ЦЕЛЬ: сформировать представление о закономерностях гистологического строения органов дыхательной системы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................................ 4
Занятие № 1. Дыхательная система. 6
Занятие № 2. Контрольное занятие по темам частной гистологии: сердечно-сосудистая система, органы кроветворения и иммунной защиты, кожа и ее производные, пищеварительная система, дыхательная система 17
Занятие № 3. Нервная система. 21
Занятие № 4. Органы чувств. Орган зрения. Орган обоняния. 34
Занятие № 5. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса. 43
Занятие № 6. Органы эндокринной системы.. 51
Занятие № 7. Мочевая система. 61
Занятие № 8. Контрольное занятие по темам частной гистологии: нервная система и органы чувств, эндокринная система, мочевая система. 68
Рекомендуемая литература. 72
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие разработано на основе ФГОС ВО, утвержденного в 2016 г. по специальности 31.05.01 Лечебное дело, рабочей программы дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология», разработанной кафедрой гистологии, эмбриологии и цитологии БУ «Ханты-Мансийская государственная академия».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника общих и общепрофессиональных компетенций:
ОК – 1 способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу;
ОК – 5 готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;
ОПК – 1 готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК – 7 готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач;
ОПК – 9 способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.
Целью практических занятий по частной гистологии является обучение студентов навыкам микроскопии, диагностики гистологических препаратов тканей, органов человека и животных.
С целью унификации преподавания дисциплины и повышения качества знаний студентов в настоящем пособии используется единая структура практических занятий, включающая постановку цели и задач, обсуждение значимости и актуальности материала занятия, контроль исходного уровня знаний студентов, разбор основополагающих теоретических вопросов темы и практическую часть. При выполнении микроскопической диагностики и зарисовки гистологических препаратов, студентам предлагается использовать подробное описание микроскопической картины, представленное в данной учебно-методической разработке. Для каждой темы указаны гистологические схемы, таблицы, подлежащие зарисовке. Обязательным является контроль правильности диагностики студентами гистологических препаратов и оформления протоколов микроскопии.
Предложенная структура занятия позволяет максимально использовать принципы самостоятельного изучения предмета, оптимально организовать работу студента как при подготовке к занятию, так и в процессе его проведения.
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов лечебного факультета на практических занятиях по частной гистологии и при подготовке к ним.
ЗАНЯТИЕ № 1.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ЦЕЛЬ: сформировать представление о закономерностях гистологического строения органов дыхательной системы.
В результате работы на практическом занятии студент должен знать:
· общий принцип строения дыхательной системы;
· строение воздухоносных путей;
· строение респираторных отделов лёгкого;
· строение аэрогематического барьера;
уметь диагностировать следующие гистологические препараты:
· слизистая оболочка носа;
· надгортанник;
· трахея;
· лёгкое;
уметь рисовать схемыгистологического строения:
· слизистой оболочки носа;
· надгортанника;
· трахеи;
· лёгкого.
Теоретические вопросы для обсуждения на занятии
1. Общий принцип строения и функции дыхательной системы.
2. Внелёгочные воздухоносные пути. Строение стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Тканевой состав и гистофункциональная характеристика их оболочек.
3. Лёгкие. Внутрилёгочные воздухоносные пути: бронхи и бронхиолы, строение их стенок в зависимости от калибра. Бронхоассоциированная лимфоидная ткань (БАЛТ), её значение.
4. Структурно-функциональная характеристика респираторного отдела легкого.
5. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене.
6. Факторы, влияющие на структурно-функциональное состояние дыхательной системы.
7. Плевра: морфо-функциональная характеристика.
Значимость изучаемой темы
Дыхательная система является жизненно важной системой человеческого организма, выполняющая функцию внешнего дыхания. Кроме этого органы дыхания выполняют ряд нереспираторных функций (терморегуляция, водный обмен и др.). Знание строения и гистофизиологии органов дыхания важно врачу для понимания расстройства этих функций и проведения целенаправленной терапии. И необходимо освоения таких дисциплин как физиология, патофизиология, патологическая анатомия, фтизиатрия, пульмонология, иммунология, терапия, хирургия, онкология, инфекционные болезни, педиатрия, токсикология и реанимация.
Изучить гистологические препараты