Положения тела в пространстве
Цель занятия: Изучить системные механизмы организации целенаправ-ленного движения и сохранения оптимального положения тела в простран-стве. Исследовать роль центрального звена в программировании дви-жения и его коррекции.
Знать | Уметь |
1. Особенности организации ФУС поддержания оптимального мышеч-ного тонуса и равновесия в простра-нстве. 2. Особенности взаимодействия компонентов ФУС организации целенаправленного движения. 3. Механизмы включения вегета-тивного звена в двигательный акт. | Использовать знания о: 1) архитектонике и функциях систе-мы организации движения при анали-зе контактов человека с внешней сре-дой; 2) роли двигательных центров различ-ных отделов мозга в организации движения и мышечного тонуса для коррекции двигательной активности. Представлять: схематически структурную организа-цию центрально-периферических об-разований ФУС обеспечения произ-вольного движения и равновесия в пространстве у здорового человека для анализа возможных нарушений их функционирования. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Физиология соматической нервной системы.
2. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и движения.
3. Супраспинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и дви-жения: роль двигательных ядер ствола мозга, мозжечка, базальных ганглиев и двигательной зоны коры больших полушарий.
4. Принципы электромиографии.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. ФУС организации движения как сложная система с включением двух подсистем: поддержания равновесия и выполнения целенаправлен-ного движения с выраженным внешним звеном саморегуляции.
2. Движение как результат определённой потребности контакта с внеш-ней средой, принятия решения (замысел движения) на уровне высших отделов мозга.
3. Характеристика центрального звена ФУС, обеспечивающего програм-му движения.
4. Роль двигательных ядер ствола мозга в регуляции тонуса мышц антагонистов.
5. Особенности рецепторного аппарата и канала обратной связи как контроля выполнения программы движения и поддержания оптималь-ной позы.
6. Организация вегетативных компонентов двигательного акта. Механизм соматовегетативного сопряжения.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Нарисовать схему спинальных механизмов регуляции мышечного тону-са. Указать влияние каналов положительной и отрицательной обратной связи от рецепторного аппарата мышц на состояние мотонейронов.
2. Перечислить структуры, относящиеся к пирамидной и экстрапирамид-ной системам, пути их связи с мотонейронами скелетных мышц и функ-циональную роль в регуляции локомоции.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.
2. Физиология человека: Атлас динамических схемК.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.
4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
5. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.
6. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.
Тематика рефератов:
1.Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегратив-нопусковых систем. Концепция жестких, генетически детерминирован-ных блоков (модулей) и гибких, вероятностно детерминированных звень-ев функциональной организации мозга.
2. Роль таламуса в организации движения.
Информационный блок.
Схема 2 вовлечения структур головного и спинного мозга в системные процессы регуляции локального движения
Схема 3 вовлечения структур головного и спинного мозга в системные процессы вегетативного и нейрогормонального обеспечения двигательного акта.
Схема общего плана организации двигательной системы.
Практические работы:
Работа 1.Анализ динамограммы и электромиограммы (ЭМГ стандартной
и интегрированной) мышц предплечья человека при выполнении
целенаправленных движений.
Регистрация ЭМГ и динамограммы мышц предплечья осуществляется с помощью поверхностных электродов и динамометра установки Bioрac Student Lab. (см. Урок 2. ЭМГ-ІІ). При этом испытуемый по команде начинает постепенно сжимать рукоятку динамометра до максимальной величины, удерживая состояние сильного напряжения мышц в течение минуты. Зафиксируйте в протоколе полученное графическое изображение исследуемых процессов и проанализируйте в изменения ЭМГ синхронно с динамограмммой при постепенном нарастании силы сокращения мышцы до максимума и её длительном сокращении по таким параметрам, как изменение амплитуды и частоты колебаний суммарного потенциала, а также периода его длительности. Укажите факторы, определяющие изме-нение полученных показателей ЭМГ.
В выводах обоснуйте последовательность вовлечения нервных и мышечных структур организма в реализацию продемонстрированного испытуемым произвольного движения.
Работа 2. Анализ общей схемы и компонентов ФУС организации целена-
правленного движения с установкой соответствующего мышечного тонуса.
Пользуясь схемой организации системы локомоции укажите этапы формирования функциональной системы, обеспечивающей целенаправлен-ное движение. Отметьте, какой важный элемент ФУС отсутствует на пред-ставленной схеме. Обоснуйте его значимость в реализации двигательной активности.
Ситуационные задачи:
1. Почему при утомлении человека сначала нарушается точность его движений, а потом уже сила сокращений мышц?
2. Ребёнок, который учится играть на пианино, первое время в игре руками помогает себе головой, ногами и даже языком? Каков механизм этого явле-ния?
3. При вставании на человека начинает действовать сила тяжести. Почему при этом ноги не подгибаются?
4. При заболеваниях ЦНС (например, менингите) у человека могут появиться рефлексы, характерные для новорожденных детей (например, рефлекс Бабинского), что используется в качестве диагностического при- знака. Какова физиологическая основа такой диагностики?
5. Какие двигательные пути и центры обеспечивают позу кошки, когда она «затаивается» перед прыжком на мышь и при самом броске?
6. Даже если человек стоит по стойке «смирно», можно при помощи при-бора определить небольшие колебания его тела. Почему это происходит?
7. Известно, что длительная гипокинезия приводит к появлению целого ряда нарушений в организме. Где гипокинезия наиболее опасна – на Земле или в космическом корабле? Почему?
Занятие 4.
Тема занятия: Физиология ФУС, обеспечивающей нормальную жизне-
деятельность и целостность организма с участием ощущения боли.
Цель занятия: определить физиологическое значение боли, как интегра-тивную функцию организма и форму совершенствования его приспособи-тельных возможностей. Проанализировать сенсорные механизмы возник-новения болевого ощущения и ответные реакции организма, направленные на защиту от воздействующих вредоносных факторов. Изучить уровни антиноциоцептивной системы и их роль в определении порога болевой чувствительности человека.
Знать | Уметь |
1) особенности функций системы, обеспечивающей нормальную жиз-недеятельность и целостность орга-низма с участием ощущения боли, структурные компоненты ФУС; 2) сенсорные механизмы возник-новения болевого ощущения, его компоненты и виды; 3) механизмы мобилизации болью разнообразных функциональных систем, устраняющих повреждаю-щего агента и восстанавливающих жизнеспособность органов и тканей. | Использовать знания о: 1) ноциоцептивной и антиноциоцеп-тивной системах человека для оценки его болевой чувствительности и испо-льзования физиологических основ обезболевания. Анализировать: 1) роль различных уровней ЦНС и её нейрохимических механизмов в мо-билизации защитных сил организма, обеспечивающих нормальную жизне-деятельность и целостность при воз-никновении боли. 2) закономерности интеграции раз-личных ФУС организма в условиях действия повреждающих факторов внутренней или внешней среды с целью коррекции их реакций в буду-щей врачебной практике. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Физиология болевой сенсорной системы. Уровни организации.
Контрольне вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Боль как отрицательная биологическая потребность и интегративная функция организма, сигнал о действии повреждающих агентов и моби-лизации защитных реакции. Теории возникновения боли, её виды.
2. Характеристика рецепторного аппарата и его проводящих путей в ФУС, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность организма при боле-вом воздействии.
3. Роль центров спинного мозга, ретикулярной формации, гипоталамуса, таламуса и коры больших полушарий, осуществляющих сенсорно-дискриминативный и семантический анализ повреждающего агента.
4. Характеристика защитных реакций организма. Поведенческие и вегета-тивные проявления боли.
5. Характеристика уровней антиноциоцептивной системы организма, как системы контроля и регуляции болевой чувствительности
6. Роль опиоидных пептидов и их рецепторов, неопиоидный компонент эндогенной антиноцицепции.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Нарисовать схему болевой сенсорной системы с участием специфичес-ких и неспецифических проводящих путей.
2. Сформулировать физиологическое понятие боли. Указать её классифи-кационные признаки.
3. Схематически изобразите компоненты ФУС, обеспечивающей норма-льную жизнедеятельность организма с участием ощущения боли.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.
2. Физиология человека: Атлас динамических схемК.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.
4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
5. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.
6. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.
7. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник /Под ред. С.М. Буды- линой, В.П. Дегтярёва. - М.: Медицина, 2000. – 352 с.
Тематика рефератов:
1.Физиологичекие основы обезболевания.
2. Специфические виды болевых ощущений. Медицинское значение зон Захарьина-Геда.
Информационный блок.
Типы системных реакций организма на боль:
1. Перцептуальный компонент – собственное ощущение боли.
2. Рефлекторная защитная двигательная реакция, способствующая устране-нию вредоносного фактора.
3. Активация коры через ретикулярную формацию болевой афферентацией 4. Формирование мотивации устранения болевых ощущений с организа-цией поведения активного характера, направленного на лечение повреж-дения или или пассивного для ликвидации перцептуального компонента.
5. Отрицательная эмоция, формирующаяся на основе активации эмоцио-генных зон гипоталамуса, РФ, лимбической системы.
6. Активация вегетативных центров с включением защитно-приспособи-тельных реакций внутренних органов, гормональных и метаболических процессов.
7. Активация механизмов памяти, направленных на извлечение опыта по устранению болевых ощущений и лечения повреждения.
Выраженность перечисленных реакций определяется характером повреж-дения (его степень, локализация), состоянием организма и эндогенной сис-темы контроля и регуляции болевой чувствительности.
Блок-схема 1 компонентов боли и проводящих путей болевой чувствительности
Блок-схема 2 взаимодействия ноцицептивнои и антиноцицептивной систем мозга.
I, II, III — уровни организации антиноцицептивной системы; СНТК — система нисходящего тормозного контроля; Р — ноцицепторы; ППН - 1-й переключательный нейрон; СМ — срединный центр таламуса; VPM — вентральное постеромедиальное ядро; VPL — латеральное постеролатера-льное ядро; ДМГ, ВМГ, Л Г — дорсальное медиальное, вентральное меди-альное и латеральное ядра; ЦСОВ — центральное серое околоводопровод-ное вещество: ДЯШ, БЯШ — дорсальное и большое ядра шва; ГКРЯ, ЛРЯ — гигантоклеточное и латеральное ядра ретикулярной формации; ЭСН — энкефалинсодержащие сегментарные нейроны; НА — норадренергичес-кие нисходящие пути; «—» тормозящие влияния; «+» — возбуждающие влияния.
Практические работы:
Работа 1. Анализ болевой чувствительности тыльной и внутренней
поверхности кожи предплечья у испытуемых.
При адекватном раздражении болевых и неадекватных раздражениях других (тактильных, температурных) рецепторов возникают болевые и близкие к ним, тягостные ощущения, в том числе зуд. В среднем в 1 см2 кожной поверхности находится 100—200 болевых рецепторов.
Оснащение: булавки или колючие щетинки, 3 цветных фломастера.
Содержание работы. Исследование проводят на человеке. Острием иглы или колючей щетинкой исследователь многократно прикасается к: а) тыль-ной; б) внутренней поверхности кожи предплечья испытуемого, стараясь, чтобы давление, оказываемое щетинкой, каждый раз было одинаковым (непременное условие). Испытуемый должен сообщать, какое ощущение возникает при каждом надавливании (прикосновение, давление или боль). Эти точки отмечают фломастерами разных цветов, заранее определив, каким именно будут отмечать разные рецепторные точки. Подсчитав число точек, вызывающих болевые и тактильные ощущения, запишите резуль-таты и оцените их соотношение у нескольких испытуемых. Укажите возможные причины разного уровня болевой чувствительности, получен-ные в исследовании.
В выводах укажите функциональные особенности разного типа болевых рецепторов и их значение в формировании ощущения боли.
Работа 2. Анализ схемы и компонентов ФУС, обеспечивающих нормаль-
ную жизнедеятельность и целостность организма с участием
ощущения боли.
Опишите динамику системных механизмов формирования ответных реакций организма на повреждающие воздействия. Укажите, какой вид нервной системы и её центры участвуют в организации различных типов поведения, а также различных форм компенсаторной мобилизации защит-ных сил организма с участием исполнительных элементов гомеостатичес-ких ФУС. В выводах сформулируйте значение и место боли в ФУС сохранения целостности организма.
|
|
|
1. В истории медицины описаны случаи полного отсутствия болевой чувствительности у пациентов. Все подобные пациенты имели крайне малую продолжительность жизни. Как вы думаете, почему?
2. Почему при проведении анестезии на приеме у стоматолога, перед полным исчезновением чувствительности ротовой полости, наблюдается период одинаковых ощущений на слабые (прикосновение) и сильные (врачебные манипуляции) раздражители?
3. У пациента отсутствует болевая чувствительность нижней половины тела слева. Предположите место поражения.
4. Известный революционер Камо (Тер-Петросян) попав в тюрьму, симулировал психическое расстройство, выражающееся в потере болевой чувствительности. Камо смеялся, когда ему прижигали кожу, кололи иголками и т.д. Однако у тюремных врачей возникли сомнения в отсутст-вии у заключённого болевой чувствительности. Как вы думаете, на чём они основывались?
5. Почему ряд пациентов после хирургических операций испытывают фантомные боли? Каков их механизм?
6. Часто при болевом воздействии наблюдается анурия. В чём физиоло-гический смысл этого явления?
Занятие 5.
Тема занятия: Физиология функциональной системы речеобразования,
Формирования слова.
Цель занятия: Исследовать процессы фонации и артикуляции, механиз-мы их регуляции, роль системы дыхания в голосообразовании.
Знать | Уметь |
1) Морфофункциональную характе-ристику процесса фонации; 2) морфофункциональную характе-ристику процесса артикуляции, обе-спечивающей фонемную структуру речи; 3) архитектонику ФУС речеобразо-вания, особенности её центральных и периферических механизмов. | Использовать знания о: архитектонике и функциях различных компонентов ФУС речеобразования при анализе закономерностей её фор-мирования у здорового человека; Анализировать: 1) роль различных уровней ЦНС в формировании импрессивной и эксп-рессивной речи; 2) закономерности интеграции ФУС речеобразования органов дыхания, глотания и жевания в различных сос-тояниях организма с целью коррек-ции их функции. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Понятия первой и второй сигнальной систем.
2. Морфофункциональная характеристика речевых центров (областей Брока и Вернике, угловой извилины).
Контрольне вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
|
2. Роль исходной психической потребности для построения речевой фразы, механизмы мотивации речи.
3. Физиологические механизмы фонации, обеспечивающей высоту звука.
4. Физиологические механизмы артикуляции, определяющей фонемную структуру звука.
5. Особенности генераторного, резонаторного и энергетического отделов системы звукообразования. Роль дыхательной системы.
6. Взаимосвязь речевых центров коры больших полушарий и двигатель-ных центров звукообразующих эффекторов, обеспечивающих фонацию и артикуляцию.
7.Кооперация различных областей центров речи при её восприятии.
8. Значение аппарата контроля правильного формирования слова. Харак-теристика канала обратной связи рецепторов (слуховых, проприорецеп-торов скелетных мышц и суставов речеобразующих органов) с речевыми центрами.
9. Становление ФУС речеобразования в онтогенезе
10. Мыслительная деятельность и её словесная основа.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Перечислите в правильной последовательности активацию соответству-ющих центров речеобразования при произношении слов.
2. Перечислите в правильной последовательности активацию соответству-ющих центров при восприятии речевой информации.
3. Изобразите схематически структуру ФУС речеобразования.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.
2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.
4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
5. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.
6. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник /Под ред. С.М. Буды- линой, В.П. Дегтярёва. - М.: Медицина, 2000. – 352 с.
Тематика рефератов:
1. Особенности системогенеза и геронтогенеза речеобразовательной функции.
2. Физиологические основы «ломки голоса» в юношеском возрасте.
Информационный блок.
ФУС речеобразования начинает формироваться с 8-10 месяцев жизни ребёнка после подготовительного периода, включающего развитие акус-тических характеристик крика, голосовых реакций гуления в первые меся-цы жизни и лепета (ба, ма, па) с 5-6 месяцев. С 9-10 месяца у ребёнка развивается понимание речи, слова как определённого сочетания рече-вых звуков, связанного с определёнными предметами и действиями. К концу 1 года жизни ребёнок произносит в большей степени фонемы (характерис-тика гласного звука в слоге) со звуками гуления (гласные А, Е, У) и лепета (согласные М, П, Т). Остальные фонемы с шипящими звуками и соглас-ными Л, Р произносятся в течение 2 и 3 года жизни. На 2 году жизни ребё-нок начинает понимать обращённую к нему речь и выполнять простые поручения. Его словарный запас – около 300 слов. На 3 году жизни отраба-тывается правильное произношение фонем, появляются многочисленные фразы. Таким образом, формирование ФУС речеобразования заканчива-ется к 2,5-3 годам. Её развитие зависит от состояния слухового анализа-тора и обстановки, в которой находится ребёнок.