Алгоритм разбора ситуационных задач

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

Тема:Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы.

ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений функционирования соматической нервной системы.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию нарушений двигательной и чувствительной функций нервной системы;

- в эксперименте изучить токсическое действие камфоры и гексенала на двигательную функцию нервной системы;

- изучить роль нарушений функции нервной системы в формировании заболеваний человека.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: общую характеристику нервной системы, структуру, принципы и законы функционирования на нейронном, межнейронном и системном уровнях организации. Системы регуляции движениями: пирамидная, экстрапирамидная. Структуры, ответственные за регуляцию координации движений.

После изучения темы: этиологию и патогенез основных нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. На основе экспериментальных данных проводить анализ этиологии и патогенеза нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.

2. Составлять цепи патогенеза формирования судорог при гипокальциемии, связанной с газовым алкалозом, гипоксии, экзогенной гипертермии, столбняке, отравлении ФОС и стрихнином.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общие причины повреждения нервной системы.

2). Общий патогенез расстройств нервной системы и его особенности:

а) альтерация структур, нарушение и перерыв функциональных связей, повреждение и дезинтеграция существующих функциональных систем; основные механизмы развития патологии в нервной клетке; нарушение проведения возбуждения по нервным волокнам; роль синаптических нарушений в патологии нервной системы; основные нарушения деятельности нервных центров (физиологическая и патологическая доминанта).

б) возникновение новых интеграций из повреждённых и вторично изменённых образований нервной системы:

- определение понятия и механизмы возникновения ГПУВ;

- определение понятия и механизм возникновения патологической системы.

3). Нарушения произвольных двигательных актов, связанных с повреждением пирамидной системы, виды, этиология, патогенез параличей и парезов; патология мозжечка; патология экстрапирамидной системы (локальные гиперкинезы, болезнь Паркинсона). Принципы экспериментального моделирования нарушений двигательной функции нервной системы.

4). Патогенез общего судорожного приступа, судорожного синдрома.

5). Нарушения чувствительности: виды, патогенез, механизмы формирования боли, понятие о ноцицептивной и антиноцицептивной системах, патологические болевые синдромы.

3. Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель камфорной эпилепсии. Значение наркоза в купировании судорожного приступа».

Цель: изучить проявления, механизмы возникновения и развития судорожного состояния, вызванного введением камфоры, оценить влияние наркоза в купировании судорог.

Методика проведения: мыши внутрибрюшинно вводят 0,4 мл подогретого до 37-400С раствора камфоры. Наблюдают за развитием общего судорожного приступа, который формируется в течение 10-15 минут. Обращают внимание на характер судорог (клонические и тонические). На высоте судорожного приступа вводят гексенал (или дают эфирный наркоз). Регистрируют время наступления судорог после введения камфоры и оценивают влияние наркоза. В выводах описывают время, характер и механизм возникновения судорог после введения камфоры, значение наркоза, как средства патогенетической терапии.

Результаты:

Время начала судорожного приступа после введения камфары и характер Время остановки судорожного приступа после дачи наркоза
   

Выводы:

3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние наркоза на возникновение судорожного приступа».

Цель: изучить влияние исходного функционального состояния центральной нервной системы на возникновение судорожного приступа.

Методика проведения: мышь наркотизируют введением гексенала внутрибрюшинно в дозе 0,1г/кг, затем вводят 0,4 мл камфоры внутрибрюшинно и 20 минут ожидают формирование судорожного приступа. Регистрируют время наступления судорог после введения камфоры.

Результаты:

Исходный фон(дача наркоза) Время появления судорог после введения камфоры
5мин 10мин 15мин 20мин 25мин
           

Вывод:

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Наши рекомендации