Бактериологическое исследование (4 часа)
Содержание. Изучение морфологии и физиологии бактерий, методов их выделения и идентификации.
Материальное обеспечение. Микроскоп МББ; МБС, иммерсионное масло, предметные и покровные стекла, предметное стекло с луночкой, вазелин, стекло со шлифованным краем, стерильные пипетки, бактериологическая петля, набор реактивов для окраски по Граму, фильтровальная бумага, кювета, чашка и «мостик» для предметных стекол, бутыль с водой, пинцет, спиртовка, спички и карандаш по стеклу.
Для бактериологического исследования берут только живую рыбу, так как у погибшей быстро развивающаяся микрофлора затрудняет выделение возбудителей болезней. При взятии материала соблюдают правила асептики.
Посуду для взятия проб (банки, колбы, пробирки, чашки Петри и др.) предварительно стерилизуют в автоклаве (при 1 атм 20-30 мин) или в сушильном шкафу (при 160-170 °С 1-1,5 ч). Ведра, кастрюли, бидоны тщательно промывают теплой водой с мылом, ополаскивают кипяченой водой. Перед взятием живой рыбы посуду заполняют водой из водоема, откуда берут рыбу, или из артезианской скважины. Руки тщательно моют и протирают тампоном, смоченным спиртом.
Морфология бактерий.Микроорганизмы можно изучать в живом и фиксированном, окрашенном состоянии с помощью микроскопа (бактериоскопически), а также при выделении чистых культур на питательных средах (бактериологически).
Бактериоскопически изучают морфологию бактериальной клетки – ее форму, размеры, структуру, различные включения.
Бактерии – одноклеточные организмы, размножающиеся простым делением.
По морфологическим признакам бактерий делят на 3 основные формы: сферическую (шаровидную) – кокки, цилиндрическую (палочковидные) – бактерии, бациллы (аэробы), клостридии (анаэробы) и извитую – вибрионы, спириллы, лептоспиры, спирохеты. Среди кокков в зависимости от характера деления различают микро-, дипло-, стрепто-, тетра-, стафилококки и сардины.
Для бактерий характерна сложная структура, обеспечивающая многообразие их функциональной деятельности. Бактериальная клетка имеет клеточную стенку, цитоплазматическую мембрану, нуклеоид, цитоплазму с различными включениями. Некоторые бактерии в организме или на искусственных питательных средах способны образовывать капсулу – слизистый слой, защищающий клетку от высыхания и других неблагоприятных воздействий внешней среды. Бациллы и клостридии образуют споры, располагающиеся терминально, субтерминально или центрально. У бактерий, способных активно двигаться, есть жгутики, количество и расположение которых являются важным диагностическим признаком. Жгутики могут располагаться полярно (монотрихи – один жгутик, лофотрихи – пучок жгутиков) или по всей поверхности клетки (перитрихи). Однако не все бактерии, не имеющие жгутиков, являются неподвижными. Безжгутиковые миксобактерии, выделяя огромное количество слизи, обладают способностью к скользящему движению.
В лаборатории вначале делают первичные посевы на питательные среды (мясо-пептонный бульон МПБ и мясо-пептонный агар МПА).
Прежде всего, исследуют материал, взятый из пораженных участков (язвы, абсцессы и т.п.). Перед взятием соскоба язвы промывают стерильным физиологическим раствором. Содержимое абсцессов набирают пастеровской пипеткой после прижигания шпателем места взятия. Кровь для посевов берут из сердца или хвостовой артерии. Первую каплю крови удаляют, а последующие 2-3 высевают на питательную среду.
Непосредственно перед вскрытием инструменты (скальпель, ножницы, пинцеты и др.) кипятят в течение 30 мин. Перед взятием материала для бактериологического исследования их дополнительно смачивают денатурированным спиртом и обжигают на пламени горелки.
Для бактериологического исследования высев на питательные среды делают из сердца, селезенки, почек и других органов. Перед взятием место прокола предварительно обеззараживают нагретым металлическим шпателем. Для взятия крови из сердца органы брюшной полости отодвигают в сторону, освобождают перегородку сердечной полости и оттянутым концом пастеровской пипетки прокалывают сердечную мышцу.
Для идентификации возбудителей бактериальных болезней изучают их морфологию, подвижность, культуральные, биохимические свойства.
Микроорганизмы можно изучать в живом, фиксированном состоянии, при выделении чистых культур на питательных средах.
Определяют форму, размеры, структуру, подвижность бактерий.
Подвижность живых бактерий можно изучать на полужидком агаре (неподвижные бактерии растут строго по уколу, подвижные – по всей среде, вызывая ее помутнение) или по методу «висячей» и «раздавленной» капли
Метод «висячей» капли. Края чистого покровного стекла смазывают вазелином, в центр наносят каплю суточной бактериальной культуры (лучше бульонной) и накрывают предметным стеклом с луночкой так, чтобы капля находилась в центре лунки. Затем препарат быстро переворачивают покровным стеклом вверх так, чтобы капля провисла над лункой, не касаясь дна и краев. При малом увеличении находят край капли, устанавливают большое увеличение, микроскопируют при слегка опущенном конденсоре.
Метод «раздавленной» капли. На поверхность чистого предметного стекла наносят каплю суточной бульонной культуры и осторожно накрывают покровным стеклом, чтобы не было пузырьков воздуха и капля не выходила за края покровного стекла. Микроскопируют при большом увеличении и опущенном конденсоре.
Для изучения морфологии бактерий из них готовят фиксированные мазки и окрашивают.
Различают простые и сложные методы окраски. При простых методах окраски используют один краситель, чаще всего метиленовый синий или основной фуксин, когда нужно убедиться в чистоте бактериальной культуры или изучить морфологию клетки Сложные методы окраски, включающие несколько этапов с использованием различных красителей, позволяют изучить структуру бактериальной клетки.
1Приготовление фиксированных препаратов. На чистое обезжиренное предметное стекло наносят каплю воды или физиологического раствора, в которую петлей вносят исследуемый материал и осторожно круговыми движениями равномерно тонким слоем распределяют по поверхности стекла, чтобы получился мазок диаметром 1-1,5 см. Бульонную культуру наносят и равномерно распределяют по стеклу с помощью пастеровской пипетки.
При исследовании крови, взятой из сердца или хвостовой вены, первую каплю стряхивают, а вторую наносят на поверхность предметного стекла ближе к правому краю. Затем стеклом со шлифованным краем под углом 45° прикасаются к капле крови, чтобы она растекалась по внутреннему краю стекла, и движением шлифованного стекла влево растирают каплю. Получается тонкий равномерный мазок крови.
Для получения мазков-отпечатков из паренхиматозных органов отрезанный кусочек органа, который держат пинцетом, проводят сквозь пламя спиртовки, чтобы запеклась «корочка». Затем стерильным скальпелем рассекают кусочек и свежесрезанной поверхностью несколько раз прикасаются к предметному стеклу. На одном стекле можно получить до 8 мазков-отпечатков.
Мазок высушивают на воздухе, затем фиксируют над пламенем горелки или в спирт-эфире (этиловый спирт + эфир 1:1) 20 мин, спирте с формалином (5 мл 40 %-ного формалина, 9,5 мл 96 %-ного этилового спирта) – 15 мин, ацетоне – 5 мин, хлороформе – несколько секунд.
2 Окраска мазков. Высушенные и зафиксированные мазки окрашивают по Граму, Цилю-Нильсену, Романовскому-Гимза, Михину или другими методами. При выборе метода выделения и культивирования возбудителя учитывают анамнестические и эпизоотологические данные, результаты клинического исследования. Так, при наличии большого количества слизи на жабрах, спине, хвостовом плавнике проводят исследования на миксобактериоз. В этом случае делают высев на чашки Петри с цитофагаагаром. Большинство возбудителей болезней рыб хорошо растут на обычных мясо-пептонных средах.
При выделении анаэробных культур из питательных сред удаляют растворенный кислород. Анаэробные условия создаются в средах, налитых высоким столбиком, покрытых слоем растительного масла толщиной 6–8 см (печеночный бульон, Среда Кита-Тароцци и др.). Для удаления растворенного кислорода жидкие питательные среды перед посевами кипятят в пробирках на водяной бане в течение 10 мин.
Окраска по Граму. На фиксированный препарат кладут кусочек фильтровальной бумаги и на 1-2 мин наносят избыток раствора генцианвиолета или кристаллвиолета. Снимают фильтровальную бумагу, сливают краску и, не промывая, наливают раствор Люголя до полного почернения препарата. Сливают раствор Люголя, пинцетом берут препарат за край стекла и погружают в стаканчик со спиртом, затем поднимают и опускают стекло до прекращения появления струек краски. Мазок тщательно промывают водой. В течение 2-3 мин докрашивают мазок фуксином Пфейфера. Сливают краску, мазок тщательно промывают водой, высушивают и микроскопируют с иммерсией.
Грамположительные микробы, содержащие в цитоплазме больше РНК и белков, при обработке генцианвиолетом и раствором Люголя образуют с белками цитоплазмы прочное содинение красителя и йода, не обесцвечивающееся спиртом. Поэтому грамположительные микробы окрашиваются в темно-фиолетовый цвет, а грамотрицательные микробы, обесцвечивающиеся спиртом, докрашиваются фуксином в розово-красный цвет.
Физиология бактерий. По типу питания патогенные для рыб бактерии относятся к гетеротрофам – микроорганизмам, использующим в качестве источника углерода только готовые для усвоения органические соединения. Гетеротрофы могут быть сапрофитами, живущими и развивающимися на мертвых органических субстратах, и паразитами, живущими и размножающимися в живых организмах. В зависимости от условий существования одни и те же микроорганизмы могут быть то сапрофитами, то паразитами, поэтому четкой границы между ними провести нельзя.
По характеру дыхания все микробы делятся на аэробы и анаэробы.
У аэробов процесс дыхания протекает по типу окислительной реакции, для чего необходим кислород.
Анаэробы необходимую для жизнедеятельности энергию получают при расщеплении органических и неорганических соединений, входящих в состав питательной среды.
Существуют облигатные (строгие) аэробы (возбудитель холеры) и анаэробы (возбудитель газовой гангрены), которые могут развиваться только в аэробных или анаэробных условиях, и факультативные анаэробы, которые в зависимости от условий обитания могут менять аэробный тип дыхания на анаэробный. К этой группе относится большинство возбудителей болезней рыб.
Выделение и идентификация бактерий. Выбор метода культивирования бактерий зависит от типа питания и дыхания. Для определения видовой принадлежности возбудителя недостаточно одного микроскопирования: необходимо выделить и провести идентификацию чистой культуры.
Микроорганизмы, выращенные из одной колонии на плотной или жидкой питательной среде, называют чистой культурой. Изолированное скопление бактерий одного вида на плотной питательной среде, образовавшееся при размножении нескольких клеток, называют колонией. Культуры микробов одного вида, выделенные из одного или разных источников, называют штаммами. Совокупность микроорганизмов, имеющих единые происхождение и генотип, сходных по морфологическим и функциональным признакам, называют видом. Внутри одного вида могут быть разновидности микроорганизмов, отличающиеся друг от друга по некоторым признакам: типы, подвиды или варианты.
Систематическое положение бактериальной культуры устанавливают, изучая ее таксономические свойства: морфологические, тинкториальные, культуральные, ферментативные, антигенные и др.
Морфологические и тинкториальные свойства бактерий изучают при микроскопии мазков, окрашенных различными методами.
Культуральные свойства характеризуют по росту бактерий на различных плотных и жидких питательных средах. Колонии микроорганизмов, вырастающие на плотных питательных средах, характеризуют по величине (крупные, средние, мелкие, росинчатые), форме (круглые, неправильной формы, многолопастные), прозрачности (прозрачные, полупрозрачные), цвету (матовые, с пигментом), влажности (сухие, влажные, слизистые), поверхности (плоские, вогнутые, выпуклые, плосковыпуклые, гладкие, морщинистые, исчерченные), структуре и консистенции (аморфная, зернистая, волокнистая, плотная, мягкая) и др.
На скошенном питательном агаре рост может быть влажным, ползучим, сухим, морщинистым, слизистым, пигментированным; на МПБ – диффузным, придонным, пристеночным, с образованием пленки (тонкой, морщинистой, с «тяжами», спадающей вниз), осадка (в виде комочка ваты, аморфного).
Ферментативные свойства (в основном сахаролитические и про- теолитические) изучают на различных дифференциально-диагностических средах (среды Гисса, МПЖ – мясопептонный желатин, лакмусовое молоко и др.).
В лабораторной практике для производства посевов на питательные среды чаще всего используют бактериологическую петлю из платиновой или нихромовой проволоки длиной 6-8 см, один конец которой загнут в виде небольшой (1,5-2 мм) петли, другой зажат в специальном петледержателе. Бактериологической петлей можно делать посевы как на плотные, так и на жидкие среды в чашках Петри и пробирках. Кроме петли посев на плотные среды в чашках Петри можно осуществлять с помощью стеклянного и металлического шпаделей, на жидкие среды – с помощью пастеровских или градуированных пипеток.
Выделение чистых культур микробов. Берут стерильную жидкость (бульон, физиологический раствор и т.п.) и готовят слегка опалесцируюшую микробную взвесь, которую высевают на твердую питательную среду (МПА рН 7,2-7,6). Каплю посевного материала наносят на поверхность агара в чашке и распределяют стеклянным шпателем.
Можно применить дробный высев. Делают это так: на поверхность агара первой чашки наносят каплю агаровой взвеси, а затем петлей или шпателем (без добавления культуры) материал последовательно распределяют по нескольким чашкам. Засеянные чашки с агаром помещают на 24-48 ч в термостат, а чашки с желатиной оставляют при комнатной температуре. Выросшие в чашках отдельные колонии просматривают под лупой или малом увеличении микроскопа, нужные отмечают и пересевают на питательные среды в пробирки. Чтобы убедиться в чистоте культуры, материал с одной колонии разбавляют в стерильной жидкости и вновь высевают на чашки с агаром.
Чистую культуру после макро- и микроскопической проверки изучают. Для этого исследуют ее морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, серологические и биохимические свойства по схеме:
1) морфология (микроскопия окрашенных микробов);
2) подвижность (микроскопия микробов в живом состоянии методом
висячей или раздавленной капли);
3) форма и расположение жгутиков (окраска препаратов);
4) отношение к окраске по Граму (грамположительные или грамотрицательные);
5) реакция на цитохромоксидазу;
6) споры (окраска препарата);
7) капсулы (окраска препарата);
8) бульон (прозрачность или мутность, пленка, осадок, цвет среды, запах);
9) скошенный агар (мощность роста – отсутствует, слабая, умеренная;
характер роста – нитевидный, волнистый, мелкозубчатый, лопастной, ворсистый; блеск – влажный, жирный, тусклый; поверхность – гладкая, шероховатая, зернистая, складчатая, сухая, влажная; рельеф – плоский, выпуклый; прозрачность – непросвечивающнйся, просвечивающийся, опалесцирующий; консистенция – маслянистая, тягучая, крошковатая; цвет посевной, черты – пигментация; окраска среды – зеленая, сине-зеленая и т. д.);
10) колонии на агаре в бактериологических чашках (рост – скудный, умеренный, обильный; величина – крупные, мелкие, точечные; форма – круглая, эллипсовидная, корневидная; структура – волокнистая, хлопьевидная; характер края – волнистый, ровный, изрезанный, бахромчатый, локонообразный и т.д.; цвет колонии – пигментация; окраска среды; запах – отсутствует, резкий, что напоминает);
11) желатина в бактериологических чашках (разжижена или нет; характер разжижения; дальнейшее описание морфологии колонии ведут как на агаре);
12) желатина, посев уколом (характер роста по уколу – в виде ленты, нити, гвоздя с головкой, равномерный, прерывистый, только поверхностный; разжижение – в виде чашечки, воронки, цилиндра, кратера, поверхностное, пузырчатое – в глубине; скорость разжижения – быстро, медленно; окраска среды – зеленая, синяя и т.д.);
13) лакмусовое молоко (реакция – кислая, щелочная, без изменений; свертывание; сгущение; пептонизация);
14) картофель (интенсивность и характер роста, цвет пигмента);
15) ферментация углеводов (быстрота и степень кислото- и газообразования при росте на средах Гисса и Хью-Лейфсона);
16) образование ацетилметилкарбинола (к 1 мл 2-3-суточной культуры на среде Кларка прибавляют 0,5 мл 6%-ного спиртового раствора альфа-нафтола и 1 мл 16 %-ного водного раствора NaOH. При положительной реакции через 3-5 мин среда приобретает вишневый цвет);
17) образование индола (экстрагирование индола, путем прибавления 1-2 мл эфира к 3–5 мл 3–5-суточной культуры на мясо-пептонном бульоне или бульоне Хоттингера, затем прибавляют реактив Эрлиха-Боме, который в присутствии индола окрашивает вытяжку эфира в красный цвет);
18) образование сероводорода (фильтровальная бумага, смоченная раствором уксуснокислого свинца и фиксированная в пробирке с мясо-пептонным бульоном, сразу же после засева в присутствии сероводорода чернеет или буреет);
19) образование аммиака (фильтровальная бумага, заранее обработанная реактивом Несслера или Крупа и фиксированная в пробирке с только что засеянной средой, обычно уже через сутки инкубирования посевов в присутствии аммиака буреет или краснеет);
20) редукция нитратов (при редукции нитратов в нитриты получается темно-синее окрашивание 2-3-суточной бульонной культуры с 0,2 % калийной селитры в результате прибавления к культуре 10%-ного водного раствора крахмала с йодистым калием и 10 %-ного водного раствора химически чистой серной кислоты);
21) гидролиз крахмала (на поверхность 0,2 %-ного крахмального агара б бактериологических чашках с 2-3-суточной культурой наливают насыщенный и профильтрованный раствор кристаллического йода в 50 %-ном спирте; при рассмотрении чашки в проходящем свете вокруг колоний бактерий, расщепляющих крахмал, можно обнаружить светлые зоны);
22) редуцирующая способность (посев уколом в агар с метиленовой синькой и другими красками);
23) отношение к кислороду (выдерживают посевы в аэробных и анаэробных условиях);
24) гемолизируюшие свойства (посев на мясо-пептонный агар с 5-10 % дефибрннированной крови барана, кролика или лошади);
25) температурный оптимум (определяют быстроту и интенсивность
роста микробов, выдерживая посевы при различной температуре).
Определение чувствительности бактерий к антибиотикам. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам определяют методом диффузии в агар с применением стандартных бумажных дисков на плотных питательных средах (МПА и кровяном агаре). Стандартные диски диаметром 5 мм готовят на специальной фильтровальной бумаге, пропитанной антибиотиками и окрашенной в контрастные цвета.
В стеклянные чашки Петри наливают 2 % МПА или кровяной агар толщиной 4-5 мм. Чашки слегка подсушивают в термостате. В зависимости от интенсивности роста исследуемой культуры ее используют после 1-3-суточного инкубирования при оптимальной температуре на МПА или МПБ. Из агаровых культур с помощью физиологического раствора готовят 10-8 бактериальную взвесь.
На поверхность подсушенной среды наносят несколько миллилитров исследуемой культуры, равномерно распределяют по поверхности среды, избыток культуры отсасывают пастеровской пипеткой. Через 30-40 мин на поверхность среды стерильным остроконечным пинцетом накладывают диски с антибиотиками, слегка придавливая к агару. Диски располагают на расстоянии 2-2,5 см один от другого и от края чашки. Чашки переворачивают вверх дном и помещают в термостат на 1-2 сут при температуре инкубирования, оптимальной для данного микроба.
Диффундируя в агар, антибиотик образует вокруг диска зону угнетения роста чувствительных к нему бактерий. Зоны угнетения измеряют полоской миллиметровой бумаги. Учитывают диаметр зоны, проходящей через центр диска: при диаметре зоны угнетения роста менее 11 мм – бактерии резистентные или слабочувствительные, 11-20 мм – чувствительные и более 20 мм – высокочувствительные.
Контрольные вопросы.
1 Методы изучения микроорганизмов.
2 Что такое бактерии?
3 Строение бактерий.
4 Каким образом осуществляется движение бактерий?
5 Каковы методы окраски бактерий?
6 Как изучить подвижность бактерий?
7 Как приготовить микроскопический препарат?
8 Характер питания патогенных для рыб бактерий.
9 Типы дыхания бактерий.
10 Дать характеристику вида, штамма, чистой культуры, колонии.
11 Методика посева на плотные и жидкие питательные среды.
12 Каковы этапы бактериологического исследования?
13 Методика получения изолированных колоний.