В руке. Я не видел ни одного человека, который был бы более похож на него
чем ты,и более похожего на тебя, чем он». Аксам спросил: «Может быть, его
схожесть повредит мне, о Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет. Ты — верующий, а он — неверный. Он был первым человеком, изменившим религию Исмаила и воздвигшим истуканов».
Имам Ахмад сообщает со слов Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах),
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ أَوَّلَ مَنْ سَيَّبَ السَّوَائِبَ وَعَبَدَ الْأَصْنَامَ أَبُو خُزَاعَةَ عَمْرُو بْنُ عَامِرٍ، وَإِنِّي رَأَيْتُهُ يَجُرُّ أَمْعَاءَهُ فِي النَّار»
«Поистине, первым, кто стал поклоняться идолам и отпускать верблюдов по обету, был Абу Хуза’а ‘Амр бин ‘Амир, я видел, как он влачит свои кишки в огне».
В вышеприведённых хадисах говорится, что отцом[119] (племени) хуза‘а был
‘Амр бин Лухайй бин Кама‘а бин Хиндиф. Это племя занималось попечительством Каабы после племени Джурхум. Он был первым человеком, изменившим религию Ибрахима
(мир ему) и ввезшим идолов в Хиджаз. Он первым призвал людей поклоняться им,
первым кто узаконил невежественные правила по поводу скота. Он стал изменять скот,
как об этом упомянул Всевышний Аллах в суре «Скот»:
﴿وَجَعَلُواْ لِلَّهِ مِمَّا ذَرَأَ مِنَ الْحَرْثِ وَالأَنْعَامِ نَصِيباً﴾ Они предназначают Аллаху долю того,
что Он вырастил из посевов и скота. (6:136 до конца аята)
Али ибн Абу Тальха сообщает со слов ибн Аббаса, \
﴿ بَحِيرَةٍ ﴾«Бахира» - это верблюдица принесшая пять помётов,
на пятый – если она вывела особи мужского пола, их резали и ели только
мужчины без женщин. Если же выводок был женского пола,
то разрезали их уши и говорили: «Это бахира».
Ас-Судди и другие знатоки сообщили нечто подобное.
﴿ سَآئِبَةٍ ﴾ «Саиба» – это овца или нечто подобное из скота, такая же
как и бахира с разницей, что она принесла шесть выводков женского рода,
а если на седьмой раз она принесла одного или двух ягнят мужского пола,
то их резали и ели только мужчины без женщин.
Мухаммад ибн Исхак сказал: ﴿ سَآئِبَةٍ ﴾ -это верблюдица, которая родила
десять верблюжат женского пола подряд, на неё уже на садились верхом,
никому не позволялось пользоваться её молоком и шерстью кроме гостя».
Абу Раук сказал:﴿ سَآئِبَةٍ ﴾– это когда у человека решалась какая-то
важная проблема, он освобождал верблюдицу или другой скот из своего
имущества ради идолов. А то, что она родила, также принадлежало идолам».
Ас-Судди сказал: «Если у человека из них решалась проблема, или он исцелялся от недуга, или преумножалось его богатство, он освобождал что-либо для идолов из своего имущества. Если же кто-то из людей причинял зло этим животным, то его наказывали за это».
Али ибн Абу Тальха сообщает со слов ибн Аббаса, ﴿ وَصِيلَةٍ ﴾«Василя» - это овца,
которая принесла семь выводков, если родился ягнёнок мужского пола мертвым, то его ели мужчины без женщин. Если рождался ягнёнок женского пола, то его оставляли в живых, если приплод состоял из особей мужского и женского пола, то их также оставляли в живых и говорили при этом: «Его донесла его сестра,и сделала его запретным для нас».
Это повествование передал ибн Абу Хатим.
Абдур-Раззак сообщает, что Саид ибн аль-Мусайиб сказал по поводу слова Аллаха:
﴿وَلاَ وَصِيلَةٍ﴾ Ни васили– это верблюдица, у которой первый помет был из особи женского пола, второй - также из особи женского пола. Её называли «Василя, которая принесла двух верблюжат женского пола подряд». Они метили её для своих идолов.
Также передал имам Малик ибн Анас.
Мухаммад ибн Исхак сказал: « Василя» - это овца, которая принесла за пять выводков десять ягнят женского пола, по два близнеца в каждом помете. Её называли василей
и оставляли её ягнят, будь они мужского или женского пола только для мужчин,
а если рождался мёртвый ягнёнок, то его ели совместно с женщинами».
По этой теме ибн Абу Хатим приводит хадис от Малика ибн Надлах, что его отец сказал:
«Я пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),
облачённым в старую одежду. Он спросил у меня: «هَلْ لَكَ مِنْ مَالٍ؟» «Есть ли у тебя
имущество?» Я ответил: «Да». Он (да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «مِنْ أَيِّ الْمَالِ؟» «Какое имущество?» Я ответил: «У меня есть верблюды, овцы, лошади и рабы».Он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «فَإِذَا آتَاكَ اللهُ مَالًا فَلْيُرَ عَلَيْك» «Если Аллах даровал тебе богатство, то пусть оно будет видно на тебе».
Затем он (да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «تُنْتِجُ إِبِلُكَ وَافِيَةً آذَانُهَا؟»
«Твои верблюдицы приносят тебе верблюжат с целыми ушами?» Я ответил: «Да».
Он (да благословит его Аллах и приветствует), спросил:
«فَلَعَلَّكَ تَأْخُذُ الْمُوسَى فَتَقْطَعَ آذَانَ طَائِفَةٍ مِنْهَا وَتَقُولَ: هَذِهِ بَحِيَرةٌ، تَشُقَّ آذَانَ طَائِفَةٍ مِنْهَا وَتَقُولَ: هَذِهِ حُرِّم»
«Может быть, ты берёшь бритву и разрезаешь уши некоторых из них
и говоришь при этом: «Это бахира», и режешь уши других и говоришь:
«Это стало запретным (для пользования)?» Я ответил: «Да».
Он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:«فَلَا تَفْعَلْ إِنَّ كُلَّ مَا آتَاكَ اللهُ لَكَ حِل»
«Не делай этого. Всё, что даровал тебе Аллах, является дозволенным».
Затем он (да благословит его Аллах и приветствует), процитировал:
﴿مَا جَعَلَ اللَّهُ مِن بَحِيرَةٍ وَلاَ سَآئِبَةٍ وَلاَ وَصِيلَةٍ وَلاَ حَامٍ﴾
Аллах не устраивал ни бахиры, ни саибы, ни васиси, ни хами,
«Бахира» - это тот скот, которому разрезают уши и не позволяют пользоваться их шерстью, молоком и навозом ни своим женщинам, ни дочерям и никому из своей семьи.
Если же она умрёт, то ею пользовалось все совместно. «Саиба» – это скот,
который посвящают идолам. «Василя» - это овца, которая принесла шесть пометов
На седьмой раз ей разрезают уши и отрезают рога, при этом говорят,что она уже достигла (васалят), не режут её, не бьют и не отгоняют от водопоя».
Слово Аллаха: ﴿وَلَـكِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ وَأَكْثَرُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ﴾