инфекцией и тиреоидитом. Также предполагалось, что введение вакцин способствует развитию аутоиммунного тиреоидита. Описано значительное повышение концентрации антител к Tg у биглей после многократной вакцинации начиная с 8-недельного возраста (Scott-Moncrieff et al, 2002; 2006); однако последующие исследования не показали повышенной частоты тиреоидита у вакцинированных биглей при вскрытии через 5,5 лет.

Наши рекомендации