Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов
Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.
Картина 1: Однажды морозным (холодным, зимним) днем... Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли)... Воробышек замерз (обледенел, окоченел, был холодный как лед)...
Картина 2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обогрела)... Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой)... Дети быстро шли (спешили, шагали, торопились)...
Картина 3: Воробей клевал (ел, подкреплял силы)... Воробышек отогрелся (согрелся, остался в живых)...
Картина 4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил)... Дети птиц кормили (подкармливали, давали корм)...
3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии.
Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
III. Подведение итогов занятия
Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе дети отнеслись к воробышку? Как люди должны относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 17. «Чудесные инструменты»
Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Инструменты»;
— учить детей придумывать мини-сказки о различных «волшебных» инструментах;
— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
Оборудование: предметные картинки с изображениями различных инструментов, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям провести игру с мячом «Кому что нужно?»
Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нужные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопеду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Все вы, конечно, любите сказки. В сказках происходят чудеса и различные превращения. А еще в сказках добро всегда побеждает зло. Давайте вспомним сказки Ганса Христиана Андерсена. Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют их.)
В сказках этого датского писателя многие простые предметы оживали и даже могли говорить. Сегодня и мы с вами превратимся в сказочников. Но сначала давайте покажем один из наших знакомых инструментов.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
По хозяйству мне пила Очень сильно помогла. Я дощечки распилил И скворечник смастерил. (С. Чертков) | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
2. Составление мини-сказок о «волшебных инструментах.
Логопед. Сначала вам нужно разделиться на три команды. На доске находятся картинки с изображениями различных инструментов и сказочных героев. Каждая команда выберет инструмент и попробует сочинить свою маленькую полезную сказку об этом инструменте.
Каждый выбранный вами инструмент должен будет обладать какими-то волшебными свойствами, которые помогут герою справиться с трудностями или принесут ему пользу.
Для создания сказки нужно придерживаться устного плана.
Устный план для составления сказки
1. Придумать героя сказки; важное дело, которое ему нужно будет сделать; трудности, с которыми герой столкнется;
2. Выбрать любой инструмент и сделать его волшебным;
3. Придумать, как инструмент попадет в руки героя и как герой справится при помощи этого инструмента со своим важным делом или трудностями.
Посмотрим, чья история окажется самой необычной и интересной. Напоминаю, что участники каждой команды получают фишки за составление предложений. За составление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота каждый участник может заработать для команды дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы определим команду победителей.
Члены каждой команды обсуждают, о чем будет их сказка, какого они выберут героя и какой инструмент сделают волшебным. После этого рассказывают свои сказки, дополняют ответы товарищей.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех за работу. Подсчитывает фишки и определяет команду победителей. Все поздравляют их и аплодируют лучшим сказочникам.
Занятие 18. «Кем быть?»
Цель: Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
— учить детей составлять творческие рассказы с элементами драматизации;
— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
Оборудование: «волшебный», тканевый мешочек, небольшие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие инструменты людей разных профессий по количеству детей (малярные кисти и валики, музыкальные инструменты и т.д.), специальные и призовые -фишки (примерно по 30 штук).
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Игра с мячом «Назови одним словом». Логопед называет детям действия, выполняемые людьми, и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок называет профессию этого человека и возвращает мяч логопеду. Например: Лес рубит... (Лесоруб.) Лечит людей... (Врач.) Готовит пищу в столовой... (Повар.)
II. Основная часть занятия