Тема 17 : Форменные элементы крови. Группы крови
Цель занятия
Сформировать систему знаний о форменных элементах крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по гематологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые вопросы физиологии форменных элементов крови, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении функции форменных элементов крови, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования свойств форменных элементов крови и в оценке результатов гематологических тестов. Особое внимание следует уделить изучению вопросов групповой дифференцировки крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по трансфузиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые вопросы, касающиеся переливания крови, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при конфликта, связанных с иммуными свойствами крови, владеть навыками определения групповой принадлежности эритроцитов и плазмы по системе AB0 и Rh.
Исходные знания
1. Строение эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов (гистология).
2. Эритропоэз, тромбоцитопоэз, лейкопоэз (гистология).
3. Биохимия гемоглобина (биохимия).
4. Основы иммунитета (биология).
5. Наследование групп крови (генетика).
План изучения темы
1. Понятие «форменные элементы крови».
2. Эритроциты: строение, количество, функции, значение.
3. Гемоглобин: строение, свойства, количество в крови, методики определения.
4. Кривая диссоциация оксигемоглобина.
5. Содержание гемоглобина в эритроцитах.
6. Лейкоциты: виды, количество, методики подсчета.
7. Лейкоцитарная формула.
8. Характеристика отдельных видов лейкоцитов.
9. Открытие групп крови как решение проблемы переливания крови.
10. Типология крови (группы крови). Понятия «группы крови», «тип крови».
11. Группы крови системы AB0. Методы определения.
12. Система резус. Метод определения.
13. Индивидуальная совместимость крови донора и реципиента. Методы определения.
14. Резус-несовместимость и беременность.
15. Физиологические основы донорства.
16. Связь групп крови и состояние здоровья.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое форменные элементы крови?
1.1. Сравните общий план строения эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.
1.2. Сравните нормальное содержание в циркулирующей крови эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.
2. Каково значение эритроцитов для организма?
2.1. Какую форму имеет нормальный эритроцит и почему?
2.2. Что такое пойкилоцитоз?
2.3. Что такое анизоцитоз?
2.4. Нарисуйте кривую Прайс-Джонса при нормоцитозе, макроцитозе, микроцитозе, мегалоцитозе, анизоцитозе.
2.5. Как обозначается повышение и снижение количества эритроцитов в крови?
2.6. Опишите принцип подсчета клеток крови с помощью камеры Горяева.
2.7. Опишите принцип подсчета клеток крови с помощью автоматических систем.
3. Опишите строение и свойства гемоглобина.
3.1. Каково содержание гемоглобина в крови здорового человека?
3.2. Как называется снижение содержания гемоглобина в крови?
3.3. Назовите основные функции гемоглобина.
3.4. Назовите виды гемоглобина в зависимости от состояния гема и глобина?
4. Что отражает кривая диссоциация оксигемоглобина?
4.1. Какую форму имеет кривая диссоциация оксигемоглобина и почему?
4.2. Сравните (на одном рисунке) кривые диссоциации кислорода и гемоглобина A, гемоглобина F и миоглобина.
4.3. Как влияет парциальное давление углекислого газа, pH, температура крови, содержание 2,3‑ДФГ на кривую диссоциации оксигемоглобина?
5. Какие показатели отражают содержание гемоглобина в эритроцитах?
5.1. Определите цветовой показатель при содержании эритроцитов 4,4·1012/л и гемоглобина – 150 г/л.
5.2. Как называются эритроциты при повышении и снижении цветового показателя?
6. Разделите лейкоциты на две большие группы.
6.1. Какие Вы знаете виды лейкоцитов. Опишите их физиологические свойства.
7. Опишите нормальную лейкоцитарную формулу.
7.1. Оцените следующую лейкограмму: юных нейтрофилов – 1 %, палочкоядерных нейтрофилов – 1 %, сегментоядерных нейтрофилов – 50 %, эозинофилов – 3 %, базофилов – 1 %, лимфоцитов – 25 %, моноцитов – 5 %.
7.2. Что такое абсолютный и относительный лимфоцитоз?
7.3. Что такое агранулоцитоз?
7.4. Что такое сдвиг лейкоцитарной формулы влево и вправо?
8. Дайте морфо‑функциональную характеристику отдельным видам лейкоцитов.
9. Почему открытие групп крови способствовало решению проблемы переливания крови от донора реципиенту.
9.1. Кто первый успешно перелил кровь от человека человеку в мире и в России?
9.2. Какова роль А.М.Филомафитского в развитии учения о переливании крови.
9.3. Кто открыл существование различных групп крови?
9.4. Какие события развиваются при переливании несовместимой крови?
9.5. Что такое ДВС-синдром?
10. Дайте определение понятиям «группа крови», «тип крови».
10.1. Какие Вы знаете системы групп крови?
10.2. Как наследуется группа крови?
10.3. Меняется ли группа крови у человека в течение жизни?
11. Дайте общую характеристику системе AB0.
11.1. Какая группа крови по системе AB0 может быть у ребенка, если у отца – первая группа крови, а у матери – четвертая.
11.2. Что такое агглютинация, изогемагглютинация, агглютиногены, агглютинины?
11.3. Назовите агглютиногены, агглютинины, гемолизины системы AB0.
11.4. Что такое цоликлоны?
11.5. Опишите методику определения групп крови с использованием цоликлонов.
11.6. Как можно определить к какой группе относится плазма крови?
11.7. Объясните понятия «универсальный донор» и «универсальный реципиент» и опасность их использования при переливании крови.
12. Опишите систему «резус».
12.1. Сравните системы групп крови AB0 и резус.
12.2. Как определяется резус‑фактор?
13. Как исследуется индивидуальная совместимость крови донора и реципиента? Что такое прямая и обратная перекрестные биологические пробы на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента?
14. Обязательно ли резус-отрицательной женщине искать резус-отрицательного мужа?
14.1. Объясните механизм формирования конфликта по резус фактору.
14.2. В каких семьях нет повода для беспокойства в связи с возможностью развития резус-конфликта между матерью и плодом?
14.3. Почему несовместимость матери и плода по системе АВ0 наблюдается крайне редко?
14.4. Несовместимость матери и плода по системе АВ0 предотвращает резус-конфликт или усугубляет его?
14.5. Что такое анти-D-профилактика?
15. Что такое «донорство»?
15.1. Какие открытия способствовали возникновению и развитию донорства?
15.2. Какие существуют виды донорства?
15.3. Как часто донорам можно сдавать кровь без ущерба для здоровья?
16. Может ли по группе крови судить о риске возникновения у человека различных заболеваний?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
Определение количества эритроцитов в крови у человека.
Определение количества гемоглобина в крови у человека.
Вычисление цветового показателя и содержания гемоглобина в одном эритроците.
Определение количества лейкоцитов в крови у человека.
Оценка лейкоцитарной формулы крови у человека.
Определение группы крови по системе AB0 с помощью цоликлонов.
Определение резус‑принадлежности с помощью цоликлонов.
Определение совместимости крови с применением прямой и обратной биологических проб.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Свёртывающая и противосвёртывающая системы крови».
Литература[a70] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф71] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф72] .