Функциональные особенности тканей зуба
Кафедра нормальной физиологии
ВОПРОСЫ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
(учебное пособие для студентов)
Новосибирск 2013
УДК 612.1(072)
Печатается по постановлению ЦМК по физиологии от 10.04.2013. протокол №5
Вопросы стоматологической физиологии. Учебное пособие. Новосибирск. Новосибирский Государственный медицинский университет, 2013. 67 –с.
Составление настоящего учебного пособия вызвано необходимостью внесения элементов профилизации в преподавание нормальной физиологии на стоматологическом факультете медицинского вуза. Данное пособие представляет пятое издание так называемых "профильных" для стоматологии вопросов физиологии человека и включает в себя рассмотрение вопросов физиологии тканей и органов челюстно-лицевой области: зубов, пародонта, слюнных желёз, особенности кровообращения в этих органах и влияние гормонов на их морфофункциональное состояние. Данное издание дополнено вопросами физиологии вкуса и болевой сенсорной системы. В издание включён список профильных вопросов, входящих в экзаменационные билеты для студентов стоматологического факультета. Пособие составлено в соответствии с учебной программой по нормальной физиологии и предназначено для студентов второго курса стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов, а также для начинающих преподавателей.
ISBN 5-85979-025-2
Авторы-составители: Перехвальская Т.В., к.м.н., доцент
Пиковская Н.Б., д.б.н. профессор кафедры нормальной физиологии
Под редакцией зав. кафедрой нормальной физиологии,
д.м.н., проф. Куликова В.Ю.
Рецензенты: Д.м.н. профессор кафедры патологической
физиологии и клинической патофизиологии Е.Н. Самсонова
©
Предисловие
Данное пособие мы назвали "Вопросы стоматологической физиологии". Следует, однако, сказать, что по нашему глубокому убеждению никакой особой, стоматологической физиологии (как и физиологии терапевтической, хирургической, акушерско-гинекологической и т.д.) на 2 курсе мединститута существовать не может, а есть одна базовая, единая для всех будущих врачей, дисциплина - физиология человека. Выпускник медицинского высшего учебного заведения любой специальности должен иметь представление обо всех важнейших функциях организма, его систем и органов, должен сформировать синтетический взгляд на организм как на единое целое, в котором нет независимо друг от друга существующих частей, органов, тканей, систем. Классическое медицинское образование исходит именно из этого фундаментального представления. Это в полной мере касается и студентов-стоматологов. Для того, чтобы грамотно работать в своей профессии, им тоже нужно получать классическое медицинское образование в полном объёме. Не исключено, однако, что в требованиях стоматологов-клиницистов дать студентам именно стоматологическую физиологию, скрыт истинный запрос. Дело в том, что традиционный курс физиологии человека является в значительной мере аналитическим; мы преподаём физиологию отдельных систем (кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), недостаточно занимаясь их взаимодействием и интеграцией в физиологию целостного организма. Эта незавершённость курса, выраженная в отсутствии синтеза, проявляется, в частности, в запросе врачей на т. наз. "клиническую" физиологию. По нашему мнению, клиническая физиология - это и есть синтетическое рассмотрение нормальных функций в гармоничном сочетании с биохимическими, фармакологическими и др. аспектами, переходящее в патофизиологический синтез (который эта наука давно осуществляет). Вероятно, именно о такого типа "клинической стоматологической физиологии" размышляют стоматологи. Но ведь этот раздел просто не существует, его ещё надо создавать. Экспериментально-клиническая разработка этой области требует совместного труда физиологов, патофизиологов и стоматологов.
Заканчивая предисловие, следует сказать, что данное пособие в том виде, в котором его предполагается развить дальше, мы рассматриваем всё же не как стоматологическую физиологию, а как обобщённое и сведённое в одном месте изложение тех разделов физиологии человека, которые особенно близки к профессии стоматологов.
ФУНКЦИИ ПОЛОСТИ РТА.
Полость рта является первым отделом системы пищеварения человека. Цель этой системы состоит в превращении белков, жиров и углеводов, интегрально представленных в традиционных продуктах питания, в форму, доступную для усвоения клетками, и их всасывании. В жидком виде пища сразу доступна глотанию и ферментативному гидролизу. При этом из процессов, протекающих в полости рта, полностью выпадает акт жевания. Твёрдая пища требует предварительной механической обработки: откусывания, жевания и смачивания для обеспечения глотания, но это необходимо ещё и для того, чтобы молекулы пищеварительных ферментов могли получить доступ к соответствующему субстрату и работать на максимально большой поверхности. На стадии жевания требуется чёткое рефлекторное управление взаимодействием всех участников этого процесса: зубов и челюстей, языка, губ, щёк, слюнных желёз. Если акт жевания серьёзно нарушен, человек может питаться только жидкой пищей. Таким образом, механическая обработка пищи является первой и важнейшей функцией полости рта.Для выполнения этой функции полость рта снабжена органами жевательного аппарата (верхняя и нижняя челюсть с зубными рядами и жевательной мускулатурой) и большими и малыми слюнными железами.
Помимо основной функции жевания органы ротовой полости также обеспечивают защитную функцию:удаление отвергаемых веществ, нейтрализацию кислых и щелочных продуктов, антимикробную и антивирусную защиту. В осуществлении защитной функции большую роль играют слизистая оболочка рта и языка, которые выполняют барьерную функцию. В собственном слое слизистой и миндалинах присутствует большое количество клеточных элементов: макрофагов, нейтрофилов, лимфоцитов, осущёствляющих фагоцитоз бактерий и антигенных белков. Клеточные элементы слизистой синтезируют в периваскулярное пространство биологически активные вещества: гепарин, гистамин, серотонин, дофамин, которые расширяют капилляры, увеличивают проницаемость их стенки и способствуют выходу клеточных элементов крови в периваскулярное пространство.
Ротовая полость, а в более узком смысле ротовая жидкость (слюна, жидкость десневых карманов), представляет собой также внешнюю среду для зубов и участвует в процессах их реминерализации.Слизистая оболочка ротовой полости обладает всасывающей способностью.Хорошо всасываются аминокислоты, глюкоза, ионы натрия, калия, алкоголь, дистиллированная вода, водные растворы пенициллина, фурацилина. Наибольшая проницаемость отмечается в районе десневой бороздки подъязычной области и дна полости рта. Это свойство используется для введения некоторых лекарственных веществ - валидола, нитроглицерина. Всасываясь из-под языка, они поступают в общий кровоток, минуя печень, что предотвращает их быстрое разрушение и позволяет создать высокую действующую концентрацию в периферическом кровотоке.
Следующая функция может быть названа как сенсорная.Слизистая оболочка ротовой полости и языка снабжена большим количеством различных рецепторов (механо-, хемо-, терморецепторов), благодаря которым происходит анализ свойств пищевых раздражителей, и рефлекторным путем включаются в работу слюнные железы, жевательная мускулатура, железы желудка, поджелудочная железа и печень, стимулируется двигательная функция желудочно-кишечного тракта.
Функция речи.Значение полости рта в жизни человека не исчерпывается причастностью к функции системы пищеварения. Человек - это, прежде всего, сознание, а оно функционирует на базе речи. В формировании звуковой речи принимают участие ротовая полость, язык, зубы, щёки, губы и другие органы челюстно-лицевой области. Нарушение речеобразовательной деятельности называется дислалия. Дислалии различаются в зависимости от локализации повреждений органов полости рта и могут быть палатинальные, дентальные, лингвальные и лабиальные.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТКАНЕЙ ЗУБА.
Развитие зуба
Зубные зачатки включают три постоянно взаимодействующих компонента:
эмалевый орган, который образуется из многослойного эпителия выстилки полости рта; эмалевый сосочек, образованный мезенхимой, заполняющей полость эмалевого органа;
зубной мешочек, также являющийся производным мезенхимы, конденсирующейся вокруг эмалевого органа.
Взаимодействие клеток эпителия и мезенхимы, их дифференцировка, пролиферация и адгезия - всё это в комплексе ведёт к формированию полноценного зуба.
По окончании морфогенеза твёрдые ткани зуба - эмаль, дентин, бесклеточный цемент на протяжении всей жизни не обновляются. Постоянство внутренней среды этих тканей поддерживается за счёт пульпы зуба, клеточного цемента, периодонтальных волокон и слюны.
Рисунок 1 Строение зуба
Рисунок 2Источники развития тканей зуба в эмбриогенезе