От растений она переходит в животных
7. Наконец кульминирует в "принципы" человека.
Семь призматических цветов суть непосредственные эманации семи Иерархий Бытия, каждая из которых имеет непосредственное отношение к одному из человеческих принципов, поскольку каждая из этих Иерархий является, по сути, создателем и источником соответствующих человеческих принципов.
Разночтения: Заседание VI,
3 декабря 1890 г.
[Протоколы, с. 72, Диаграмма I: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 555; V, с. 528.]
Шесть космических планов с аурическим яйцом в качестве седьмого
[Протоколы, с. 75, параграф "1. Чувственное, объективное сознание": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 557; V, с. 530.]
Чувственное объективное сознание включает в себя все, относящееся к пяти физическим чувствам человека и главенствующее в животных, птицах, рыбах и некоторых насекомых.
[Протоколы, с. 72, Диаграмма I: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", June, 1931, p.302.]
I Космос
[Протоколы, с. 73, Диаграмма II: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 556; V, с. 529.]
В примечании сказано: "Четвертый Глобус каждой планетной цепи".
Вышеприведенная диаграмма представляет собой модель всех солнечных систем.
Махат, единичный до оживотворения Вселенной, дифференцируется, когда ее оживотворяет, как и дифференцируется Манас в человеке.
[Протоколы, с. 73, Диаграмма II: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", June, 1931, p. 303.]
II
[Протоколы, с. 74, параграф "Шива, Вишну, Брахма": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 557; V, с. 530.]
Шива есть четвероликий Брахма; Создатель, Охранитель, Разрушитель и Возродитель.
[Протоколы, с. 79. параграф "Дополнительные заметки (из тетради А. Б.)": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", June, 1931, p. 303.]
Монады "входят" не больше, чем садится солнце, т. е. это иллюзия.
Разночтения: Заседание VII,
17 декабря 1890 г.
[Протоколы, с. 81. первая диаграмма: разночтение в "Тайной Доктрине", III. с. 560; V. с. 533]
[Протоколы, с. 81, первая диаграмма: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", July, 1931. p. 435.]
[Протоколы, с. 81, вторая диаграмма: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 561; V, с. 534.]
Второстепенные записи*
[Протоколы, с. 83: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 559; V, с. 532 и в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", July, 1931, p. 437.]
Во время медитации не следует накрывать голову, она покрывается в самадхи.
Ранние атланты имели от 300 до 400 футов роста*. Ирландцы были потомками атлантов. Ирландия была заселена уцелевшими народами Испании и Атлантиды, когда Англия все еще покоилась под волнами.
Пифагор был Посвященным, одним из величайших ученых. Его ученик, Архит, был удивительно способным в части прикладной науки. Платон и Евклид были Посвященными, но не Сократ. Ни один истинный Посвященный не был женат. Евклид научился своей геометрии в мистериях. Современные мужи науки лишь заново открывают старые Истины.
Слово саrуа означает Мастер.
Аурический флюид есть корреляция атомов на высшем плане и нисхождение на этот низший в виде неощутимых и незримых пластических субстанций, порожденных и направляемых скрытою Волей. Аурический свет, или то, что Рейхенбах* называет "од", свет, [который] окружает каждый одушевленный и неодушевленный предмет в Природе, является, с другой стороны, лишь астральным отражением, эманирующим из предметов; его особенный цвет и цвета, сочетания и разновидности последних выражают собой состояние гун, или качеств, и характерных свойств каждого особого объекта и субъекта, аура же человеческого существа является наисильнейшей из всех.
Разночтения: Заседание IX,
31 декабря 1890 г.
[Протоколы, с. 87, параграф "Циклы": разночтение в "Тайной Доктрине". III, с. 563; V, с. 536.]
Циклы и эпохи зависят от сознания: мы не впервые здесь; циклы возвращаются, ибо мы возвращаемся в сознательное существование.
[Протоколы, с. 88, параграф "Луна": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 563; V, с. 536.]
Влияние Луны, главным образом, кама-манасическое, или психофизиологическое; она воздействует на психологический мозг, на мозговой разум.
[Протоколы, с. 88, параграф "Луна": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", October, 1931, p. 27.]
Влияние Луны, главным образом, камическо-манасическое или психологическое; она воздействует на психологический мозг.
[Протоколы, с. 88, параграф "Смерть": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 563; V, с. 537.]
Индусы взирают на смерть как на явление нечистое, вследствие распада тела и перехода с одного плана на другой. "Я верю в преображение, а не в смерть".
[Протоколы, с. 88, параграф "Атомы": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 563; V, с. 537.]
Атом есть душа молекулы. Он суть шесть принципов, а молекула есть тело его. Атом являет собой Атман объективного Космоса, т. е. он на седьмом плане низшей пракрити.
[Протоколы, с. 88, параграф "Атомы": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", October, 1931, p. 27.]
Атомы суть принципы молекул (числом шесть). Атом находится на седьмом подплане седьмого космического плана, т. е. на материальном видимом плане.
Разночтения: Заседание X,
7 января 1891 г.
[Протоколы, с. 89-90, параграфы с наименованиями лок и тал: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 564; V, с. 537.]
1. Общая экзотерическая, ортодоксальная и тантрическая категория:
Бхурлока
Бхуварлока
Сварлока
Махарлока Вторая семерица
Джанарлока суть отражение
Тапарлока
Сатьялока
2. Категория санкхья и некоторых ведантистов:
Брахмалока
Питрилока
Сомалока
Индралока
Гандхарвалока
Ракшасалока
Якшалока
и восьмая
[Протоколы, с. 92, параграф "1. Атала", последние два предложения: разночтение в "Тайной Доктрине", III. с. 565-566; V, с. 539 и в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", November, 1931, p. 157.]
Иерархия эта вмещает в себе изначальный план, все, что было, есть и будет, от начала до конца Махаманвантары; тут все и вся. Утверждение это не следует, однако, понимать как предпосылающее кисмет: последний идет вразрез со всеми учениями оккультизма.
[Протоколы, с. 96: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 568; V, с. 541.]
Таблица*
5 + 5 | танматр | субъективные | |
5 + 5 | бхут | " | |
5 + 5 | джнанендрий | " | |
5 + 5 | кармендрий | " | |
_______ | _ | ||
20 + 20 | |||
20 + 20 + 8 + майя = 49 |
[Протоколы, с. 96: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", November, 1931, p. 160.]
Таблица
5 танматр (рудиментов) | + 2 | субъективные |
5 бхут | + 2 | |
5 джнанендрий (органов чувств) | + 2 | |
5 кармендрий | + 2 | |
— | ||
20 х 2 + 8 + майя = 49 |
5 танматр (рудиментов) + 2 субъективные
5 бхут (элементов) + 2
5 джнанендрий (органов чувств) + 2
5 кармендрий + 2
—
20 х 2 + 8 + майя = 49
Разночтения: Заметки,
11 января 1891 г.
[Протоколы, с. 100-101, Диаграмма: разночтение в "Тайной Доктрине", III. напротив с. 569; V, напротив с. 543.]
[Приводятся лишь различия между Диаграммой в Протоколах Алисы Лейтон Клифер и Диаграммой в "Тайной Доктрине". На место клетки внутри Диаграммы указывают номер страницы, ряд и колонка.]
[Разночтение на с. 101, второй ряд, седьмая колонка]
1. Корень носа, между бровями. Высоко развит у некоторых животных, таких, как собаки и другие.
[Разночтение на с. 101, третий ряд, седьмая колонка]
2. Селезенка и печень: первая более духовна; последняя на материальном плане. Селезенка соответствует мизинцу левой руки; печень – мизинцу правой.
[Разночтение на с. 101, четвертый ряд, четвертая колонка.]
3. Через магнетическое восприятие: зрение.
[Разночтение на с. 101, шестой ряд, четвертая колонка.]
5. Через чисто ментальное восприятие.
[Разночтение на с. 101, восьмой ряд, четвертая колонка.]
7. Духовное, через аурическое синтетическое восприятие.
Разночтения: Заседание XIII,
28 января 1891 г.
[Протоколы, с. 112, параграф "Самосознание", пятое предложение: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 573; V, с. 546.]
Так и Юм, когда говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого "Я", забывает, что без "Я" никакое видение или чувствование невозможно.
[Протоколы, с. 112, параграф "Самосознание", пятое предложение: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1932, p. 409.]
Так и Юм, когда он говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого "Я", забывает, что без "Я" никакое ощущение или чувствование невозможно.
[Протоколы, с. 112, параграф "Самосознание": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 573; V, с. 546.]
Клетки ног сознательны, но они – рабы идеи; они не самосознательны, они не могут порождать идеи, хотя, когда они утомлены, они могут передать мозгу ощущение тяжести и тем зародить идею усталости.
[Протоколы, с. 112, параграф "Самосознание", разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1932, p. 410.]
Клетки ног сознательны, но они рабы идеи; они не самосознательны, они не могут порождать идеи, хотя, когда они утомлены, они могут передать человеку ощущение тяжести и тем зародить идею усталости.
[Протоколы, с. 112-113, параграф "Память, и т. д. и ум": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 574; V, с. 547.]
Есть ли память нечто, в нас рожденное для того, чтобы породить Эго? Знание, чувство, воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник относительности; ее можно заострить или оставить тупой, и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления; знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы, коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи, приукрашивая и выдавая их. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет; он есть ристалище сознания Манаса. У животного монада и манас латентны, но его мозг не может реагировать. Все потенциальности на месте, но дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории.
[Протоколы, с. 112-113, параграф "Память, и т. д. и ум": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1932, p. 410-411.]
Есть ли память нечто, в нас рожденное для того, чтобы породить Эго? Знание, чувство, воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник цепкости; ее можно заострить или оставить тупой; и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления; знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы, коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет; он есть ристалище сознания Манаса. У животного монада и манас латентны, но его мозг не может реагировать. Все потенциальности на месте, но дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории.
[Протоколы, с. 113, параграф "Одновременные впечатления": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 574; V, с. 547. 1
Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят – одно; оккультисты же говорят – нормально семь, а анормально – четырнадцать, семнадцать, девятнадцать, двадцать одно, вплоть до сорока девяти впечатлений можно воспринимать одновременно. Оккультизм учит, что сознание всегда воспринимает семеричное впечатление и хранит его в памяти. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы: семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь один за другим, и вы, если того пожелаете, можете измерить интервалы. Натренированное ухо услышит семь нот сразу же, одновременно. В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать семнадцать или восемнадцать цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы.
[Протоколы, с. 113, параграф "Одновременные впечатления": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1932, p. 411.]
Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят – одно, оккультисты же говорят – нормально семь, а анормально 14, 17, 19, 21, вплоть до 49 впечатлений можно воспринимать одновременно. Оккультизм учит, что сознание всегда воспринимает семеричное впечатление и хранит его в памяти. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы; семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь один за другим и вы, если того пожелаете, можете измерить [интервалы]; натренированное ухо услышит семь нот сразу же.
В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать 17 или 18 цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы.
[Протоколы, с. 113, параграф "Одновременные впечатления": разночтения в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, р. 288.]
Цикл сознания. Доказывают, будто перед душой не может сразу предстать более одного объекта восприятия, ибо душа есть единица. Оккультизм учит, что наше сознание может одновременно воспринимать не менее семи отдельных впечатлений и даже переносить их в память. Это можно доказать, взяв одновременно на семи клавишах любого инструмента, скажем, на пианино, семь нот музыкальной гаммы. 7 звуков достигнут сознания одновременно; хотя нетренированное сознание может и не запечатлеть их в первую секунду, их длительные вибрации достигнут слуха в 7 различных звуках, один выше другого по тональности.
[Протоколы, с. 114-115, параграф "Ментальное и физическое чувство", четвертое предложение, вплоть до конца: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1932, p. 411-412.]
Ум воспринимает и хранит вещи любого рода механически и бессознательно и выбрасывает их в память как бессознательные восприятия. Если внимание чем-то сильно поглощено, то чувственное восприятие какой-либо раны в этот момент не ощущается, но позднее страдание входит в сознание; все зависит от тренировки и внимания. Так, перенос ощущения от любого органа к сознанию происходит почти одновременно, если ваше внимание сосредоточено на нем, но если какой-либо шум отвлечет ваше внимание, тогда пройдет немногим более секунды, прежде чем оно достигнет вашего сознания. Оккультист должен тренировать себя, чтобы воспринимать и передавать по семиступенчатой шкале своего сознания каждое впечатление или впечатления одновременно. Кто наиболее сократит интервалы физического времени, наиболее и продвинется.
[Протоколы, с. 114, параграф "Ментальное и физическое чувство": разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, р. 288, 289.]
Каждое из пяти признанных чувств изначально являло собой чувство ментальное. Рыба, рожденная в пещере, слепа – бросьте ее в реку, и она начнет чувствовать, будто видит, пока у нее постепенно не разовьется физический орган зрения и она действительно не увидит. Глухонемой тоже как бы слышит, своего рода, внутренне.
Все зависит от тренировки и внимания. Так, перенос ощущения от любого органа к сознанию происходит почти мгновенно, если ваше внимание сосредоточено на нем; но если какой-либо шум отвлечет ваше внимание, то пройдет несколько секунд, прежде чем оно достигнет сознания. Оккультист должен тренировать себя, чтобы воспринимать и передавать по семиступенчатой шкале своего сознания каждое впечатление или впечатления одновременно. Кто наиболее сократит интервалы физического времени, наиболее и продвинется.
[Протоколы, с. 115, параграф "Сознание; семь его градаций": разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, р. 288, 289.]
Наименование и порядок семи градаций таков:
1. Чувственное восприятие.
2. Самовосприятие (или апперцепция).
3. Психическая апперцепция – которая переносит его к
4. Витальному восприятию.
Таковы четыре низшие градации, и они относятся к психофизическому человеку. Затем идут:
5. Манасическое распознавание.
6. Воле-восприятие и
7. Духовная сознательная апперцепция.
[Протоколы, с. 116, параграф "Эго": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1932, p. 413.]
Одним из лучших доказательств того, что существует Эго, истинное поле сознания, является уже упомянутый факт, что состояние сознания никогда не воспроизводится в точности, живите вы хоть 100 лет, проходя через миллионы [состояний] в день; сколь много ни испытываешь состояний и подсостояний, невозможно иметь достаточно клеток для всех них.
[Протоколы, с. 116, параграф "Эго": разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, р. 289.]
Понятие Эго – единственное понятие, совместимое с фактами физиологического наблюдения. Разум, или Эго, субъект всех состояний сознания, есть, в сущности, единица. Миллионы различных подсостояний созн[ания] доказывают существование этого Эго. Даже мозговые клетки снабжают нас этими состояниями, которые подтверждают нам существование бессмертной души, и т. д.
[Протоколы, с. 117, параграф "Шишковидная железа", первая половина параграфа: разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, p. 289.]
Особым органом сознания является, конечно же, мозг и расположен он в ауре шишковидной железы живого человека.
Когда ум или мысль проявляется в сознании, то имеют место непрестанные вибрации света. Если бы кто-нибудь мог заглянуть, посредством ясновидения, в мозг живого человека, то он мог бы почти сосчитать (увидеть оком) семь оттенков чередующихся градаций света, от самого тусклого до самого яркого.
[Протоколы, с. 117, параграф "Шишковидная железа", второй абзац: разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, p. 289.]
Чем сознание является, никогда нельзя определить психологически. Мы можем анализировать и классифицировать его работу и следствия – мы не можем определить его, если только не постулируем существование Эго отдельно от тела.
[Протоколы, с. 117-118, параграф "Сердце", первое предложение: разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, р. 289.]
Семеричная градация состояний сознания отражается в сердце или, вернее, в его ауре*, которая вибрирует и озаряет семь мозгов сердца, точно так же как озаряет она и семь подразделений, или лучей, вокруг шишковидной железы.
[Протоколы, с. 118, параграф "Астрал и Эго". первое и второе предложения: разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, p. 289.]
Это созн[ание] являет нам разницу между природой и сущностью, скажем, астрального тела и Эго. Одно молекулярно, незримо, пока не уплотнится, другое же атомично-духовно.
[Протоколы, с. 118, параграф "Индивидуальность", первое предложение: разночтение в записях, сделанных рукой Е. П. Б.; H. P. Blavatsky, CW, XIII, p. 289.]
(См. пример с курильщиком – десять сигарет, но дым каждой из них сохраняет с ней сродство.)
Разночтения: Заседание XIV,
4 февраля 1891 г.
[Протоколы, с. 120, параграф ""Я" животных, и т. д.": разночтение в "Тайной Доктрине". III. с. 578; V. с. 551.]
Качества определяют свойства "я-состояний". Например, два волка, помещенные в одинаковые условия, вероятно, не будут вести себя по-разному.
[Протоколы, с. 122, параграф "Патриотизм, и т. д.". четвертое предложение: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 579; V. с. 552.]
Ибо, хотя внутренняя сущность высшего Эго незапятнана, внешнее одеяние может оскверниться.
[Протоколы, с. 122, параграф "Патриотизм, и т. д.", четвертое предложение: разночтение в Тетради И К.-О.; "Theosophist", March, 1932, p. 636]
Ибо, хотя внутренняя сущность высшего Эго незапятнана, низшая может оскверниться.
Разночтения: Заседание XVI,
11 марта 1891 г.
[Протоколы, с. 134, параграф "Голова и сердце": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 583; V, с. 556.]
Психо-интеллектуальный человек – весь в голове с ее семью вратами; духовный человек – в сердце. Извилины образуются мыслью.
[Протоколы, с. 134, параграф "Голова и сердце": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", April, 1932, p. 16.]
Психо-интеллектуальный человек – весь в голове с ее семью вратами; духовный человек – в сердце. Извилины образуются мыслями.
[Протоколы, с. 136, параграф "Обращение", четвертое предложение, вплоть до конца: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", April, 1932, p. 17-18.]
Когда злонравные наклонности и импульсы запечатлелись на физической природе, они не могут тотчас же поменяться на противоположные. Молекулам тела было задано кармическое направление и, хотя они достаточно разумны, чтобы распознавать вещи на своем собственном плане, т. е. избегать всего, что им вредит, они не могут понять смены направления, импульс к которому исходит из другого плана. Если их насильственно понудить к этому, то результатом явится болезнь, сумасшествие или смерть.
Разночтения: Заседание XVIII,
1 апреля 1891 г.
[Протоколы, с. 142, параграф "Скандхи", второй абзац: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 587; V, с. 560 и в Тетради И. К -О.; "Theosophist", May, 1932, p. 123.]
Ментальное изменение, или проблеск духовной истины, могут побудить человека внезапно обратиться к истине даже в момент смерти, создавая, таким образом, хорошие скандхи для следующей жизни. Последние деяния или мысли человека оказывают огромное влияние на всю его будущую жизнь, но все же ему придется страдать за свои проступки и злодеяния, и именно это и лежит в основе идеи о предсмертном раскаянии. Но кармические следствия прошлой жизни должны воспоследовать, ибо человек в своем следующем рождении должен подобрать скандхи, или вибрационные* отпечатки, оставленные им в астральном свете, так как в оккультизме ничто не возникает из ничего и так как должна существовать связь между жизнями. Новые скандхи рождаются от своих старых родителей.
Разночтения: Заседание XIX,
15 апреля 1891 г.
[Протоколы, с. 149, первый абзац: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 591; V, с. 564 и в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", July, 1932, p. 356.]
Луч может проявляться на этой земле, потому что он может выделять свою майявирупу. Но высший не может, посему ему приходится испускать Луч. Мы можем взирать на высшее Эго как на Солнце, а на личные манасы – как на его лучи. Если мы уберем окружающий воздух и свет, то можно будет сказать, что луч возвратился к Солнцу, то же относится к низшему манасу и низшей четверице.
Высшее Эго может проявляться лишь через свои атрибуты.
[Протоколы, с. 149, второй абзац: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 591; V, с. 564.]
В случае внезапной смерти низший манас исчезает не более, чем камарупа после смерти.
_