Опросник Д. Кейрси для определения типа личности

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, и частности в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии.

Любой, познакомившись с соционикой, первым делом пытается определить свой тип. Сразу предупредим - дело это непростое. Самотипирование имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Положительно то, что это позволяет Вам "покопаться" в себе, лучше узнать себя, сопоставить с другими. Кроме того кто как не Вы знаете свои так сказать "сокровенные уголки души", о которых не всегда можно рассказать постороннему человеку. Отрицательным в самотипировании является то, что по отношению к себе человек часто бывает необъективен (как в сторону переоценки, так и недооценки своих возможностей). Здесь необходим как бы взгляд со стороны. Причем родственники или знакомые также могут быть необъективны (из-за межличностных отношений). Тем не менее тесты необходимы. Мы приводим популярный тест-опросник известного психолога Кейрси для определения типа личности. Пользуйтесь, но помните, что даже с хорошим тестом (а этот тест - хороший) вероятность правильно типировать себя немногим больше 60%.

Инструкция:

1. Это опросник для определения типичных способов поведения и личностных характеристик. Он состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два варианта ответа. Вам необходимо выбрать ОДИН. Все ответы равноценны, среди них нет "правильных" или "неправильных"! Поэтому не нужно "угадывать" ответ.

2. Выберите ответ, который свойственен вашему поведению в большинстве жизненных ситуаций.

3. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

4. Отвечайте правдиво, если вы хотите узнать что-то о себе, а не о какой-то мифической личности.

Тест

1. В компании (на вечеринке) вы:

1. общаетесь со многими, включая и незнакомцев;

2. общаетесь с немногими – вашими знакомыми.

2. Вы человек скорее:

1. реалистичный, чем склонный теоретизировать;

2. склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3. Как, по-вашему, что хуже:

1. «витать в облаках»;

2. придерживаться проторенной дорожки?

4. Вы более подвержены влиянию:

1. принципов, законов;

2. эмоций, чувств.

5. Вы более склонны:

1. убеждать;

2. затрагивать чувства.

6. Вы предпочитаете работать:

1. выполняя все точно в срок;

2. не связывая себя определенными сроками.

7. Вы склонны делать выбор:

1. довольно осторожно;

2. внезапно, импульсивно.

8. В компании (на вечеринке) вы:

1. остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

2. быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.

9. Вас более привлекают:

1. здравомыслящие люди;

2. люди с богатым воображением.

10. Вам интереснее:

1. то, что происходит в действительности;

2. те события, которые могут произойти.

11. Оценивая поступки людей, вы больше учитываете:

1. требования закона, чем обстоятельства;

2. обстоятельства, чем требования закона.

12. Обращаясь к другим, вы склонны:

1. соблюдать формальности, этикет;

2. проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13. Вы человек, скорее:

1. точный, пунктуальный;

2. неторопливый, медлительный.

14. Вас больше беспокоит необходимость:

1. оставлять дела незаконченными;

2. непременно доводить дело до конца.

15. В кругу знакомых вы, как правило:

1. в курсе происходящих там событий;

2. узнаете о новостях с опозданием.

16. Повседневные дела вам нравится делать:

1. общепринятым способом;

2. своим оригинальным способом.

17. Предпочитаете таких писателей, которые:

1. выражаются буквально, напрямую;

2. пользуются аналогиями, иносказаниями.

18. Что вас больше привлекает:

1. стройность мысли;

2. гармония человеческих отношений?

19. Вы чувствуете себя увереннее:

1. в логических умозаключениях;

2. в практических оценках ситуаций.

20. Вы предпочитаете, когда дела:

1. решены и устроены;

2. не решены и пока не улажены.

21. Как, по вашему, вы человек, скорее:

1. серьезный, определенный;

2. беззаботный, беспечный?

22. При телефонных разговорах вы:

1. заранее не продумываете все, что нужно сказать;

2. мысленно «репетируете» то, что будет сказано.

23. Как вы считаете, факты:

1. важны сами по себе;

2. есть проявления общих закономерностей?

24. Фантазеры, мечтатели обычно:

1. раздражают вас;

2. довольно симпатичны вам.

25. Вы чаще действуете как человек:

1. хладнокровный;

2. вспыльчивый, горячий.

26. Как, по-вашему, хуже быть:

1. несправедливым;

2. беспощадным?

27. Обычно вы предпочитаете действовать:

1. тщательно оценив все возможности;

2. полагаясь на волю случая.

28. Вам приятнее:

1. покупать что-либо;

2. иметь возможность купить.

29. В компании вы, как правило:

1. первым заводите беседу;

2. ждете, когда с вами заговорят.

30. Здравый смысл:

1. редко ошибается;

2. часто попадает впросак.

31. Детям часто не хватает:

1. практичности;

2. воображения.

32. В принятии решения вы руководствуетесь, скорее:

1. принятыми нормами;

2. своими чувствами, ощущениями.

33. Вы человек скорее:

1. твердый, чем мягкий:

2. мягкий, чем твердый.

34. Что, по-вашему, больше впечатляет:

1. умение методично организовать;

2. умение приспособиться и довольствоваться достигнутым?

35. Вы больше цените:

1. определенность, законченность;

2. открытость, многовариантность.

36. Новые и нестандартные отношения с людьми:

1. стимулируют, придают вам энергии;

2. утомляют вас.

37. Вы чаще действуете как:

1. человек практического склада;

2. человек оригинальный, необычный.

38. Вы более склонны:

1. находить пользу в отношениях с людьми;

2. понимать мысли и чувства других.

39. Что приносит вам больше удовлетворения:

1. тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса;

2. достижение соглашения по поводу спорного вопроса?

40. Вы руководствуетесь более:

1. рассудком;

2. велениями сердца.

41. Вам удобнее выполнить работу:

1. по предварительной договоренности;

2. которая подвернулась случайно.

42. Вы обычно полагаетесь:

1. на организованность, порядок;

2. на случайность, неожиданность.

43. Вы предпочитаете иметь:

1. много друзей на непродолжительный срок;

2. несколько старых друзей.

44. Вы руководствуетесь в большей степени:

1. фактами, обстоятельствами;

2. общими положениями, принципами.

45. Вас больше интересуют:

1. производство и сбыт продукции;

2. проектирование и исследования.

46. Что вы скорее сочтете за комплимент:

1. «вот очень логичный человек»;

2. «вот тонко чувствующий человек»?

47. Вы более цените в себе:

1. невозмутимость;

2. увлеченность.

48. Вы предпочитаете высказывать:

1. окончательные и определенные утверждения;

2. предварительные и неоднозначные утверждения.

49. Вы лучше чувствуете себя:

1. после принятия решения;

2. не ограничивая себя решениями.

50. Общаясь с незнакомыми, вы:

1. легко завязываете продолжительные беседы;

2. не всегда находите общие темы для разговора.

51. Вы больше доверяете:

1. своему опыту;

2. своим предчувствиям.

52. Вы чувствуете себя человеком:

1. более практичным, чем изобретательным;

2. более изобретательным, чем практичным.

53. Кто заслуживает большего одобрения:

1. рассудительный, здравомыслящий человек;

2. человек, глубоко переживающий?

54. Вы более склонны:

1. быть прямым и беспристрастным;

2. сочувствовать людям.

55. Что, по-вашему, предпочтительней:

1. удостовериться, что все подготовлено и улажено;

2. предоставить событиям идти своим чередом?

56. Отношения между людьми должны строиться:

1. на предварительной взаимной договоренности;

2. в зависимости от обстоятельств.

57. Когда звонит телефон, вы:

1. торопитесь подойти первым;

2. надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

58. Что вы цените в себе больше:

1. развитое чувство реальности;

2. пылкое воображение?

59. Вы больше придаете значения:

1. тому, что сказано;

2. тому, как сказано.

60. Что выглядит большим заблуждением:

1. излишняя пылкость, горячность;

2. чрезмерная объективность, беспристрастность?

61. Вы, в основном, считаете себя:

1. трезвым и практичным;

2. сердечным и отзывчивым.

62. Какие ситуации привлекают вас больше:

1. регламентированные и упорядоченные;

2. неупорядоченные и нерегламентированные?

63. Вы человек, скорее:

1. педантичный, чем капризный;

2. капризный, чем педантичный.

64. Вы чаще склонны:

1. быть открытым, доступным людям;

2. быть сдержанным, скрытным.

65. В литературных произведениях вы предпочитаете:

1. буквальность, конкретность;

2. образность, переносный смысл.

66. Что для вас труднее:

1. находить общий язык с другими;

2. использовать других в своих интересах?

67. Чего бы вы себе больше пожелали:

1. ясности размышлений;

2. умения сочувствовать.

68. Что хуже:

1. быть неприхотливым;

2. быть излишне привередливым?

69. Вы предпочитаете:

1. запланированные события;

2. незапланированные события.

70. Вы склонны поступать, скорее:

1. обдуманно, чем импульсивно;

2. импульсивно, чем обдуманно.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчет очков.

Внимание! Если в результате теста по какой-либо из 4-х основных характеристик у вас окажется соотношение 50% на 50 %, то это означает, что вы не совсем адекватно отвечали на вопросы, попробуйте пройти тест еще раз.

Если на вопросы 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64 у Вас преобладают ответы "а" - Вы экстраверт (E), ответы "б"- Вы интроверт (I).

Если на вопросы 2, 3 9, 10, 16, 17, 23, 24, 30,31. 37, 38, 44, 45, 51, 52, 58, 59, 65, 66 большинство ответов "а" - Вы сенсорный (S) тип, ответы "б" - Вы интуитивный (N).

Если на вопросы 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26, 32. 33, 39. 40, 46, 47, 53, 54, 60, 61, 67. 68 преобладают ответы "а" - Вы мыслительный (T), ответы "б"- чувствующий (F) тип.

И наконец, если на вопросы 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28, 34, 35, 41, 42, 48, 49, 55, 56, 62, 63, 69, 70 у Вас преобладают ответы "а" - Вы решающий (J), ответы "б"- воспринимающий (P).

Получившийся четырехбуквенный код (например, ENFP или ISTJ) - это и есть ваш социотип (см. Таблицу 8).

Пользуясь этой таблицей, необходимо знать о ее условности. Если подходить научно, то ни одна из приведенных типологий, строго говоря, не является тождественной любой другой. Все они корнями уходят в типологию К.-Г.Юнга, многие - в соционику А.Аугустинавичуте, но это говорит лишь об их родстве, но никак не о тождественности. Однако таблица приведена практически в таком виде, как она печаталась в 1996 году (после выхода книги В.Мегедь и А.Овчарова к ней добавилась еще колонка) - для удобства начинающих, дабы можно было понять, о каком примерно типе пытался сказать автор той или иной типологии.

1. Шкала E—I — ориентация сознания:

Е (Еxtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты,

I (Introversion, интроверсия) — ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации:

S (Sensing, ощущение) — ориентировка на конкретную информацию,

N (iNtuition, интуиция) — ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T—F — основа принятия решений:

T (Thinking, мышление) — рациональное взвешивание альтернатив;

F (Feeling, чувство) — принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J—P — способ подготовки решений:

J (Judging, суждение) — предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,

P (Perception, восприятие) — предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Таблица 8 – Сводная таблица названий психологических типов

К.-Г.Юнг А.Аугустина-вичуте К.Седых Типоведение (Крегер, Тьюсон) Семантические по Е.Шепетько В.Гуленко В.Мегедь, А.Овчаров
экстравертированный интуитивный ИЛЭ, Дон Кихот визуал-сциентик ENTP Характеризующий Искатель Новатор
интровертированный ощущающий СЭИ, Дюма тактил-трейдик ISFP Испытывающий Посредник Посредник
экстравертированный эмоциональный ЭСЭ, Гюго кинето-трейдик ESFJ Реагирующий Энтузиаст Коммуникатор
интровертированный мыслительный ЛИИ, Робеспьер (Декарт) аудиал-сциентик INTJ Систематизирующий Аналитик Аналитик
экстравертированный ощущающий СЛЭ, Жуков (Македонский) визуал-продактик ESTP Устанавливающий Маршал Лидер
интровертированный интуитивный ИЭИ, Есенин тактил-лингвик INFP Романтический Лирик Лирик
экстравертированный эмоциональный ЭИЭ, Гамлет кинето-лингвик ENFJ Переживающий Наставник Наставник
интровертированный мыслительный ЛСИ, Максим Горький аудиал-продактик ISTJ Упорядочивающий Инспектор Инспектор
экстравертированный ощущающий СЭЭ, Наполеон (Цезарь) визуал-трейдик ESFP Конкретизирующий Политик Политик
интровертированный интуитивный ИЛИ Бальзак, тактил-сциентик INTP Уравновешивающий Критик Критик
экстравертированный мыслительный ЛИЭ, Джек Лондон кинето-сциентик ENTJ Рационализирующий Предприни-матель Экспериментатор
интровертированный эмоциональный ЭСИ, Драйзер аудиал-трейдик ISFJ Симпатический Хранитель Хранитель
экстравертированный интуитивный ИЭЭ, Гексли визуал-лингвик ENFP Идеализирующий Советчик Вдохновитель
интровертированный ощущающий СЛИ, Габен тактил-продактик ISTP Прагматический Мастер Мастер
экстравертированный мыслительный ЛСЭ, Штирлиц кинето-продактик ESTJ Анализирующий Управитель Управитель
интровертированный эмоциональный ЭИИ, Достоевский аудиал-лингвик INFJ Идентифицирующий Гуманист Гуманист

6.Подведение итогов: самоанализ студентов собственной деятельности, подведение итогов занятия преподавателем.

Литература:

1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 412 с.

3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.

5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. –СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.

6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.

Семинарское занятие 5

Наши рекомендации