Ситуация 5. Плохое поведение в детском саду
Ситуация 1. Ребёнок не хочет идти в детский сад.
Плач начинается уже к моменту выхода из дома: «Не пойду в садик!» При этом, придя вечером за ребёнком, вы видите, что он с удовольствием играет в компании сверстников.
Совет: первый интерес к детскому саду прошёл. Ребёнок уже понимает, что он пробудет там достаточно долгое время. Принять такое положение вещей малышу пока трудно. Слезами ребёнок хочет дать вам понять, что ему без вас будет одиноко. Озвучьте его эмоции словами: «Я понимаю, тебе без меня может стать грустно. Я тоже буду скучать, но маме надо идти на работу». Обязательно скажите точно, когда вы вернётесь. Конечно, ребёнок ещё не умеет следить за часами, но можно сказать: «Я приду, когда ты поешь, погуляешь, поспишь». Беседуйте о планах на выходные, спрашивайте как у нее дела, что нравится в садике, чем занимались и так далее. Если обстановка в саду теплая, дружелюбная, то подобное поведение дочери со временем должно пройти.
Ситуация 2. Малыш плачет, когда вы приходите за ним.
Утро сборов в детский сад проходит спокойно. Ребёнок легко отпускает вашу руку и, не оглянувшись, уходит в группу. Зато вечером, едва увидев в дверях маму, бросает своё занятие – с плачем кидается ей на шею. Ребёнок так крепко вас обнимает и целует, что это даёт повод думать, что его обижают.
Совет: так ведут себя впечатлительные малыши, детки-защитники по натуре. Их эмоции при встрече «зашкаливают» по причине беспокойства за маму. Слёзы и крепкие объятия говорят: «Никому тебя не отдам!» Таким детям нужно подробно рассказывать, чем занималась любимая мама, пока «защитника» не было рядом. Пусть ваш рассказ будет наполнен положительными эмоциями и светлыми впечатлениями.
Ситуация 3. Как справится с медлительностью ребенка.
Ребенок ходит в детский сад. В последнее время он становится очень медлительным. Посмотришь, ни уроки не хочет учить, задачи не хочет решать и стихи, сказки тоже. Хотя все это он знает. Еще очень много рисует. Воспитатель говорит, что он все задания знает, но с одного на другое очень долго переключается (другие дети делают все с ошибками, но быстро и по второму кругу, а мой еще сидит с первой задачей).
Совет: Замедленный темп деятельности ребенка обычно вызывается двумя причинами: особенностями психофизиологического развития (типом темперамента и нервной системы) или трудностями развития познавательной сферы (низким уровнем внимания). В первом случае нужно принять ребенка таким, какой он есть и не пытаться его «ускорить». Такие попытки будут только усугублять «замедленность». Поэтому важно: избегать окриков «Ты опять копаешься!»; пытаться помочь ребенку «Давай быстрее, я сама соберу твои вещи!» или наказывать за медлительность. Лучше всего помочь ребенку организовать себя и научить его заранее планировать нужное время для выполнения заданий, домашних дел и т.п. В случаях, когда медлительность ребенка вызывается трудностями в развитии познавательной сферы, для начала важно установить «проблемную зону» - что именно нуждается в развитии (память, внимание, восприятие, мышление). Задача специалиста (психолога) не подтвердить медлительность ребенка, а выявить причины, ее вызывающие. Затем для ребенка подбираются упражнения, направленные на стимулирование развития «западающей» области. Например, при ослабленном внимании можно использовать упражнения на сравнение предметов; вычеркивание лишней буквы в тексте; поиск ошибок на картинке и т.п. Грамотная развивающая работа позволит преодолеть возникшую сложность.
Ситуация 4. Плохое поведение дома.
В саду воспитатели в один голос хвалят вашего малыша: и кушает хорошо, и спать идёт охотно, и игрушки за собой убирает. А вам слушать это удивительно - ведь дома всё происходит с капризами! И вы начинаете сомневаться в себе: может, неправильно воспитываю?
Совет: вы можете гордиться - хорошее поведение в саду – это ваша заслуга. Ведь именно вы объяснили малышу, что можно, а что нельзя. А ребёнок даже самый маленький, прекрасно понимает: чтобы быть принятым в обществе, надо соблюдать правила поведения. Малыш приспосабливается к новому для него миру и тратит на это много сил. Дома же он хочет расслабиться от сковывающих правил. Не ругайте его за это. Но если вы видите, что плохое поведение ребёнка связано не с усталостью, а это всего лишь попытка манипулировать вами, дайте ему понять, что такое поведение вас не устраивает. Скажите, что вам неприятно видеть его капризы, а хорошее поведение ребёнка обязательно поощряйте.
Ситуация 5. Плохое поведение в детском саду.
Дома ребёнок слушается вас беспрекословно, а воспитатель почти ежедневно жалуется на плохое поведение вашего чада. У вас складывается впечатление, что воспитатель наговаривает на ребёнка.
Совет: вероятнее всего, воспитатель не преувеличивает. Дело в том, что в семье часто правильному поведению малыша уделяют слишком много внимания и излишне контролируют его, оберегая от принятия неверных решений. Он как бы остаётся без своей совести, не может увидеть границ дозволенного в новой обстановке. Именно поэтому его поведение может быть вызывающим. Таким способом ребёнок ищет взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему, быть «правильным», показал бы, что можно, а что нельзя. Не переживайте. Спустя какое-то время ситуация разрешится.