Правильный уход и воспитание
После появления на свет ребенок ожидает, что сначала он отдохнет от трудов рождения, а все последующие события развернутся так, как это было в древние времена. Он ожидает, что его мама будет рядом с ним, что она погладит его и приложит к груди, когда он будет к этому готов. В первые минуты жизни для него очень важны телесные ощущения и запахи. Все должно быть почти как в утробе и пахнуть мамой, только вместо матки теперь малыша должны обнимать материнские руки, а источником жизни для него теперь будет материнская грудь, а не пуповина. Если врожденные ожидания оправдаются, они навсегда останутся в его памяти как благоприятные, вселяющие веру в надежность матери.
После того, как малыш почувствует материнские прикосновения и запахи, у него появится потребность в зрительных ощущениях. Он начнет открывать глаза и искать лицо матери, чтобы запомнить его. Этот контакт очень важен для установления эмоциональных отношений с мамой. Новорожденный ожидает этого общения, поскольку оно важно для всей его дальнейшей жизни. С этого момента начинается его обучение, позволяющее впоследствии устанавливать контакты с другими людьми.
Новорожденный ожидает, что он будет постоянно согрет материнским теплом, что его будут носить на руках и качать в ритме материнских шагов. Он ожидает, что он будет спать под грудью у матери и если что-то испугает его или вдруг он почувствует дискомфорт, то всегда сможет успокоиться, приложившись к материнской груди. Он ожидает, что мама будет помогать ему справляться с естественными нуждами, что она будет ловкой и умелой. Новорожденный ожидает от матери взаимопонимания и уверенности. Он вполне справедливо ждет, что мама поможет ему безопасно познакомиться с новым миром, куда он только что вошел, и станет для него ведущей.
Итак, самым важным ожиданием младенца является продолжение физического контакта с мамой и грудное вскармливание. Ведь так было на заре человечества, и с тех пор для новорожденного ничего не изменилось.
Для нормального развития ребенка и установления комфортных отношений с родителями чрезвычайно важно, чтобы было строго выдержано соответствие между врожденными ожиданиями младенца и происходящими с ним событиями. Если это соответствие нарушается, ребенок испытывает стресс. Изначально заложенные несоответствия деформируют психику и порождают массу страданий, которые могут довлеть над человеком всю жизнь. Исследования в области психиатрии доказывают: чем раньше возникло несоответствие по отношению к врожденным ожиданиям ребенка, тем тяжелее будет нанесенная травма. В этом смысле чрезвычайно ответственен процесс рождения и первый год жизни малыша.
врожденные ожидания новорожденного
ЗНАЧЕНИЕ СТРЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА РЕБЕНКА
Родители младенца подобны садовникам, которые сажают цветы по заданному узору. Если нужное семя не будет заложено в землю в срок, на «клумбе» останется пробел, и общий узор уже никогда не удастся восстановить. При этом мы так и не узнаем, что конкретно было утеряно, какие способности, данные природой, остались не развиты из-за неправильного поведения мамы, каких психологических проблем и болезней во взрослом возрасте ребенок мог бы избежать.
Основная задача первого года жизни - развитие полноценного головного мозга ребенка. Сформировавшись одним из первых, мозг будет управлять развитием остальных органов и систем.
Процесс формирования мозга начинается на 16-й неделе внутриутробного развития. Основной период роста мозга — первые три года жизни после рождения. Вес мозга новорожденного ребенка составляет 30% от веса мозга взрослого человека. В течение первого года жизни головной мозг развивается на 60%, а к трехлетнему возрасту он будет составлять 90% от массы мозга взрослого. Чтобы обеспечить мозгу возможность такого быстрого роста, природа сохранила малышу мягкие черепные швы и обширные зоны хрящевой ткани, называемые родничками. Мама может убедиться в этом «на ощупь»: большой родничок на голове младенца находится на теменной части головы над границей волос и легко нащупывается пальцами. Еще его можно легко заметить по пульсации.
Поскольку основную массу мозг набирает в течение первого года жизни ребенка, то именно этот период становится решающим для его развития. Природой задана точная очередность развития зон головного мозга. И законы биологии таковы, что если на этапе формирования каждой из зон в нее не будут заложены необходимые «семена», доступ в нее будет закрыт, и наверстать упущенное не удастся никогда.
Формирование некоторых зон мозга очень быстротечно и может исчисляться часами, днями, неделями. Например, если в первый час жизни младенца не приложить к материнской груди или перерезать пуповину до окончания ее пульсации, очень важные «семена» уже не будут посажены.
В поведении мамы на первом году жизни практически нет места для импровизации. Если она хочет сформировать полноценный мозг ребенка, то самое надежное, что она может сделать, — неуклонно следовать законам природы, отказавшись от каких-либо фантазий. В этом смысле поведение матери можно разделить на «ожидаемое», т. е., соответствующее биологическим ожиданиям ребенка, и «парадоксальное», т. е. то, которое этим ожиданиям не соответствует.
Помешать процессу развития может стресс. Это фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для младенца стрессом будет являться любое несоответствие между ожидаемой и реальной ситуацией. «Парадоксальное» поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором, который оказывает неблагоприятное воздействие на развитие головного мозга и психики грудничка.
врожденные ожидания новорожденного
Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса — кортизола и кортизона. В результате замедляется процесс развития различных органов и систем. Действие гормонов стресса можно сравнить с действием кислоты, которая «разъедает» растущие ткани организма. Особенно это отражается на головном мозге и нервной системе. Все стрессы, переживаемые ребенком на первом году жизни, приводят к отставанию, а впоследствии к нарушению в его развитии.
Как свидетельствуют научные исследования Е. Науменко и других авторов, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.
Другой исследователь, Г. Дернер, на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические, психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития».
Эти исследования доказывают важность хорошего ухода в первые месяцы жизни ребенка и всецело возлагают на родителей ответственность за его здоровье.
Наибольшая активность
Наименьшая активность
Здоровый мозг:
Позитронно-эмиссионная томограмма мозга нормального ребенка показывает зоны высокой (помечены красным цветом) и низкой (синий и черный цвет) активности. При рождении ребенка вполне функциональны лишь самые «простые» области мозга — ствол, например. «Включение» височных долей происходит под воздействием впечатлений, получаемых в раннем детстве
Пораженный мозг:
Томограмма показывает, что мозг этого ребенка
поражен. Височные доли мозга, регулирующие
эмоции и принимающие сигналы от органов
чувств, недоразвиты. Эта томограмма
принадлежит мальчику-сироте, который вскоре
после рождения был помещен в интернат и
практически был лишен ухода. Такие дети
отличаются эмоциональной и познавательной
заторможенностью
врожденные ожидания новорожденного
МАТЕРИНСТВУ НУЖНО УЧИТЬСЯ
Мама имеет чрезвычайно важное значение в жизни каждого ребенка. Но чтобы она оказалась искусной и смогла вырастить полноценного малыша, сохранив весь его потенциал, она должна учиться быть мамой. В нашем обществе бытует мнение, что мама все почувствует и поймет без обучения, а ребенок как-нибудь да вырастет. Но это всего лишь миф, который, к сожалению, заставляет будущих мам ожидать, что у них все получится само по себе. Однако, когда появляется младенец, женщина очень часто оказывается в растерянности. Ребенок постоянно кричит, плохо набирает вес, травмирует маме соски, плохо спит, беспокоится, болеет. От этого нередко появляются раздражение, злость, паника, а спустя еще немного времени маленькое беспокойное существо начинает казаться просто тираном. И в голову новоиспеченной матери закрадываются мысли: «Где же счастливое материнство? Как же женщины все это терпели? Родить второго ребенка — никогда! Материнство — это мука!» Чтобы мать могла испытать счастье материнства и умиление от общения с собственным ребенком, она должна не только многое знать о малыше, но на практике постигать искусство взращивания и воспитания младенца.