Научно-методическое обоснование темы
Лечебное дело и 060103.65 - педиатрия
очная форма обучения
Белгород -2009
ВВЕДЕНИЕ
Занятия по нормальной физиологии в высших медицинских учебных заведениях проводятся с учетом целевого назначения подготовки врача общей практики. Стратегия деятельности врача направлена на предупреждение болезней человека, на охрану и поддержание здоровья и здорового образа жизни, а не только на лечение болезней, а значит на продление активной жизнедеятельности и работоспособности.
Нормальная физиология как наука о жизнедеятельности здорового человека и физиологических основах здорового образа жизни, является методологическим фундаментом медицины, главным образом, его профилактического направления, а также научной основой диагностики здоровья и прогнозирования функциональной активности организма человека.
Являясь завершающей учебной дисциплиной в разделе доклинического медико-биологического образования, этапом базовой фундаментальной подготовки студентов, нормальная физиология органически связана как с биологией, биофизикой, биохимией, анатомией, гистологией и эмбриологией, с одной стороны, так и с патологической физиологией, фармакологией и пропедевтическими клиническими дисциплинами, с другой стороны. Все это предусматривает необходимость преемственности преподавания нормальной физиологии в комплексе медико-биологических и клинических дисциплин.
Нормальная физиология, опираясь на фундаментальные положения медико-биологических дисциплин, математики, физики, химии, философии в медицинских вузах обязана быть приближена к задачам современной медицины.
Дисциплина должна преподаваться на основе аналитического и системного подходов в оценке, как различных функций здорового организма, так и механизмов их регуляции. Учитывая сказанное, преподавание нормальной физиологии включает ознакомление студентов с современными научными достижениями, касающимися оценки анализа деятельности как физиологических, так и функциональных систем.
Курс нормальной физиологии включает "Введение" и 3 части: "Общую физиологию", "Частную физиологию" и "Физиологические основы интегративной деятельности организма".
В процессе прохождения курса по нормальной физиологии студенты должны знать:
- предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;
- основные этапы развития физиологии и роль отечественных ученых в её создании и развитии;
- закономерности функционирования и механизмов регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии и интегративной деятельности человека;
- сущность методик исследования различных функций здорового организма, которые широко используются в практической медицине и т.д.
В результате изучения нормальной физиологии студенты должны уметь:
- объяснить принцип наиболее важных методик исследования функций здорового организма;
- самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой;
- самостоятельно выполнять лабораторные работы, ставить опыты на экспериментальных животных, защищать протокол проведенного исследования, решать тестовые задания и ситуационные задачи, готовить научные сообщения и т.д.;
- объяснять информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем и целостного организма;
- оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма при достижении приспособительного результата;
- оценивать и объяснять общие принципы построения, деятельности и значения ведущих функциональных систем организма;
- оценивать и объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования;
- оценивать и объяснять возрастные особенности физиологических систем организма и т.д.
Прохождение курса нормальной физиологии должно помочь студентам:
1) развить физиологическое мышление;
2) глубже изучить сложные вопросы жизнедеятельности здорового и больного человека;
3) обобщить и осмысливать данные различных медицинских наук с общефизиологических позиций;
4) уметь осмыслить как фундаментальные, так и прикладные задачи современной медицины;
5) улучшить подготовку современного врача общей практики и т.д.
Важной задачей в процессе преподавания нормальной физиологии является факультетская профилизация курса нормальной физиологии для специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», акцентуация внимание на проблемах, важных для каждого направления.
Тема 1: Физиология возбудимых тканей: общие вопросы. Физиология биологических мембран.
Научно-методическое обоснование темы
Изучение структуры возбудимых тканей, их функций позволяет раскрыть сущность элементарных механизмов передачи информации в организме, регуляции, обеспечивающих жизнедеятельность как целого. Рассматривая физиологию возбудимых тканей, следует обращать внимание на взаимосвязь структуры отдельных тканей с их функциями, роль процессов возбуждения в обеспечении целостность организма как системы, специфику процессов, лежащих в основе передачи информации.
Физиология биологической мембраны — базовый раздел физиологии клетки и возбудимых тканей, имеющий большое значение для медицины. Почему? Нарушение мембранных процессов — причина многих заболеваний (например, атеросклероза, гипертонической болезни, вирусных и бактериальных инфекционных заболеваний, отравлений, поражений ионизирующим излучением, опухолевых заболеваний). Лечение как «мембранных» патологий, так и заболеваний, казалось бы, не связанных с мембранами часто связано с воздействием на функционирование биологических мембран.
Важнейшие условия существования клетки и клеточных органелл — автономность по отношению к окружающей среде. Вещество клетки или органеллы не должно смешиваться с веществом окружения, должна соблюдаться автономность химических реакций в клетке и в её отдельных частях. С другой стороны, условием существования клетки или органеллы является связь с окружающей средой. Непрерывный, регулируемый обмен веществом и энергией между клеткой или органеллой и окружающей по отношению к этим структурой средой жизненно необходим. Как отметил Д.Бернал, «только после образования мембраны вокруг всей клетки мы действительно имеем то, что с полным правом может быть названо организмом».
В 1890 г. В.Пфеффер пришел к выводу о существовании плазматической мембраны на основании результатов экспериментов по осмотическому сморщиванию (плазмолизу) и набуханию клеток. Одной из задач занятия является повторение этих опытов.
Цель занятия
Формировать систему знаний о закономерностях физиологических процессов. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности физиологических процессов, связанные с функцией биомембран; уметь применять полученные знания при интерпретации результатов физиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической физиологии биомембан.
[Мф1] Исходные знания
1. Раздражение и возбуждение как основные типы реакции тканей на раздражение.
2. Понятия «ткани», «возбудимые ткани».
3. Свойства возбудимых тканей.
4. Понятие «биологическая мембрана».
5. Общий план строения биологической мембраны. Жидкостно-мозаичная модель биологической мембраны (Сингера-Николсона, 1972).
6. Предметные модели биологических мембран.
7. Физические модельные мембраны (плоские, сферические).
8. Биологические модельные мембраны (тени эритроцитов, аксон кальмара).
9. Транспорт веществ через мембрану. Характеристика транспорта.
10. Транспорт веществ с изменением и без изменения архитектоники мембраны.
11. Пассивный транспорт веществ через мембрану. Уравнение Фика.
12. Ионные каналы, классификация, свойства.
13. Облегчённая диффузия.
14. Активный транспорт через мембрану.
15. Сопряжённый транспорт (симпорт, антипорт; пассивный, активный, вторично-активный котранспорт).
План изучения темы
1. Раздражение и возбуждение как основные типы реакции тканей на раздражение.
2. Понятия «ткани», «возбудимые ткани».
3. Свойства возбудимых тканей.
4. Понятие «биологическая мембрана».
5. Общий план строения биологической мембраны. Жидкостно-мозаичная модель биологической мембраны (Сингера-Николсона, 1972).
6. Предметные модели биологических мембран.
7. Физические модельные мембраны (плоские, сферические).
8. Биологические модельные мембраны (тени эритроцитов, аксон кальмара).
9. Транспорт веществ через мембрану. Характеристика транспорта.
10. Транспорт веществ с изменением и без изменения архитектоники мембраны.
11. Пассивный транспорт веществ через мембрану. Уравнение Фика.
12. Ионные каналы, классификация, свойства.
13. Облегчённая диффузия.
14. Активный транспорт через мембрану.
15. Сопряжённый транспорт (симпорт, антипорт; пассивный, активный, вторично-активный котранспорт).
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Обезболивание и обездвиживание лягушки
2. Приготовление нервно-мышечного препарата икроножной мышцы и седалищного нерва лягушки
3. Воспроизведение первого опыта Л.Гальвани (опыт с металлом)
4. Воспроизведение второго опыта Л.Гальвани (без металла)
5. Воспроизведение опыта Маттеуччи (вторичный тетанус).
Задание на дом
Тема 2 «Биоэлектрические явления в возбудимых тканях и методы их исследования».
Литература[Мф2]
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.:Медицина, 2003[Мф3] .— [Мф4] C.39-45.
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С.14-17, 143-189[Мф5] .
4. Орлов Р.С., Ноздрачёв А.Д. Нормальная физиология: Учебник. – ГОЭТАР-Медиа, 2005[Мф6] .- С. 15-35.
5. Нормальная физиология. В 3 т.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [В.Н.Яковлев, И.Э.Есауленко, А.В.Сергиенко и др.]; под ред. В.Н.Яковлева. Т.1.Общая физиология.- М.: Издательский центр «Академия», 2006[Мф7] .- С.15-18.