Испытывали его, и попросил прощения у своего Господа, и склонился в земном поклоне и обратился
(к Аллаху с покаянием)».
[148] Имеется в виду Ибрахим, мир ему.
[149] Имеются в виду мекканские многобожники и другие.
[150] Здесь подразумеваются мухаджиры, ансары и все те, кто будет следовать за ними до самого Дня воскресения.
[151] “Скот”, 84 - 90.
[152] Аль-Бухари (2505)
[153] Аль-Бухари (333), Муслим (521)
[154] Сахих Муслим (2958)
[155] Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое,
но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой.
[156] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2880)
[157] На этот довод толкователи Корана среди которых и Ибн ‘Аббас ответили тем,
что в аяте речь идет о том, что заколото не ради Аллаха.
Забывчивость упоминания имени Аллаха при закалывании животного не делает мясо запретным, и это мнение Али ибн Абу Талиба, Ибн ‘Аббаса, Са’ид ибн аль-Мусайиба, ‘Ата, Таууса, Хасана аль-Басри и др.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, в каждом мусульманине есть имя Аллаха, и если он зарезал животное и забыл упомянуть имя Аллаха, то пусть ест. А если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!»
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Слова тех, кто говорит, что мясо животного, которое мусульманин заколол, забыв произнести имя Аллаха, недозволенно, далеко от истины, поскольку это отклонение от того, на чем аль-джама’а”.
[158] Сахих аль-Бухари (5053), Муслим (1929)
[159] Сахих аль-Бухари (5053), Муслим (1929)
[160] Муслим (450)
[161] Аль-Мухтар ибн Абу Убейд ас-Сакафи. Он овладел Куфой в начале правления халифа Ибн аз-Зубейра, демонстрируя свою любовь к Ахль аль-Бейт [близким родственникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] и призвав людей отомстить убийцам аль-Хусайна [внука Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред]. Он преследовал их и убил многих, кто участвовал в этом и помогал этому,
и люди полюбили его. Затем он провозгласил себя пророком и объявил, что к нему приходит Джибриль.
[162] (فَاتَّبعُوهُمْ(фаттабаухум))- букв. и по этой причине следуете в этом за ними. пр.пер.)
[163] Аль-Бухари сообщает со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах,
что Абу Суфйан бин Харб, да будет доволен им Аллах, сообщил ему о том, что Ираклий послал за ним, когда он сопровождал караван курайшитов. Они занимались торговыми делами в Шаме, и это было в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие с Абу Суфйаном и (другими) неверными курайшитами. (Абу Суфйан вместе со своими товарищами) прибыл к императору в Илийу, где Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Рума, призвал их ко двору. Подозвав к себе их и своего толмача, он спросил: «Кто из вас приходится самым близким родственником человеку, утверждающему, что он − пророк?» Абу Cуфйан сказал: «Самым близким из них к нему являюсь я». Тогда он сказал: «Подведите его поближе ко мне, а его товарищей поставьте у него за спиной», и велел своему толмачу: «Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и, если он солжёт мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду! Затем (Ираклий) задал мне о нём первый вопрос: «Каково его происхождение (и место) среди вас?» Я ответил: «Он благородного происхождения». Он спросил: «Заявлял ли кто-нибудь из вас нечто подобное раньше?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Был ли кто-нибудь из его предков правителем?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А кто следует за ним, знатные люди или простые?» Я ответил: «Скорее простые». Он спросил: «Число их увеличивается или уменьшается?» Я ответил: «Увеличивается». Он спросил: «А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?» Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать», и больше ничего не смог добавить к сказанному.[163] Он спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним?» Я ответил: «Да». Он спросил: «И чем же заканчивались ваши сражения?» Я ответил: «Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал, нас и мы побеждали его». Он спросил: «Что он велит вам делать?» Я ответил: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки”, и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками». Тогда он велел толмачу сказать мне: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда (истинная) вера проникает в сердца. Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»А потом он потребовал подать себе послание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которым Дихйа был направлен к наместнику Бусры, и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее:
− C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума. Мир тому, кто следует правильным путём.А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян!И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «Скажи: “О обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся”».
[164] Сахих Муслим (4221)
[165] Сахих аль-Бухари (3293)
[166] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (3/359)
[167] Хороший хадис, который аль-Бухари привёл в начале книги об одежде. Имам Ахмад в Муснаде (2/181), ан-Насаи (2559).
[168] Аль-Бухари (2769)
[169] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (327\1)
[170] Аль-Бухари (2082), Муслим (1581)
[171] Аль-Бухари (1161), Муслим (94)
[172] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (5/154, 155, 167, 172), ат-Тирмизи (3540)
[173] Аль-Бухари (5513), Муслим (85)
[174] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.
[175] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.
[176] Сахих аль-Бухари (5513), Муслим (85).
[177] Аль-Бухари (4268), Муслим (2760)
[178] Аль-Бухари (6846), Муслим (1499).
[179] Аль-Бухари (6370), Муслим (1676).
[180]“Му‘ахад” − человек, не принявший ислама, но живущий на мусульманской территории на договорных основаниях и выплачивающий подушную подать.
[181] Аль-Бухари (2930)
[182] Ат-Тирмизи (1403), ибн Маджах (2176). Достоверный хадис по мнению аль-Албани (2356).
[183] Аль-Бухари (1161), Муслим (94)
[184] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (5/154, 155, 167, 172), ат-Тирмизи (3540)
[185] Аль-Бухари (5513), Муслим (85)
[186] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына,
несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.
[187] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.
[188] Сахих аль-Бухари (5513), Муслим (85).
[189] Аль-Бухари (4268), Муслим (2760)
[190] Аль-Бухари (6846), Муслим (1499).
[191] Аль-Бухари (6370), Муслим (1676).
[192]“Му‘ахад” − человек, не принявший ислама, но живущий на мусульманской территории
на договорных основаниях и выплачивающий подушную подать.
[193] Аль-Бухари (2930)
[194] Ат-Тирмизи (1403), ибн Маджах (2176). Достоверный хадис по мнению аль-Албани (2356).
[195] Достоверный хадис, рассказал ибн Маджах (11).
[196] Муснад Ахмада 4/182
[197] Аль-Бухари (4269)
[198] Сахих Муслим (227)
[199] Передал имам Ахмад «аль-Муснад» (4/241), ан-Насаи «аль-Кубра» (6/344), ат-Тирмизи (3535).
[200] Аль-Бухари (6010), Муслим (187).
[201] Муслим (4852)
[202] Аль-Бухари (30), Муслим (5140).
[203] Достоверный хадис. Рассказал Ахмад, «Муснад» (5/145), ат-Тирмизи (761), ан-Насаи в «аль-Муджтаба» (2409).
[204] Аль-Бухари (287), Муснад (1/236), ат-Тирмизи (3793, 3898).
[205] Муслим (771), Ахмад в Муснаде (1/102).
[206] Муслим (4915).
[207] Муслим (4948).
[208] Аль-Бухари (844), Муслим (1829)
[209] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в «Муснаде» (213/2), ибн Маджах (4300), аль-Хаким в «аль-Мустадрике» (1/710)
[210] Сахих аль-Бухари (4360), Муслим (4991).
[211] Достоверный хадис с разными иснадами. Ахмад в Муснаде *1/420), ат-Табари в аль-Кабир (9/78)
[212] Муслим (2996).
[214] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (5074), ан-Насаи в аль-Муджтаба» (5529), Ахмад (2/25).
[215] Речь идёт о месте сбора /махшар/ всех людей в День воскресения.
[216] Аль-Бухари (4371), Муслим (2859)
[217] Аль-Бухари (2969), Муслим (2643).
[218] Аль-Бухари (4402), Муслим (2658).
[219] Муслим (2865), ибн Хиббан (653, 654).
[220] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (3878), ат-Тирмизи (994), ибн Маджах (1472), Ахмад в Муснаде (1/248)
[221] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (2380), ан-Насаи в аль-Кубра (178/4), аль-Хаким в аль-Мустадрике (4/135).
[222] Достоверный хадис, рассказал ат-Тармизи (3530).
[223] Достоверный хадис. Рассказал имам Ахмад в аль-Муснаде (4/287)
[224] Сахих аль-Бухари (6054).
[225] Хадис со слабым иснадом. Рассказал имам Ахмад (2/512).
[226] Сахих аль-Бухари (5241), Муслим (2816).
[227] Муслим (2968).
[228] Муслим (2789), Ахмад (2/327).
[229] Здесь речь идёт о совершении пророком, & , хаджжа.
[230] То есть не кричите так громко.
[231] Аль-Бухари (5905), Муслим (4873).
[232] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (96), ибн Маджах (3864), Ахмад (1/172).
[233] Муслим (1218).
[234] Ат-Тирмизи (3273), Ахмад в Муснаде (482/3). Хороший хадис по мнению аль-Албани.
[235] Некогда этим колодцем пользовались люди народа самуд, которые были истреблены Аллахом
за неповиновение направленному к ним пророку Салиху, мир ему.
[236] Аль-Бухари (415, 4068), Муслим (5292).
[237] Аромат используется для умащения усопших. (перев.)
[238] Рассказал Абу Дауд (4462), ат-Тирмизи (1456), ибн Маджах (2561).
[239] Сахих Муслим 5109
[240] Аль-Бухари (4402), Муслим (2658).
[241] Аль-Бухари (5071), Муслим (3610).
[242] Достоверный хадис с незавершённой цепочкой, но имеющей статус завершённой. Аш-Шафии (1/340)
[243] Долгоносики (Curculionidae) - одно из самых крупных семейств жуков. (прим. перевод).
[244] Достоверный хадис, рассказал имам Ахмад в Муснаде (218/5), ат-Тирмизи
[245] (75:22-23)
[246] То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.
[247] Имеются в виду те, кто не будет поражён. См.: “Толпы”, 68.
[248] Достоверный хадис без слов:
Так что вы скажете, он более, заблудший или его верблюдица? Абу Дауд (366).
[249] Муслим (2753).
[250] Имам Ахмад (5/411).
[251] См. “Сонмы”, 45.
[252] Под “неграмотными” здесь подразумеваются арабы.
[253] Так в тексте.
[254] Имеется в виду арабы, некогда исповедовавшие религию Ибрахима, мир ему, но впоследствии впавшие в многобожие.
[255] Аль-Бухари (2811)., Муслим (1732).
[256] Сахих аль-Бухари (4864), Муслим (127).
[257] Достоверный по всем иснадам.
[258] ‘Умар пожалел о том, что не принял извинений Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими.
[259] Сахих аль-Бухари (3388).
[260] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.
[261] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.
[262] (17:107-109)
[263] Аль-Бухари (4402), Муслим (2658).
[264] Муслим (2865), ибн Хиббан (653, 654).
[265] Сахих аль-Бухари (6460)
[266] Сахих аль-Бухари (6867), Муслим (2653).
[267] Сахих аль-Бухари (5931), Муслим (2677).
[268] Или: запомнит их.
[269] Сахих аль-Бухари (5931), Муслим (2677).
[270] Это самое великое имя Аллаха, указывающее на Его божественную сущность. Это имя объемлет все 99 прекрасных имен Аллаха, является особым именем высочайшей сущности Всевышнего. Этим именем не нарекают больше никого.
[271] Всемилостивый, Обладающий широчайшей милостью и благами, Милостивый на этом свете ко всем Своим созданиям: и к тем, кто достоин милости, и к тем, кто не достоин ее, то есть к верующим и неверующим, мусульманам и немусульманам. Этим именем также не нарекают больше никого.
[272] Милостивый, Проявляющий всегда милость, Обладающий бесконечной милостью; Проявляющий на том свете милость только к уверовавшим, покорным рабам.
[273] Царь царей, Владыка Дня Суда, Тот Единственный, Которому принадлежит истинное царство.
Аллах самодостаточен в Своей сущности и абсолютно не нуждается ни в одном из Своих творений;
[274] Священный, Чистейший;
[275] Миротворящий;
[276] Верный договору со Своими рабами;
[277] Охраняющий Свои творения;
[278] Могучий, Тот, у Кого особое величие, Непобедимый, Сильнейший, Одерживающий победу над всеми, Величайший; существование сходное с его существованием абсолютно невозможно.
[279]Могущественный, мудрость Которого охватывает все; по воле Которого происходит все, воля Которого не остается неосуществленной;
[280] Гордый;
[281] Творец;
[282] Создатель.
[283] Образователь;
[284] Прощающий;
[285] Господствующий;
[286] Дарующий;
[287] Создающий блага;
[288] Победитель;
[289] Знающий все в отдельности, в деталях;
[290] Сужающий;
[291] Расстилающий;
[292] Унижающий(неверных)и всех тех, кто нечестив, кто восстал против Шариата.
[293] Возвышающий;
[294] Дающий силу, мощь, победу тому, кто хочет, возвышая его.
[295] Принижающий того, кого хочет, лишив его силы, мощи и победы.
[296] Всеслышащий;
[297] Всевидящий;
[298] Судья;
[299] Справедливый;
[300] Добрый по отношению к своим рабам, Милостивый по отношению к ним, Облегчающий им жизнь, Содержащий их, Милующий их.
[301] Сведущий;
[302] Ласковый;
[303] Величайший;
[304] Всепрощающий; Тот, Кто прощает грехи Своим рабам, прощает их оплошности.
[305] Благодарный, Воздающий большую награду рабам Своим за их малое богослужение, Доводящий до совершенства слабые деяния, Прощающий их.
[306] Высочайший, Высокочтимый;
[307] Большой, Высочайший; Тот, у Которого в сыйфатах и делах наличествует истинное величие;
[308] Охраняющий все сущее, каждое сущее;
[309] Распоряжающийся всем необходимым для жизнеобеспечения;
[310] Учитывающий все;
[311] Величественный; Тот, у Кого истинное величие и все совершенные сыйфаты; Чистый от всяких недостатков.
[312] Щедрый;
[313] Следящий за состоянием своих созданий;
[314] Отзывчивый;
[315] Всеобъемлющий;
[316] Мудрый;
[317] Любящий Своих рабов;
[318] Славный;
[319] Воскрешающий создания в День Суда;
[320] Свидетель;
[321] Истинный;
[322] Покровитель;
[323] Сильнейший;
[324] Прочный, Сильный;
[325] Поручитель;
[326] Славный, Достойный всех похвал;
[327] Считающий;
[328] Начинающий;
[329] Возвращающий;
[330] Оживляющий;
[331] Умерщвляющий;
[332] Вечно живой;
[333] Сущий, Самостоятельный, Независимый ни от кого и ни от чего,
[334] Богатый; Тот, у Которого все сущее, для Которого отсутствует понятие "недостающее", "недостаточность" ; Тот, у Которого сохраняются все дела, не пропадает ничего; Тот, Кто разумеет все.
[335] Благородный;
[336] Единственный в Своей сущности;
[337] Вечный;
[338] Всемогущий;
[339] Могущественный;
[340] Выдвигающий вперед все то, что должно быть впереди; Выдвигающий вперед достойных рабов Своих.
[341] Отодвигающий назад все то, что должно быть позади; Тот, Кто отодвигает назад по Своему разумению и по Своей воле неверных, нечестивцев и всех тех, кто должен быть отодвинут назад.
[342] Первый;
[343] Последний; Тот, Кто останется после уничтожения всего сотворенного; Тот, Кому нет конца, вечно Остающийся; Тот, Кто уничтожает все; Тот, после Которого не будет ничего.
[344] Благостный;
[345] Принимающий покаяние слуг;
[346] Мстящий;
[347] Прощающий грешников;
[348] Снисходительный;
[349] Царь царств;
[350] Обладатель особого величия и почета;
[351] Справедливый; Тот, у Кого все решения мудры и справедливы; Мстящий притеснителям за притесненных; Устанавливающий совершенный порядок, Радующий и притеснителя после того, как обрадовал притесненного и тот простил .
[352] Собирающий;
[353] Богатый;
[354] Обогащающий;
[355] Удерживающий;
[356] Вредящий;
[357] Благоволящий;
[358] Освещающий;
[359] Ведущий Верным Путем;
[360] Изобретающий;
[361] Остающийся навечно;
[362] Наследник всего сущего;
[363] Направляющий на Правильный Путь;
[364] Терпеливый;
[365] У хадиса слабый иснад. Рассказал ат-Тирмизи (3507), ибн Хиббан (808), аль-Хаким в аль-Мустадрике (3/88). Слабый хадис по мнению аль-Албани. «Сборник слабых хадисов» 1945.
[366] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (1/391).
[367] Регион на Ближнем востоке, охватывающий Сирию, Ирак, Ливан и Иорданию.
[368] Иначе говоря, все они примут ислам.
[369] То есть не станет совершать благих дел, веруя в Аллаха.
[370] “Скот”, 158.
[371] Имеется в виду человек, который будет чинить или укреплять стенки какого-то резервуара или ёмкости, из которой он обычно поил своих верблюдов прежде.
[372] Аль-Муснад (3556), аль-Хаким (4/488, 489, 545, 546).
[373] То есть во время приступа часть моего тела обнажается помимо моей воли.
[374] Сахих аль-Бухари 2992
[375] Этот хадис приводят Ахмад, 5/323–324 и аль-Хаким, 2/326.
[376] Аль-Бухари и Муслим.
[377] Т.е. они будут наслаждаться блаженствами там.
[378] Аль-Бухари (3953), ан-Насаи (11557).
[379] То есть лучшими из ангелов.
[380] Шейх Ахмад Шакир сообщает, что это повествование с достоверным иснадом.
[381] Аль-Муснад (70/2), Сунан Абу Дауд (2647), Сунан ат-Тирмизи (1716), Сунан ибн Маджах (3704).
[382] Передает ат-Табари в своём тафсире (13/439).
[383] Сахих аль-Бухари (2766), Сахих Муслим (89).
[384] Муслим (1763), аль-Муснад (221).
[385] Аль-Муснад (5:4312, аль-Хаким 2/329).
[386] Аль-Бухари (4647).
[387] Аль-Хаким в "аль-Мустадрике" (2/327).
[388] Аль-Муснад (3/112), ат-Тирмизи (2140), достоверный хадис у аль-Албани.
[389] Аль-Муснад (4/165).
[390] Аль-Муснад (5/337), ат-Тирмизи (2169)
[391] Имеется в виду всё запретное.
[392] Под “пекущимся о нерушимости границ Аллаха” подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.
[393] Распространённый метод решения спорных вопросов в доисламской Аравии, когда все заинтересованные лица писали свои имена на стрелах и смешивали их, а потом вытягивали стрелы по одной из общей связки.
[394] Имеются в виду расположившиеся на палубе.
[395] Речь идёт о разместившихся в трюме.
[396] Аль-Муснад (4/269), аль-Бухари (2493, 2686).
[397] Аль-Муснад (6/304) с достоверным иснадом.
[398] Фатх аль-Бари (7/413)
[399] Аль-Бухари (3983), Муслим (2494)
[400] Муслим (43/67)
[401] Аль-Бухари (14).
[402] Аль-Бухари (4647, 4649)
[403] Тафсир ибн Джарир (9/154)
[404] АЛЬ-Муснад (3/29), аль-Хаким (4\361)
[405] Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189).
[406] Ахмад (197/4)
[407] Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189)
[408] Аль-Бухари (25), Муслим (22/36)
[409] Аль-Бухари (2810), Муслим (149/1904)
[410] Аль-Бухари (4269), Муслим (96/159)
[411] Аль-Байхаки в сунан аль-Кубра (324/6).
[412] Аль-Муснад (5/316).
[413] Аль-Бухари (3951).
[414] Тафсир Ибн Джарир (9/10)
[415] Сахих аль-Бухари 2818, Муслим 1742.
[416] Аль-Муснад 154/4, Сахих Муслим 1917, Сунан Абу Дауд 2514, Сунан ибн Маджах 28/13.
[417] Аль-Муснад 144/4
[418] Аль-Муватта 414/2, аль-Бухари 2371, Муслим 937.
[419] Аль-Муснад 395/1.
[420] Сахих аль-Бухари 2850
[421] Заваид аль-Муснад 90/1
[422] Аль-Бухари 4330, Муслим 139/1061.
[423] Муслим (140/1901)
[424] Аль-Бухари (335), Муслим (3/521)
[425] Сира ибн Хишам (2/271)
[426] Аль-Бухари (3048)
[427] Аль-Бурахи 6747
[428] Аль-Муснад (5/352), Муслим (3/1731)
[429] Аль-Бухари (6764), Муслим (1/1614)
[430] Аль-Бухари (6168), Муслим (165/2640)
[431] Абу Дауд (2870), ат-Тирмизи (2120), ан-Насаи (3143), ибн Маджах (2713) достоверный по мнению
аль-Албани.