Дальнейшее объяснение той же классификации
1. Аурическое, атмическое, алаическое чувство, или состояние, оно преисполнено потенциальности, но не действия.
2. Буддхическое, чувство единства со Вселенной; невозможность представить себя отдельно от нее.
(Был задан вопрос, почему термин "алаическое" применен к атмическому, а не к буддхическому состоянию?
Ответ. Классификации эти не есть раз навсегда установленные деления. Термин может переставляться в зависимости от того, является ли классификация экзотерической, эзотерической или практической. Внутренняя Группа должна стремиться все сводить к состояниям сознания. Буддхи, поистине, едина и неделима; это чувство внутреннее, абсолютно невыразимое словами. Никакая каталогизация не поможет его объяснить.)
3. Шабдическое, чувство слуха.
4. Спаршическое, чувство осязания.
5.Рупическое, состояние, при котором ощущаешь себя телом и воспринимаешь его (рупа – форма).
6. Расическое, чувство вкуса.
7. Гандхическое, чувство обоняния.
Все космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам восприятия, джнанендриям – рудиментам или органам, позволяющим черпать знание через прямой контакт – зрение и т. д. Они суть способности шариры, проявляющиеся через нетра – глаза, нос, речь и т. д. и также соответствуют органам действия, кармендриям – рукам, ногам и т. д.
Экзотерически они образуют пять групп по пяти, в целом составляя 25. Из них двадцать – факультативные, а пять – буддхические. Экзотерически Буддхи, как сказано, наделена восприятием; эзотерически же она получает восприятие только через посредство в[ысшего] Манаса.
Каждый из этих двадцати либо позитивен, либо негативен, что в целом составляет сорок.
Существует два субъективных состояния, соответствующих четырем группам по пяти, что в сумме составляет 8. Они, будучи субъективными, не могут быть удвоены.
Таким образом, мы имеем 40 + 8 = 48 "познавательных способностей Буддхи". Они вместе с майей, включающей их всех, составляют 49. (Стоит вам только познать майю, и вы – адепт.)
_
ЗАСЕДАНИЕ 8 января 1891 г.*
(Рай Б. К. Лахери дал клятву в присутствии И. К.-О., Л. М. К., В. P. O., К. Ф. Р. и Д. Р. С. М.)
ЗАМЕТКИ
11 января 1891 г.*
В своих экзотерических сокрытиях брамины насчитывают 14 лок (включая Землю), из которых 7 объективны, хотя и невидимы, а 7 субъективны, тем не менее полностью явлены Внутреннему человеку.
Они суть:
Все эти 14 являют собой планы извне вовнутрь и состояния сознания, через которые человек может и должен пройти, раз он решился миновать семь Путей и Врат Дхьяни. И для этого не обязательно быть развоплощенным. Все это достигается на земле за одно или множество воплощений.
Обратите внимание на порядок:
Четыре низшие (1, 2, 3, 4) есть рупа, т. е. они осваиваются внутренним человеком в согласии с божественной частью, или элементом, низшего манаса и сознательно – личным человеком. Трех же высших состояний последний не может достичь и запомнить, если только он не вполне посвященный адепт. Хатха-йог никогда не вырвется за пределы махарлоки психически и талаталы* (двоякого, или дуального, плана) – психо-ментально. Дабы стать раджа-йогом, чела должен подняться к седьмым Вратам – сатьялоке. Ибо таков, как говорит нам Учитель йогов, плод яджны, или жертвы. Когда бхур, бхувар и сварга (состояния) пройдены, то остается последний план и состояние между полным слиянием личного и в[ысшего] Манаса.
Одно следует помнить: тогда как "адские", или земные, состояния представляют собой также 7 делений Земли – на планы и состояния, равно как и деления космические, божественные сапталока чисто субъективны и начинаются с плана психического, астрального света, а заканчиваются состоянием сатья, или дживанмукта.
Эти 14 лок, или "сфер", составляют протяженность всей Брахманды (Мира). Четыре низшие суть преходящие, со всеми их обитателями, а три высшие – вечные, т. е. первые состояния, планы и субъекты их длятся только День Брахмы, изменяясь с каждой кальпой; последние же существуют на протяжении целого Века Брахмы.
На прилагаемой диаграмме даны только тело, астрал, кама, н[изший] манас, в[ысший] Манас, Буддхи и аурическо-атмический. Жизнь есть Вселенский Космический Принцип и принадлежит индивидуумам не более, чем Атман.
Диаграмма, показывающая взаимосмешение
состояний сознания на планах (Из Тетради Э. Т. С.)
(На некоторых линиях имеется текст. Поскольку этот текст невозможно дать в удобочитаемом виде внутри диаграммы, то он приводится ниже:
Линия бхурлока — патала: обычное человечество
Линия бхурлока — махатала: интеллектуальное без духовного*
Линия бхурлока — талатала: становится демоном в человеческом обличье,
Линия бхурлока — сутала: но обладает многими способностями
Линия махарлока — сутала: невозможна без падения
Линия махарлока — витала: невозможна без падения
Линия махарлока — атала: невозможна без падения.)
_
ЗАСЕДАНИЕ XI
Января 1891 г.
Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Л. М. К., Э. К., Э. Т. С., Д. Р. С. М., А. Л. К., К. Ф. Р., В. Р. О.
Отвечая на вопросы относительно диаграммы, Е. П. Б. сказала, что осязание и вкус не имеют строгого порядка. Элементы имеют определенный порядок, но Огонь пронизывает их все. Каждое чувство пронизывает собой любое другое. Не существует какого-либо общепринятого порядка, у каждого (ученика) первым будет то, что больше всего развито.