Коррекция звукопроизношения
Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Подготовительные упражнения.
Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, выясните, может ли ребенок произносить звук по подражанию. Например, предварительно дав образец, предложите ему воспроизвести рокот мотора (звук р), шум листьев на дереве или шипение змеи (звук ш) и т. д.
Если вызвать звук по подражанию не удастся, проведите подготовительные упражнения. Они должны быть направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), укрепление органов артикуляционного аппарата и уточнение их движений, выработку сильной воздушной струи и т. д.
Чем лучше и четче будет проведена такая подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Ее продолжительность зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей развития ребенка и может колебаться от трех занятий до целого ряда занятий в течение нескольких недель.
Постановка (вызывание) звука.
Чтобы поставить у ребенка правильный звук, взрослому следует тщательно изучить перед зеркалом положения органов речи при нормальной артикуляции, освоить способы вызывания звука. Запомнив положения губ, языка, зубов, нижней челюсти, усадите ребенка перед зеркалом и предложите ему произнести нужный звук. Определите, какое положение принимают органы речи ребенка, и сравните с собственной артикуляцией.
Далее задача будет заключаться в том, чтобы добиться правильного произношения изолированного звука (о способах вызывания звуков см. ниже).
Закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
При закреплении звука важно соблюдать определённую последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине.
Закрепление звуков в речи осуществляется путем повторения ребенком вслед за взрослым чистоговорок, скороговорок, заучивания загадок, пословиц, поговорок, коротких стихотворений, насыщенных нужными звуками. Для введения звуков в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картине.
В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например: ш и с, ж и з, р и л и др.
Приступая к исправлению звуков, следует объяснить ребёнку цель этих занятий. В процессе работы по постановке звука следует учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение и др. Поэтому нельзя требовать от него, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовывать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный, успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.
Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно два раза в день (утром и вечером в течение 5 - 10 мин). В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы (сказки) или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15 - 20 мин и более.
Функция жевания
Жевание - важный физиологический акт, во время которого в полости рта происходит измельчение пищевых веществ, смачивание их слюной и формирование пищевого комка перед проглатыванием. В осуществлении акта жевания принимают участие верхняя и нижняя челюсти с зубными рядами, жевательная и мимическая мускулатура, слизистая оболочка полости рта, язык, мягкое небо, слюнные железы.
Процесс жевания представляет собой сложную координацию условных и безусловных двигательных рефлексов, которые определяют сокращения жевательных мышц, мышц мягкого неба, губ и щек.
В процессе многолетних исследований И. С. Рубинов (1965) выделил функциональные звенья и рефлексы жевательной системы.
В жевательное звено включают следующие функциональные элементы:
опорная часть - пародонт;
моторная часть - мускулатура;
регулирующая часть - нервно-рефлекторная;
трофическая часть - система кровеносных сосудов.
Рефлексы жевательной системы:
· периодонто-мускулярный— осуществляется во время жевания при помощи естественных зубов, где сила сокращения жевательной мускулатуры регулируется степенью чувствительности рецепторов периодонта;
· гингиво-мускулярный— проявляется при потере зубов, где сила сокращения жевательной мускулатуры регулируется рецепторами слизистой десны и альвеолярных гребней;
· миостатический— осуществляется при функциональных состояниях, связанных с растяжением жевательной мускулатуры. Начало миостатическому рефлексу дают импульсы, возникающие в рецепторах жевательных мышц во время растяжения. Чем больше растягивается жевательная мускулатура, тем большее количество рецепторов возбуждается, что и приводит к рефлекторному сокращению этих мышц.
По данным экспериментальных исследований в жевательном акте выделены 4 рефлекторных механизма:
1) рефлекс с мышечных веретен и надкостницы челюстей к чувствительному ядру тройничного нерва, затем к двигательному ядру и снова на мышцу. Это мандибулярный рефлекс. Похлопывание по подбородку при опущенной челюсти вызывает смыкание зубных рядов, а при сжатых челюстях — размыкание;
2) рефлекс с суставного диска, от его свободных нервных окончаний к чувствительному ядру и через вставочный нейрон — к двигательному ядру;
3) рефлекс от капсулы сустава на жевательные мышцы;
4) рефлекс от пародонтальных рецепторов на жевательные мышцы.
В процессе жевания выделяют ряд характерных стадий, во время которых выполняются определенные движения нижней челюсти:
1. В стадии захватывания и откусывания — режущие края нижних резцов скользят по небной поверхности верхних резцов от краевого смыкания до положения центральной окклюзии.
2. Этой стадии предшествует опускание нижней челюсти при откусывании пищи, в которой сочетаются вертикальные и сагиттальные движения с преобладанием последних.
3. В стадии раздавливания пищи - основными движениями нижней челюсти являются вертикальные, заканчивающиеся состоянием центральной окклюзии, однако им сопутствуют незначительные поперечные движения.
4. В стадии пережевывания — нижняя челюсть маятникообразно перемещается в поперечном направлении при весьма незначительных вертикальных движениях.
При этом сторона, в которую перемещается нижняя челюсть, определяется как рабочая, а противоположная — как балансирующая. Пережевывание осуществляется на рабочей стороне. На этой стороне контактируют одноименные бугорки поверхностей смыкания: вестибулярные с вестибулярными бугорками, язычные с язычными. На противоположной, балансирующей стороне контактируют разноименные бугорки.
В стадии пережевывания превалируют поперечные движения, однако они сочетаются с вертикальными и сагиттальными движениями.
Возникающие при жевании функциональные раздражения являются стимулом для правильного роста и развития челюстей и лица.
Сосание как способ приема пищи грудными детьми сопровождается перестройкой височно-нижнечелюстных суставов, что обеспечивает возможность перехода к другому способу обработки пищи — жеванию. Жевание влияет на желудочно-кишечное пищеварение, обеспечивая механическую, химическую и рефлекторную фазы, стимулирует основной обмен веществ, влияет на рост челюстей и формирование лица в целом.
Каждой группе зубов в процессе жевания отводится определенная роль, так резцы участвуют в откусывании, клыки отрывают, а премоляры и моляры разжевывают пищу. С возрастом вырабатывается жевание с преобладанием дробяще-размалывающих движений нижней челюсти.
Весь комплекс движений, связанный с жеванием куска пищи, от начала его введения в рот до момента проглатывания, характеризуется как жевательный период. В каждом жевательном периоде различают пять фаз (по И.С. Рубинову):
· первая фаза – состояние покоя – соответствует периоду до введения пищи в рот, когда нижняя челюсть неподвижна, мускулатура находится в минимальном тонусе и нижний зубной ряд отстоит от верхнего на расстоянии 2-3 мм;
· вторая фаза – введение пищи в рот;
· третья фаза – начальная фаза функции жевания (адаптация);
· четвертая фаза – основная фаза функции жевания;
· пятая фаза – фаза формирования комка пищи с последующим его проглатыванием.
Односторонняя перерезка мышц в эксперименте и одностороннее удаление зубов ведут к нарушению жевания. Животные жуют на одной стороне, что способствует развитию деформации прикуса и лицевого черепа.
По данным Л. В. Ильиной-Маркосян (1959) и А. К. Ярового (1964), возникновение перекрестного прикуса связано с жеванием только на одной стороне или преимущественным жеванием фронтальными зубами.
Смена зубов идет активнее на стороне привычного жевания, на мало функционирующей челюсти она задерживается. Это и приводит к нарушению окклюзионных соотношений и появлению аномалий прикуса.
Впервые Шварцем в 1941 году были описаны два типа жевания - темпоральный и массетериальный.
Для массетериального типа жевания характерныследующие морфологические признаки: мощная жевательная мускулатура, медленные, но сильные жевательные движения, собственно жевательная мышца пересекает линию моляров благодаря относительно большому отдалению собственно жевательной мышцы от сустава, рычагообразные движения нижней челюсти мощные и медленные.
При массетериальном типе жевания при поднятии нижней челюсти кверху наблюдается тенденция к ее выдвижению вперед. Тело челюсти и альвеолярные отростки хорошо развиты, пища при еде хорошо размалывается жевательными буграми.
При развитии прикуса при данном типе жевания в возрасте 1—6 лет определяется медиальный сдвиг нижнего зубного ряда, нейтральное установление первых постоянных моляров, неглубокое перекрытие нижних молочных резцов верхними резцами.
При темпоральном типе жеванияу детей жевательная мускулатура менее мощная, чем при массетериальном, жевательные движения неравномерны по времени, амплитуде и силе сокращения, собственно жевательная мышца прикрепляется к телу нижней челюсти на некотором отдалении от линии моляров, ближе к суставу, благодаря чему рычагообразные движения нижней челюсти более быстрые и порывистые, чем при массетериальном типе.
Характерно, что при поднятии нижней челюсти кверху наблюдается ее дистальный сдвиг. При темпоральном типе жевания нижнечелюстная кость, альвеолярные отростки, пародонт имеют нежное строение. Дети жуют порывисто, пища проглатывается в плохо измельченном виде. При этом жевательные бугры на молярах выражены хорошо.
При развитии прикуса у детей 4—6 лет не отмечается мезиального сдвига нижнего зубного ряда, а имеет место ненадежное установление первых постоянных моляров, есть предрасположенностьт к формированию дистального прикуса. Во фронтальном участке часто формируется глубокое перекрытие, возникает дистальный прикус, который может сочетаться с глубоким прикусом.
Исследования, проведенные С. И. Криштабом (1975), показали, что наряду с массетериальным и темпоральным типом жевания примерно 50 % детей имеют уравновешенный тип жевания, содержащий в себе признаки обоих типов.
Функциональная недогрузка, так называемое «ленивое жевание», нередко сочетается с инфантильным глотанием, может отрицательно сказаться на развитии зубочелюстного аппарата. Эффективной гимнастикой для вялой жевательной мускулатуры является употребление детьми твердой пищи. Твердую пищу, дети вынуждены предварительно пережевывать, а мягкую проглатывают без труда, не прилагая при этом никаких жевательных усилий.
При массетериальном типе жевания в возрасте 1 - 6 лет определяется медиальный сдвиг нижнего зубного ряда, установление первых постоянных моляров с медиальным сдвигом, неглубокое перекрытие нижних молочных резцов верхними. Если массетериальный тип жевания сочетается с макроглоссией, вредными языковыми привычками и др., то на его фоне у ребенка развивается прогенический прикус.
При темпоральном типе жевания не отмечается мезиального сдвига нижнего зубного ряда, а имеет место ненадежное установление первых постоянных моляров, есть опасность установления нижней челюсти в дистальном прикусе. Во фронтальном участке часто формируется глубокое перекрытие, возникает дистальный прикус, который может сочетаться с глубоким.