Болизма объёма жидкости в организме, количества цир-
Кулирующей крови.
Цель занятия: Изучить механизмы, обеспечивающие оптимальное соот-ношение в организме внеклеточной и внутриклеточной жидкости, объём циркулирующей крови, необходимый для поддержания оптимальной жизнедеятельности.
Знать | Уметь |
1) Показатели соотношения воды в различных отсеках организма: внут-риклеточных, межклеточных, в раз-ных полостях и типах сосудов. 2) Показатели водного баланса: ис-точники воды для организма, меха-низмы водных потерь. 3) Структуру ФУСподдержания оптимального для метаболизма объ-ёма жидкости в организме, количе-ства циркулирующей крови. 3) Эндогенные механизмы регуля-ции массы циркулирующей крови на центральном и местном уровне. 4) Механизмы включения внешнего контура саморегуляции объёма жидкости. | Представлять схематически органи-зацию ФУС поддержания оптималь-ного для метаболизма объёма жид-кости в организме, количества цир-кулирующей крови. Использовать знания о закономер-ностях включения тканевого уровня саморегуляции и транскапиллярного обмена жидкости с целью их коррек-ции и восстановления физиологичес-ких механизмов. Анализировать особенности поведен-ческой реакции (мотивацию жажды) при оценке объёма кровопотерь, а также рефлекторные и гуморальные механизмы саморегуляции объёма циркулирующей крови. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Фильтрационно-реабсорбционные и диффузионно-осмотические механизмы трансмембранного транспорта веществ.
2. Физиологические механизмы регуляции сердечной деятельности и тону-са резистивных и емкостных сосудов.
3. Физиологических механизмы регуляции количества форменных эле-ментов крови.
4. Морфо-фукциональные особенности нефрона и регуляции процессов фильтрации и реабсорбции в нём.
5. Этапы формирования функциональной системы поведенческого акта.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Понятие положительного и отрицательного водного баланса.
2. Физиологическое соотношение объёмов внутриклеточной и внеклеточ-ной воды в организме. Роль электролитного и водного баланса. Трансмем-бранные механизмы саморегуляции.
3. Виды дегидратации и гипергидратации: изотоническая, гипотоническая, гипертоническая.
4. Характеристика оптимальных параметров конечного результата ФУС поддержания необходимого количества циркулирующей крови, как пред-результата регуляции объёма жидкости в организме.
5. Аппарат контроля конечного полезного результата: роль волюмо-, баро-, хеморецеторов.
6. Общая характеристика способов достижения оптимальных параметров конечного резуль-тата ФУС.
7. Роль местных механизмов саморегуляции содержания воды и солей органного и тканевого уровня.
8. Характеристика центров регуляции, обеспечивающих водный баланс.
9. Центральные нервные и гуморальные механизмы регуляции исполни-тельных органов. Этапы их включения. Роль натрийуретического гормона, ренин-ангиотензин-альдостероновой системы
10. Значение внешнего, поведенческого звена саморегуляции ФУС.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Укажите показатели водного баланса: общее количество воды в орга-низме; доли клеточного, внеклеточного и внутрисосудистого секторов; источники и объёмы поступления воды и её потери.
2. Перечислите факторы, влияющие на соотношение объёмов внутри-клеточной и внеклеточной воды в организме. Обоснуйте роль распределе-ния в них электролитов.
3. Дайте количественную характеристику и параметры расчёта полезного результата ФУС поддержания оптимального для метаболизма объёма кро-ви в мужском и женском организме.
4. Схематически изобразите компоненты ФУС регуляции оптимального для метаболизма количества циркулирующей крови.
Информационный блок
Диаграммы 1-2: - Суточный баланс воды в организме. Распределение жидких сред в % от массы тела.