Которых вы учите тому, чему научил вас Аллах
Ешь те же то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха;
и бойтесь Аллаха, - поистине, Аллах скор в расчете!
После упоминания Всевышним Аллахом всех грязных, запретных и вредных
для здоровья и религии продуктов в предыдущем аяте, а также исключений
в случаях необходимости, как ещё сказал Всевышний Аллах об этом:
﴿وَقَدْ فَصَّلَ لَكُم مَّا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلاَّ مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ﴾ Он уже разъяснил вам,
что вам запрещено, если вы к этому не будете приневолены.(6:119)
Всевышний Аллах сказал далее: ﴿يَسْأَلُونَكَ مَاذَآ أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَـاتُ﴾
Они спрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: "Дозволены вам блага».
В суре «Преграды» приводится описание пророка Мухаммада
(да благословит его Аллах и приветствует):
﴿ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ ﴾Разрешает им блага и запрещает им мерзости.(7:157)
Мукатиль сказал: «﴿الطَّيِّبَاتِ ﴾ блага – это всё, что Аллах дозволил из всех видов пищи».
У аз-Зухри спросили как-то по поводу питья мочи с целью лечения (уринотеропии),
он ответил, что моча не относится к благам.
Слово Аллаха: ﴿وَمَا عَلَّمْتُمْ مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ﴾
И то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак – т.е.
Он позволил вам мясо животных, закланных с упоминанием имени Аллаха,
благое из пищи, а также то, что вы добыли на охоте при помощи приученных
для охоты животных. Например, собак, диких кошек, соколов и т.п.
Это мнение большинства сподвижников и имамов из числа их последователей.
Ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха: ﴿وَمَا عَلَّمْتُمْ مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ﴾
«И то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак
– имеются в виду приученные для охоты собаки,
а также все виды охотничьих птиц, диких кошек и им подобных».
(Это повествование передал также ибн Абу Хатим.
Также считали: Хайсама, Таус, Муджахид и другие комментаторы.)
Сообщают, что ибн Умар сказал: «Что касается охоты при помощи птиц
или диких кошек, то если вы застали добычу до её смерти, то её можно есть,
а если не застали, то потреблять её мясо вы уже не можете».
Однако большинство учёных считает, что охота при помощи птиц подобна охоте с собаками, потому, что они хватают свою жертву когтями подобно собакам,
и между ними нет разницы. Это мнение имамов четырех мазхабов и других ученых.
Это же мнение предпочел ибн Джарир. В качестве довода он приводит хадис,
в котором Ади ибн Хатим спросил у посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) об охоте с охотничьей собакой.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«مَا أَمْسَكَ عَلَيْكَ فَكُلْ» “(Можешь) есть то, что она схватит для тебя[13]»
Имам Ахмад исключает из этого охоту при помощи чёрной собаки,
ибо её следует убивать саму, и не дозволительно использовать для убийства.
Это следует из хадиса в Сахихе Муслима от Абу Зарра,
в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Молитву прерывает (проходящий впереди) ишак, женщина и чёрная собака».
Я спросил: «Какая разница между чёрной или рыжей собакой?»
Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Чёрная собака – шайтан[14]».
Эти хищные животные, используемые для охоты, были названы﴿ الْجَوَارِحِ ﴾ (аль-Джаварих)
от слова الجَرْحُ- т.е. добыча. У арабов принято говорить:
«такой-то добыл (جَرَحَ) для семьи добро». Или говорят также: «У такого-то нет дохода (جَارح).
Всевышний Аллах сказал: ﴿وَيَعْلَمُ مَا جَرَحْتُم بِالنَّهَارِ﴾
И знает, что вы добываете днем. (6:60) – то, что вы совершаете из добра и зла.
Слово Аллаха: ﴿مُكَلِّبِينَ﴾ как собак – животных, которых вы обучили
охоте как собак, они хватают добычу так же, как собаки, когтями или ногтями.
Если же дичь была убита ударом хищника, а не когтями, то потребление в пищу мяса этого животного уже недозволительно.Это одно из мнений аш-Шафии и группы учёных.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللَّهُ﴾
Которых вы учите тому, чему научил вас Аллах – они идут за добычей,
когда вы посылаете их, и оставляют добычу вам,
если схватили её, пока хозяин не придёт к ним. Они не хватают добычу для себя.
Аллах сказал об этом: ﴿فَكُلُواْ مِمَّآ أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ﴾
Ешьте же то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха
– если обученный хищник был послан за добычей, и при этом было упомянуто имя Аллаха, то потребление мяса дичи будет дозволенным, даже если оно было убито охотничьим хищником, по единогласию всех учёных.
Сунна подтверждает то, что указывает рассматриваемый священный аят (5:4).
В двух Сахихах приводится хадис от Ади ибн Хатима, где он сказал:
«И я задал пророку, (да благословит его Аллах и приветствует) вопрос о дичи, убитой охотничьей собакой, на что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ الْمُعَلَّمَ وَذَكَرْتَ اسْمَ اللهِ فَكُلْ مَا أَمْسَكَ عَلَيْك»«Если ты спустишь свою собаку и произнесёшь имя Аллаха, а она схватит (дичь),то (можешь)есть»,
Я спросил: «А если она убьёт дичь», он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «وَإِنْ قَتَلْنَ، مَا لَمْ يَشْرَكْهَا كَلْبٌ لَيْسَ مِنْهَا، فَإِنَّكَ إِنَّمَا سَمَّيْتَ عَلى كَلْبِكَ وَلَمْ تُسَمِّ عَلى غَيْرِه»
“(Можешь) есть то, что она схватит для тебя, ибо это подобно зарезанному
животному, только если ты не обнаружишь со своей собакой (или: своими собаками)другую собаку, ибо ты произнёс имя Аллаха только над своей собакой (спуская её на дичь)и не произносил его над другой собакой”».Я спросил пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, о дичи, убитой с помощью ми‘рада[15] и он сказал:
«إِذَا رَمَيْتَ بِالْمِعْرَاضِ فَخَزقَ فَكُلْهُ، وَإِنْ أَصَابَهُ بِعَرْضٍ فَإِنَّهُ وَقِيذٌ فَلَا تَأْكُلْه»
“(Можете) есть (дичь), убитую его острым концом, что же касается (дичи)
убитой его древком, то это — вакиз[16], не ешь его”[17].
В другом варианте хадиса посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«وَإِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ فَاذْكُرِ اسْمَ اللهِ، فَإِنْ أَمْسَكَ عَلَيْكَ، فَأَدْرَكْتَهُ حَيًّا فَاذْبَحُهُ،
وَإِنْ أَدْرَكْتَهُ قَدْ قَتَلَ وَلَمْ يَأْكُلْ مِنْهُ فَكُلْهُ، فَإِنَّ أَخْذَ الْكَلْبِ ذَكَاتُه»
«Если ты спустишь свою собаку, помяни имя Аллаха.
Если она схватит что-нибудь для тебя, а ты застал эту дичь ещё живой,
То зарежь её, а если ты застал её уже мертвой, но собака не ела её,