Всё начинается с внутриутробной жизни
В банке данных нашего Центра Исследований Первичного Здоровья есть научные исследования, изучающие влияние эмоционального состояния беременной женщины на последующую жизнь ребенка. Некоторые из них говорят о том, что эмоции, испытываемые беременной женщиной, могут сильно влиять на последующую общительность, агрессивность или – с другой стороны – способность ее ребенка любить. И это влияние может сохраняться очень долго.
Первые исследования были проведены двумя финскими психологами, проследившими истории жизни 335 людей, выросших без отцов. Причем у 167 из них отцы умерли до их рождения, а у 168 – в течение первого года жизни. Несмотря на то, что все эти дети воспитывались только матерью, лишь те из них, кто потерял отцов до рождения, имели повышенный риск алкоголизма, психических расстройств и криминальности. Эти результаты ясно показывают, что эмоции беременной женщины гораздо сильнее влияют на последующую жизнь ребенка, чем ее состояние в первый год после рождения малыша.
К похожим выводам приходят исследователи, изучающие жизнь детей, родители которых не хотели их рождения. В шведском городе Готенберг конце 1950-х было начато исследование жизни детей, матери которых хотели сделать аборт, но получили отказ. Были изучены истории 120 нежеланных детей и 120 детей контрольной группы в течение 21 года их жизни. Исследование было продолжено до 35 лет. В результате ученые пришли к выводу: уровень общительности в группе детей, чьим матерям было отказано в аборте, был гораздо ниже, чем у желанных детей. И в возрасте 35 лет это различие все еще сохранялось.
В 1966 году группа финских ученых пришла к выводу, что риск заболевания шизофренией особенно повышен у нежеланных детей. В это исследование были включены 11 000 беременных женщин, у которых на шестом или седьмом месяце беременности спросили, желательна ли беременность, преждевременна, но желательна, либо нежелательна вообще.
Довольно интересно, что исследования, изучающие влияние эмоционального состояния беременной женщины, не встречают такого неприятия в медицинской научной среде, как те, которые затрагивают сам процесс родов. Возможно, это объясняется тем, что медики не хотят отвечать за последствия медицинского вмешательства в роды. Кроме того, консервативное медицинское сообщество отрицательно относится к изменению самого подхода к родовспоможению и роли в нем врача.
Сноски:
Аутизм – болезненное состояние психики человека, характеризующееся углублением в собственные внутренние переживания, стремлением к отделению от внешнего мира и постепенным отрывом от реальной действительности.
Этологический * подход к изучению любви
Целью этологического подхода в данном случае является изучение отношения различных культур к процессу деторождения. Сравнивая различные культуры, мы продвигаемся в «изучении любви», потому что каждый народ в этом отношении уникален. Этология располагает множеством материалов о беременности, деторождении и первых днях после родов, из которых становится видно, что очень часто человеческие сообщества тем или иным образом вмешиваются в физиологический процесс рождения, навязывая различные образцы поведения в этот период.
Прежде всего, вмешательство в естественный процесс родов исключает возможность рожающей женщины уединиться, хотя все млекопитающие во время родов предпочитают, чтобы за ними не наблюдали. Согласно исследованию Бетси Лозофф, в 62 % человеческих сообществ на родовые муки пытаются активно влиять, поглаживая живот руками, даже постукивая по нему или расширяя вручную шейку матки. У многих народов распространено мнение, что молозиво – это нечто вредное для ребенка и его нужно уничтожать. Например, в Тюдоре или Англии во времена Стюартов, молозиво открыто рассматривалось как вредное вещество и подлежало удалению. Хотя согласно современным биологическим исследованиям, молозиво, выделяющееся из женской груди после рождения ребенка, имеет огромную ценность. Не зря ведь в новорожденных младенцах природой заложена способность находить материнский сосок в первый час после рождения.
Ритуалы, проводимые многими народами сразу после рождения ребенка, лишают мать и дитя их первого контакта, который имеет огромное значение для их последующих взаимоотношений. Быстрое перерезание пуповины, купание младенца, натирание его, тугое пеленание, связывание ножек, «окуривание» ребенка, прокалывание ушей маленьким девочкам, открывание дверей в холодных странах - все это примеры такого вторжения со стороны. В той же Англии мать не признавали «очищенной» после родов до тех пор, пока у нее не прекращались лохиа (кровяные выделения). Ей не разрешалось кормить грудью своего ребенка и общаться с ним, пока не производился обряд религиозного очищения.
Изучая экстремальные случаи
Понадобились бы тома, чтобы подробно описать особенности различных культур в области родовспоможения. Однако из беглого просмотра данных можно сделать простой вывод: чем больше то или иное сообщество культивировало агрессию и воинственность, тем активнее происходило вмешательство в процесс родов. Обряды и верования вводились для того, чтобы разрушить формирование у ребенка способности любить.
Ведь только будучи агрессивным, наш далекий предок мог победить в неравной борьбе за существование с природой и себе подобными.
В Древней Греции, в Спарте воспитывали воинов, если вы помните. Когда рождался мальчик, его бросали на пол. Если он выживал после такой экстремальной процедуры, значит, ему суждено было стать хорошим воином.
Вмешательство в процесс родов, в первый контакт матери и ребенка и распространение идей, подобных той, что молозиво вредно для ребенка, - довольно распространенное явление в разных культурах, а такого рода поведение способствует эволюционному господству. Проследив историю культур, достигших в своем развитии двадцатого века, можно заметить, что все они придерживались определенной стратегии выживания, которая заключается в порабощении природы и в превосходстве над другими человеческими группами. Достигалось это преимущественно путем ослабления в человеке способности любить, будь то любовь к родителям или к природе, к слову сказать, имеющей прямое отношение к любви к Планете Земля. Те народы, которые не придерживались агрессивной стратегии, закончили свое существование еще до начала развития сельского хозяйства.
Наша трактовка подтверждена данными об очень малом количестве доаграрных народов. У них была другая стратегия выживания. Она заключалась в том, чтобы жить в гармонии с экосистемой, развивая способность любить ближнего и все сущее на Планете Земля. Примером могут служить пигмеи, жившие в лесах Итури в Заире. У них был глубоко укоренившийся экологический инстинкт, в особенности огромное уважение к деревьям. Согласно материалам Джина Пьера Халлета, у них не было поверий или примет, связанных с процессом деторождения. Благодаря Мелвину Коннеру мы также знаем об «уединенных родах без посторонней помощи» у африканских охотников и собирателей! Кунг Сан: «Женщина, чувствуя раннюю стадию родовой деятельности, ничего никому не говоря, спокойно покидает деревню. Она проходит несколько сотен ярдов, в то время как роды неминуемо надвигаются, находит место в тени, очищает его, устраивает мягкую подстилку из листьев и рожает, сидя на корточках или лежа на боку – как сама того пожелает».
Несомненно, в тех человеческих группах, чья стратегия выживания была основана не на доминировании над Природой, вмешательство в физиологические процессы было минимальным.
Выводы, которые мы можем сделать с помощью этологического подхода, только укрепляются при рассмотрении их с разных ракурсов. Возможные длительные последствия короткого около родового периода подтверждены. Этнологический подход представляет идею любви к природе и показывает, что отношения к матери и отношения к Планете Земля – это две стороны одного и того же феномена.