Специальная физическая работоспособность
Специальная физическая работоспособность – это уровень развития физических качеств и тех функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в избранном виде спорта. Единицы измерения, нормы и факторы в каждом виде спорта индивидуальны.
Физическая работоспособность спортсменов является важнейшим условием для развития всех основных физических качеств, основой способности организма к перенесению высоких специфических нагрузок, возможности реализовать функциональные потенциалы к интенсивному протеканию восстановления (Р. Е.Мотылянская, В. Н.Артамонов, 1982; А. Н.Корженевский и др., 1993) и во многом определяет спортивный результат практически на всех этапах многолетней тренировки (А. С.Солодков, 1995; А. И.Шамардин, 2000).
В настоящее время все более четко осознается, что в ходе многолетней тренировки повышение уровня специальной физической работоспособности спортсмена характеризуется линейной связью со спортивном результатом. Динамика же разных функциональных показателей обнаруживает различные тенденции. Для одних функциональных показателей, оказывающих существенное влияние на повышение спортивных достижений лишь на начальном этапе тренировки, замедляющий темп прироста. Для ряда других показателей типичен ускоренный прирост на среднем уровне мастерства и затем некоторое его замедление. Третья группа функциональных показателей обнаруживает прирост и имеет высокую корреляцию со спортивном результатом на этапе высшего мастерства. Еще одна часть функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно, как следствие целостной приспособительной реакции организма (Ю.В.Верхошанский, 1988; С.Н.Кучкин, 1999).
Стремление повысить результат в каком-либо виде деятельности предполагает прежде всего знание факторов, от которых зависит его уровень. Так, например, Н. И. "Волков, говоря о физиологических и биохимических основах методов тренировки в плавании, выделяет три главных вопроса, от успешного решения которых зависит результативность тренировочного процесса. Он указывает на необходимость, во-первых, определить факторы, в наибольшей мере обеспечивающие успех в данном виде мышечной деятельности, а также разработать методику оценки качеств и способностей пловца, формирующихся в тот или иной фактор. Во-вторых, следует обосновать методы и средства, которые в наибольшей мере способствуют развитию физиологических функций, имеющих первостепенное значение для результатов в данном виде спорта. При этом Н. И. Волков справедливо отмечает, что «решение этого вопроса прямо зависит от разрешения предыдущего, так как поиски эффективных методов тренировки не могут осуществляться без знания того, что должны быть направлены эти методы усовершенствования». И, наконец, в-третьих, необходимо научиться осуществлять рациональное планирование эффективных средств и методов тренировки в процессе подготовки спорт игровиков.
Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что до настоящего времени внимание специалистов больше всего привлекают вопросы эффективности различных тренировочных средств и особенностей их использования в процессе подготовки спорт игровиков и в меньшей мере — научно обоснованное выявление и оценка факторов, определяющих результат в спортивных играх.
Практически на протяжении десятилетий, в течение которых совершенствовалась система подготовки, вопросы определения факторной структуры спортивного результата решались на основе передовой практики, а также данных экспериментальных исследований отдельных параметров, обусловливающих результативность спорт игровиков. Отсутствие в этой области комплексных работ, ставящих своей целью выявление и характеристику основных факторов , которые определяют уровень достижений в спортивных играх, стало тормозом в дальнейшем совершенствовании системы спортивной тренировки и дальнейшем росте результатов.
Эти обстоятельства наряду с распространением тенденции к максимальной объективизации результатов научных исследований, следствием чего явилось внедрение в спорт математико-статистических методов исследования и обработки экспериментальных данных, побудили к проведению экспериментальных работ по выявлению факторной структуры результатов в различных видах спорта. В круг интересов исследователей входило как установление факторов, обусловливающих уровень спортивного результата, так и подробное рассмотрение их структуры.
К сожалению, изучение этих вопросов в значительно меньшей мере коснулось спортивных игр (баскетбол, волейбол и т.д.). Поэтому актуальность работ такого рода обусловливается еще и тем, что на настоящем этапе развития спорта, достижение результатов высокого класса возможно лишь при учете всех факторов, способных повлиять на эффективность тренировки. Это привело к тому, что в последние годы резко усилилась тенденция не только развивать то или иное качество в целом, но и широко применять средства, направленные на изолированное развитие способностей, в сумме определяющих уровень проявления этого качества. Вполне понятно, что такой подход требует точного знания основных свойств и особенностей собирательных качеств, обусловливающих уровень спортивного результата.
В спортивных играх такими собирательными качествами являются скоростно силовые возможности и специальная подготовка. Действительно, если спортсмен может показать хорошую специально техническую и силовую подготовку и преодолевать утомление при выполнении высокоинтенсивной работы, определяемой особенностями его специализации, то он покажет высокий результат на соревнованиях.
Однако и скоростно силовые возможности, и специальная подготовка обусловлены рядом относительно обособленных факторов, связанных с большим количеством различных свойств и способностей организма спортсмена.
Как известно, спортивный результат в спортивных играх определяется уровнем различных сторон подготовленности спортсменов и их взаимодействием. Наряду со специальными физическими качествами успех в соревновательной деятельности определяется техникой, гибкостью тактики, психологической подготовленностью.
В спортивных играх конечной задачей процесса специальной физической подготовки является повышение скоростно силовых возможностей и специальной физической подготовки, а также установление оптимальных взаимоотношений между этими качествами. Однако, как показывает теоретический анализ, их уровень наряду с функциональными изменениями, являющимися результатом физической подготовки, зависит от комплекса способностей, которые могут быть отнесены к сферам технической, психологической и тактической подготовленности спортсмена, а также от особенностей взаимодействия этих качеств индивидуально и в команде.
Анализируя основные моменты проявления скоростно силовых возможностей, мы приходим к выводу, что они определяются, с одной стороны, уровнем развития специальных физических качеств, а с другой — способностью спортсменов реализовать имеющиеся физические возможности в специфических условиях соревновательной деятельности. А также хорошо поставленной техникой. В свою очередь, рациональная техника, обеспечивающая реализацию имеющегося уровня физической подготовленности, зависит от степени развития основных физических качеств — силы, быстроты, ловкости и выносливости.
Аналогичную картину представляет и структура специальной физической подготовки. Какими бы высокими возможностями функциональных систем и механизмов в продуцировании энергии за счет аэробных и анаэробных путей ресинтеза АТФ не обладал спортсмен. Он не достигнет желаемого результата в проявлении специальной физической работоспособности, если не будет владеть хорошей технической базой, и физической выносливостью, и психологической устойчивостью во время игр на соревнованиях.
Препятствием к достижению высоких показателей специальной физической подготовки может оказаться недостаточная психологическая готовность к преодолению утомления и стресса во время игр, которыми сопровождаются выступления в соревнованиях.
Поэтому процесс повышения скоростно силовых возможностей и специальной физической работоспособности, а также частных свойств и способностей, в совокупности определяющих уровень этих комплексных качеств, можно лишь условно определить, как процесс специальной физической подготовки. В нем наряду с улучшением чисто физических предпосылок спортивного результата совершенствуется техника спортсмена, закаляется его воля, возрастают опыт и знания.
Успешная тренировка в спортивных играх ( баскетбол, волейбол и т.д.) невозможна без точного и правильного контроля за функциональным состоянием спортсменов. Изучение динамики изменения возможностей спортсменов в течение более или менее длительных периодов и этапов тренировки, выяснение на этой основе сильных и слабых сторон его подготовленности, учет состояния спортсмена в каждом отдельном занятии и т. д. в значительной мере определяют планирование и организацию тренировочного процесса.
Далее рассмотрим одни из самых распространенных упражнений для развития специальной физической подготовки в таких видах спорта как баскетбол и волейбол и методы их оценки.