Профилактика внутриличностных конфликтов
Позитивная роль отрицательных эмоций в борьбе организма с неблагоприятными факторами.
Отрицательные эмоции-это своеобразные разведчики разума,мгновенно оценивающие угрожающую ситуацию и заставлющие нас мгновенно мобилизоваться на борьбу с ними.
Положительные эмоции, связанные с действием положит.(полезных) стрессогенов блокируют имунную систему организма и делают организм,тем самым,незащищенным от воздейств. отриц. стрессогенов.
Что делать в стрессовой ситуации?:
«Концепция поисковой активности» - Ротенберг Аршавский 60-70 г ХХв. На многочисленных экспериментах с животными была доказана эффективность «активно-оборонительной» реакции на действие стрессогена, позволяющая быстрее справиться с последствиями его воздействия на чел-ка. По мнению авторов, концепция обладает явным стимулирующим воздействием на организм, повышая его стрессоуст-ть. Дефицит же такой активности создает предрасполож. к дистрессу и всем его негативным последствиям. Стрессоустойчивость – способность орг. выдерживать длит. время действие стрессогенов. В рамках концепции можно предполож., что «дозированный стресс» в кот. время от вр.орг-ция будет погружать своих сотрудников, будет способствовать выработке у них стрессоуст-ти.Таким обр. основой стрессоустойчивости жизненной стратегии явл. поисковая активность, реализуемая в соц-приемлимых формах.Только так можно достойно противостоять жизненным и производственным стрессам.
Концепция «Фикционного финализма» А.Адлер. Сущность ее заключ. в след:наши основные жизненные цели, как правило,предст. собой простые фикции,т.е идеи,не выдержавшие прямого сопоставления с действительностью. Чаще всего это идеи-постулаты,заложенные нам в голову авторитет-ми для нас людьми. В большинстве эти фикции не работают, не являясь актуальными для сегод. дня и в данном случае у чел-ка есть 2 сценария поведения в данной ситации: в первом случае, пытаясь достигнуть неосуществимое,человек открывая в себе новые возможности все равно достигает больших успехов в жизни, чем если бы он не стремился осуществить. Во втором случае давление фикций настолько велико, а мысль о невозможности ее осуществ. настолько тяжела, что человек впадает в дистресс со всеми вытекающими последствиями. Также фикции называют иррациональными убеждениями, т к. их отличает категоричность,не допускающая никаких исключений.
Периоды развития межличностного конфликта по А.В.Анцупову и А.И. Шипилову
Выделяют в течении конфл. 3 стадии:
1.Стадия предконфликта. Характерна возникновением объективной проблемной ситуации. Осознание этой ситуации как проблемной. Первые попытки решить ситуацию неконфликтными способами.
2.Стадия конфликта. 1-инцидент-это первая стычка между участниками конфл.,демонстрирующая,что между ними сущ. противостояние. 2-эскалация- это нарастание напряжения между участниками конфл. 3 – стадия сбалансированного противодействия-характ. тем, что инциденты носят систематический характер.
4-завершение конфл.взаимодействия – это прекращение активных действий,противоборства.
3.Стадия послеконфликт. Происходит частичная или полная нормализация отношений между сторонами.
Организационные факторы, способные вызвать стресс у работников.
1. Перегрузка или слишком маленькая нагрузка на работе
2. Конфликт ролей(возникает,если работнику предъявлять противоречивые требования)
3. Неопределенность ролей (она выражается в неуверенности раб. в том, что он делает то, что нужно орг-ции и начальнику)
4.неинтересная работа
5.плохие каналы обмена информацией
Профилактика внутриличностных конфликтов.
Подразумевает под собой активные действия по отношению к себе в след направлениях:
1.«Познай себя» Чем больше человек,общаясь с др людьми собирает инф-ю о себе, тем более точными и реалистичными будут его представления о своих сильных и слабых сторонах. Это позволяет человеку получить соответв-й опыт и знания,более гармонично выстраивать свои отношения с др. людьми и самим собой.
2. «Забота об адекватности своей самооценки» это показатель отношения человека к себе.
3. «Формирование системы смыслообразующих ценностей» - основой смыслообр. ценностей человека выступают общепринятые морально-нравст. каноны, преломленные через индивид. жизненный опыт этого человека.
4. «Сформулировать и пересматривать в соответствии с измен. жизненной реальности систему основных иррациональных идей» (А.Адлер) – «концепция иррац.идей» (идеи, навязанные нам людьми предыд. поколения, др. людьми. В силу нашей эмоцион. зависимости от этих людей,мы восприн.эти идеи как свои собств. и ими руководствуемся. Опасность этих идей проявл. в тот момент, когда эти идеи станов-ся неактуальными для сегодняшнего, тем самым мешая развитию чел.,не давая ему выстраивать адекват. гармонич. отношения в сегод. реальности.
Природа позаботилась о том, чтобы чел-к, уже испытывающий внутрилич. конфл. смог защищаться от его отриц. последствий, благодаря след. механизмам психолог. защиты:
1.Вытеснение-процесс, в рез. кот. негативные мысли и переживания «изгоняются» из сферы нашего сознания в бессознательное.
2.Сублимация – преобразов. негативных эмоций, чувств, переживаний, желаний в более приятные для чел. и общ. формы.
3.Регрессия («движ. назад») временное возвращ.чел-ка к более ранним формам поведения,часто сопровожд. переходом на предшест.уровень псих. развития.
4.Рационализация – процесс самооправдания,позвол. снять с себя целиком или частично ответственность за поступки,кот привели к негатив переживаниям, мыслям, чувствам, эмоциям.
5.Проекция – осознанное или бессознат перенисение эмоц. переживаний с себя на др. чел-ка.
6.Замещение – это попытка заменить один объект другим, в случае невозможности удовлетворить эту потребность этим объектом.
7.Интеллектуализация – предполаг. отключение эмоций в процессе анализа психотравмирующей ситуации.
8.Идентификация– отождествление себя с группой иди др. чел-ком.(одинаковая проблема)
9. Обособление – процесс отделения своих особенностей от группы (нет, а у меня по-другому)