Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов

Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синони­мов). Дети по очереди называют слова, близкие по значе­нию (синонимы), к каждой картине.

Картина 1: Однажды морозным (холодным, зимним) днем... Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли)... Воро­бышек замерз (обледенел, окоченел, был холодный как лед)...

Картина 2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обог­рела)... Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой)... Дети быстро шли (спешили, шагали, торопились)...

Картина 3: Воробей клевал (ел, подкреплял силы)... Во­робышек отогрелся (согрелся, остался в живых)...

Картина 4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил)... Дети птиц кормили (под­кармливали, давали корм)...

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии.

Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при­нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом­нили? Как в рассказе дети отнеслись к воробышку? Как люди должны относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

Занятие 17. «Чудесные инструменты»

Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшеб­ных» инструментах.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Инструменты»;

— учить детей придумывать мини-сказки о различных «волшебных» инструментах;

— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое вооб­ражение.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных инструментов, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям провести игру с мячом «Кому что нужно?»

Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нуж­ные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопе­ду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Все вы, конечно, любите сказки. В сказках про­исходят чудеса и различные превращения. А еще в сказ­ках добро всегда побеждает зло. Давайте вспомним сказ­ки Ганса Христиана Андерсена. Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют их.)

В сказках этого датского писателя многие простые пред­меты оживали и даже могли говорить. Сегодня и мы с вами превратимся в сказочников. Но сначала давайте покажем один из наших знакомых инструментов.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
По хозяйству мне пила Очень сильно помогла. Я дощечки распилил И скворечник смастерил. (С. Чертков) По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

2. Составление мини-сказок о «волшебных инстру­ментах.

Логопед. Сначала вам нужно разделиться на три коман­ды. На доске находятся картинки с изображениями раз­личных инструментов и сказочных героев. Каждая коман­да выберет инструмент и попробует сочинить свою малень­кую полезную сказку об этом инструменте.

Каждый выбранный вами инструмент должен будет об­ладать какими-то волшебными свойствами, которые по­могут герою справиться с трудностями или принесут ему пользу.

Для создания сказки нужно придерживаться устного плана.

Устный план для составления сказки

1. Придумать героя сказки; важное дело, которое ему нужно будет сделать; трудности, с которыми герой столкнется;

2. Выбрать любой инструмент и сделать его волшеб­ным;

3. Придумать, как инструмент попадет в руки героя и как герой справится при помощи этого инструмен­та со своим важным делом или трудностями.

Посмотрим, чья история окажется самой необычной и интересной. Напоминаю, что участники каждой коман­ды получают фишки за составление предложений. За со­ставление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота каждый участник может заработать для команды дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы определим команду победителей.

Члены каждой команды обсуждают, о чем будет их сказка, какого они выберут героя и какой инструмент сделают волшебным. После этого рассказывают свои сказки, дополняют ответы товарищей.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех за ра­боту. Подсчитывает фишки и определяет команду победи­телей. Все поздравляют их и аплодируют лучшим сказоч­никам.

Занятие 18. «Кем быть?»

Цель: Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Профессии»;

— учить детей составлять творческие рассказы с эле­ментами драматизации;

— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.

Оборудование: «волшебный», тканевый мешочек, неболь­шие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (вос­питатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие ин­струменты людей разных профессий по количеству детей (малярные кисти и валики, музыкальные ин­струменты и т.д.), специальные и призовые -фишки (примерно по 30 штук).

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Назови одним словом». Логопед назы­вает детям действия, выполняемые людьми, и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок называет профессию этого чело­века и возвращает мяч логопеду. Например: Лес рубит... (Лесоруб.) Лечит людей... (Врач.) Готовит пищу в столо­вой... (Повар.)


II. Основная часть занятия

Наши рекомендации