Факторы, обусловливающие реактивность организма и ее изменение
Реактивность организма зависит от воздействия внешних факторов и функционального состояния самого организма. Любое воздействие факторов внешней среды влияет на реактивность организма.
Питание человека определяет реактивность организма. Очень многие заболевания в условиях пищевого голодания протекают иначе — без симптомов, но с выраженными дистрофическими изменениями и худшим исходом (наблюдения в блокированном во время Великой отечественной войны Ленинграде). Особенно на реактивность влияет недостаток белка и витаминов. При белковом голодании значительно снижается резистентность организма к инфекции,
Температура окружающей среды также оказывает существенное влияние на реактивность организма. Еще Луи Пастер показал, что в условиях нормотермии куры не чувствительны к возбудителю сибирской язвы, а при охлаждении становятся восприимчивыми. Заболеваемость гриппом выше зимой, хотя вирус гриппа лучше бы размножался летом, но зимой обычно изменяется реактивность организма. Дизентерией болеют преимущественно летом, а зимой чаще всего выявляется бациллоносительство.
Время года и метеоусловия влияют на реактивность организма. В частности, люди, болеющие ревматизмом, очень чувствительны к перемене барометрического давления, повышенной влажности и пониженной температуре. У них в этих условиях у них чаще возникают обострения или рецидивы заболевания. Повышенная солнечная активность и так называемые «магнитные бури» провоцируют гипертонические кризы, инфаркты миокарда.
Психогенные факторы и стрессы изменяют реактивность организма, предрасполагая к сердечно-сосудистым заболеваниям или способствуют проявлению заболеваний с наследственной предрасположенностью (сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т.д.).
Внутренние факторы также оказывают влияние на реактивность организма. Среди этих факторов особое место занимает нервная система. Практическая медицина издавна придавала большое значение настроению человека в его резистентности к различным заболеваниям. Авиценна считал, для того, чтобы быть здоровым, нужно быть бодрым. Н.И. Пирогов утверждал, что негативные душевные волнения облегчают возникновение заболевания, а хорошее душевное состояние способствует заживлению ран. С.П. Боткин считал, что лихорадка может возникать под влиянием психогенных причин.
В формировании реактивности участвуют все отделы нервной системы: рецепторы, спинной и продолговатый мозг, подкорковые образования и кора головного мозга. Функциональное состояние нервной системы сказывается на реакциях организма в отношении самых различных воздействий внешней среды (например, гипоксин, высокой и низкой температуры) и влияет на резистентность к ним. Например, естественный и медикаментозный сон у человека при гипоксии извращает дыхание, вплоть до появления периодического дыхания типа Чена-Стокса. «Корковые» наркотики повышают резистентность к гипоксии за счет развития охранительного торможения и снижения интенсивности обмена веществ. Удаление коры головного мозга у собак снижает чувствительность дыхательного центра к гипоксии.
Установлено, что характер нарушений высшей нервной деятельности при укачивании и ускорении в известной мере зависит от типа нервной системы: особенно резкие изменения наблюдаются у животных сильного неуравновешенного типа и слабого типа, а наиболее слабые изменения — у животных сильного уравновешенного подвижного типа.
Исключительно важное значение роли центральной нервной системы в реактивности организма придавал И.П. Павлов. При изучении типов высшей нервной деятельности у собак он установил, что реактивность зависит от силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов — возбуждения и торможения в коре головного мозга. По силе основных нервных процессов он выделил два типа: сильный и слабый, по уравновешенности основных нервных процессов: уравновешенный и неуравновешенный, а по подвижности — застойный и подвижный. Эти типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову соответствуют темпераментам человека, описанным в свое время Гиппократом. Заболеваниям (например, неврозам) чаще подвержены лица с крайними типами высшей нервной деятельности.
С учетом функциональной подвижности нервных процессов И.П. Павлов выделил следующие реактивные изменения со стороны нервной системы: возбуждение → нормальное состояние → переходные фазы → торможение. Среди переходных фаз он выделил уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. В условиях нормальной реактивности ответная реакция зависит от силы раздражителя – существует пропорциональность: слабый раздражитель вызывает слабую реакцию, и наоборот. В уравнительную фазу ответ одинаков независимо от силы раздражителя. В парадоксальную фазу на сильный раздражитель возникает слабая реакция, а на слабый — сильная реакция. В ультрапарадоксальную фазу на положительный раздражитель наблюдается отрицательная реакция, а на отрицательный положительная реакция. Иногда реакция быстро возникает и быстро проходит, а иногда она бывает длительной, застойной, т.е. возникает очаг стойкого возбуждения в коре головного мозга — доминанта. Она притягивает импульсы, идущие к другим центрам, за счет их подкрепляется, а другие центры гасит. Доминанта существенно изменяет реактивность организма. Например, при возникновении патологической доминанты у ребенка, заболевшего коклюшем, кашель сохраняется длительное время после клинического выздоровления до появления более сильной доминанты (например, страх при полете на самолете), которая устраняет кашель.
Важную роль в реактивности организма играет эндокринная система. Из эндокринных желез особенно велико влияние на реактивность гипофиза и надпочечников. Так, при действии на организм различных повреждающих факторов (механическая травма, кровопотеря, инфекция) резко усиливается функция коркового вещества надпочечников, и в кровь поступает значительное количество кортикостероидов. Однако, резистентность организма повышается только в том случае, если интенсивность повреждающего фактора не превышает определенных пределов, и реакция коркового вещества надпочечников оказывается адекватной. При поступлении в кровь чрезмерных количеств кортикостероидов или при их недостатке неадекватная реакция коркового вещества может стать фактором, формирующим патологическую реактивность организма. Адреналэктомия, обусловливая выраженный дефицит глюкокортикоидов, резко снижает сопротивляемость организма механической травме, бактериальным токсинам, действию электрического тока, а введение глюкокортикоидов увеличивает сопротивляемость организма к действию чрезвычайных раздражителей. Избыток минералокортикоидов и дефицит тиреоидных гормонов повышает чувствительность к инфекции. Большое значение в реактивности организма играет адренокортикотропный гормон гипофиза, стимулирующий секрецию кортикостероидов надпочечниками.
Уменьшение синтеза и секреции инсулина изменяет реактивность организма, вызывая снижение устойчивости к гноеродным микроорганизмам и микобактериям туберкулеза.
Не менее важное значение для реактивности целого организма имеет состояние соединительной ткани. Как известно, под реактивностью клеточных элементов соединительной ткани понимают способность макрофагов и элементов ретикулоэндотелиальной системы фагоцитировать и накапливать различные метаболиты и участвовать в межуточном обмене веществ. Плазматические клетки вырабатывают антитела. Дегрануляция тучных клеток сопровождается высвобождением гистамина, серотонина, участвующих в аллергических реакциях организма. Все это свидетельствует о непосредственном участии соединительной ткани в реактивности организма. Блокада функции ретикулоэндотелиальной системы ослабляет проявление аллергической реактивности организма, а ее стимуляция усиливает продукцию антител.
Разнообразные изменения соединительной ткани выявляются при коллагенозах. Установлено, что деструкция рыхлой соединительной ткани снижает ее реактивность, обусловливает накопление в ней кислых мукополисахаридов, а проколлаген, взаимодействуя с бактериальными антигенами и рибонуклеиновыми кислотами, образует аутоантигены. Такая форма реактивности соединительной ткани является важным фактором патогенеза ревматизма, системной красной волчанки и других аутоаллергических заболеваний.