Алгоритм разбора ситуационных задач
Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
Тема:Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы.
ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений функционирования соматической нервной системы.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию нарушений двигательной и чувствительной функций нервной системы;
- в эксперименте изучить токсическое действие камфоры и гексенала на двигательную функцию нервной системы;
- изучить роль нарушений функции нервной системы в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: общую характеристику нервной системы, структуру, принципы и законы функционирования на нейронном, межнейронном и системном уровнях организации. Системы регуляции движениями: пирамидная, экстрапирамидная. Структуры, ответственные за регуляцию координации движений.
После изучения темы: этиологию и патогенез основных нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. На основе экспериментальных данных проводить анализ этиологии и патогенеза нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.
2. Составлять цепи патогенеза формирования судорог при гипокальциемии, связанной с газовым алкалозом, гипоксии, экзогенной гипертермии, столбняке, отравлении ФОС и стрихнином.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.
2. Беседа по теме занятия по вопросам:
1). Общие причины повреждения нервной системы.
2). Общий патогенез расстройств нервной системы и его особенности:
а) альтерация структур, нарушение и перерыв функциональных связей, повреждение и дезинтеграция существующих функциональных систем; основные механизмы развития патологии в нервной клетке; нарушение проведения возбуждения по нервным волокнам; роль синаптических нарушений в патологии нервной системы; основные нарушения деятельности нервных центров (физиологическая и патологическая доминанта).
б) возникновение новых интеграций из повреждённых и вторично изменённых образований нервной системы:
- определение понятия и механизмы возникновения ГПУВ;
- определение понятия и механизм возникновения патологической системы.
3). Нарушения произвольных двигательных актов, связанных с повреждением пирамидной системы, виды, этиология, патогенез параличей и парезов; патология мозжечка; патология экстрапирамидной системы (локальные гиперкинезы, болезнь Паркинсона). Принципы экспериментального моделирования нарушений двигательной функции нервной системы.
4). Патогенез общего судорожного приступа, судорожного синдрома.
5). Нарушения чувствительности: виды, патогенез, механизмы формирования боли, понятие о ноцицептивной и антиноцицептивной системах, патологические болевые синдромы.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель камфорной эпилепсии. Значение наркоза в купировании судорожного приступа».
Цель: изучить проявления, механизмы возникновения и развития судорожного состояния, вызванного введением камфоры, оценить влияние наркоза в купировании судорог.
Методика проведения: мыши внутрибрюшинно вводят 0,4 мл подогретого до 37-400С раствора камфоры. Наблюдают за развитием общего судорожного приступа, который формируется в течение 10-15 минут. Обращают внимание на характер судорог (клонические и тонические). На высоте судорожного приступа вводят гексенал (или дают эфирный наркоз). Регистрируют время наступления судорог после введения камфоры и оценивают влияние наркоза. В выводах описывают время, характер и механизм возникновения судорог после введения камфоры, значение наркоза, как средства патогенетической терапии.
Результаты:
Время начала судорожного приступа после введения камфары и характер | Время остановки судорожного приступа после дачи наркоза |
Выводы:
3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние наркоза на возникновение судорожного приступа».
Цель: изучить влияние исходного функционального состояния центральной нервной системы на возникновение судорожного приступа.
Методика проведения: мышь наркотизируют введением гексенала внутрибрюшинно в дозе 0,1г/кг, затем вводят 0,4 мл камфоры внутрибрюшинно и 20 минут ожидают формирование судорожного приступа. Регистрируют время наступления судорог после введения камфоры.
Результаты:
Исходный фон(дача наркоза) | Время появления судорог после введения камфоры | ||||
5мин | 10мин | 15мин | 20мин | 25мин | |
Вывод:
Ситуационные задачи для разбора на занятии
Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса.
2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.
3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.
4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.