Эмоция как реакция на ситуацию и событие

Импрессивный компонент.

-По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицатель-ные, т. е. приятные и неприятные.

- Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности:мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии).

- При дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубинычаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - эмоции высокой интенсивности (аффекты).

- Ф. Крюгер счел необходимым, помимо интенсивности эмоционального переживания, говорить и о его глубине, которая, по его представлениям, существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы переживания.

Физиологический компонент

Существуют телесные проявления: КГР, кровяное давление, температура кожи, ЭКГ и ЧСС, дыхание, состояние зрачка, секреция слюны, мышечное напряжение(тремор).

Зависят от: интенсивности эмоц. реагирования, знака эмоции, индивидуальные вариации: индивидуальные реактивный стереотип- Лазарус.

Управляет физиологическими изменениями: вегетативная НС, ЦНС, гуморальная НС.

ВНС:поддержанеи гомеостаза, подготовка организма к ЧС. Симпатика- активация. Парасимпатика- восстановление.

ЦНС:эмоции обеспечиваются действием функц. Систем мозга,которые включ. В работу железы внутр. Секреции; у правшей доминирует правое полушарие. «+»-левое.

ГНС:эндорфины,энкефалины: уменьшают боль, созд.эйфорию.Секреция усиливается при стрессе.

Адреналин:неуверенность,боль,тревога. Норадреналин:необходимо действие, требуется проявление агрессии. Глюкоза:источник энергии.

Экспрессивный компонент.

Чрезвычайно важен для социальной коммуникации.

-спонтанное выражение эмоций-проявление физиологического компонента

-произвольно-зависит от сознательного желания человека+обман.

Лицо-наиболее информативно. Улыбка-влияет на самочувствие.Социальный знак.Фальшивая-ассиметричная,дольше держится,быстро снимается.

Внешне эмоции выражаются:-в телесных проявлениях,им. Биологическую природу-признаки;с помощью знаков,кот. Человек усваивает в процессе освоения культуры.

-вербальные(слова,конструкции)

-невербальные:речевые(пауза,смех,темп),неречевые(мимика,взгляд).

Исследуются:кодирование эмоций(как выражаются),декодирование(как распознаются).

Способы фиксации:прямое наблюдение,рисунки,фотографии,запись на пленку.метод FAST,фиксац.состояния лицевых мышц.

Факторы,влияющие на кодирование и декодирование:

1)наследственные(видотипичные программы)-эмоции которые сходно выражаются у разных культур:радость,гнев,горе,удивление,отвращение,страх,+презрение.

2)индивидуально-типологические-результат конституции и воспитания.

3)культурные традиции-регулируют естественные способы выражения эмоц. состояний(слезы)

Нейрокультурная теория выражения эмоций: Экман.

Эмоц.переживание-врожденная программа+культурные правила-лицевой нерв-выражение эмоций на лице.

Эмоциональный тон ощущений и впечатлений.

связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения.

Эмоциональный тон ощущений - это низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования. Выполняет функцию биологической оценки раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.

Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе его онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом обусловливания, не требует для своего возникновения непосредственного физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и эмоциональный тон ощущений.

Функции ЭТО:

1)Ориентировачная:сообщает организму полезно или вредно это воздействие.

2)обратная связь:удовлетворена или нет потребность.Обеспечивает гомеостаз организма.

Эмоция как реакция на ситуацию и событие.

Эмоции-переживание,отношение к ситуации(к предмету в данной ситуации)или событию.

Отличие от ЭТО:-реакия на предмет(ситуацию), а не на отдельный раздражитель;-заблаговременная;-дифференцировачная оценка-более тонко показывате значение той или иной ситуации.

Свойства:

1)Универсальность(одна и та же эмоция может переживаться по отношению к разным объектам);2)Динамичность.нарастание напряжение и его разрешение;3)Доминантность-более сильная подавляет боле слабую;4)Адаптация:притупление при долгом повторении одних и тех же событий.;5)Субъективность:одна и та же причина у разных людей вызывает разные эмоции;6)заразительность;7)Пластичность-одна и та же по модальности эмоция может переживаться с разными оттенками.;8)удержание в памяти;9)иррадиация;10)переключаемость-я наслаждаюсь страхом.11)Амбвивалентность.

Аффект:сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание,сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.Сужаетсе поле сознания,утрачивается волевой контроль.

Леонтьев четко различал аффект и эмоцию:аффект гораздо сильнее,возникает внезапно и помимо воли,сдвинуты к концу,т.е.возникают когда событие уже произошло.его можно предвидеть.

Функции:приспособительная+ следообразование(в этой ситуации я использовал жуткий гнев-больше не должен попадать в эту ситуацию-возникает бдительность)

Ильин:аффект-очень сильно выраженная эмоция.

Признаки:быстрота возникновения,большая интенсивность переживания,кратковременность,бурное выражение,снижение сознательного констроля,диффузность(захватывает всю личность)После а.-аффективный шок(разрядка).

Возникает в критических ситуациях и оказывает действие доминанты,навязывает стереотипный способ реагирования.

Чтобы не допустить развития:не попадать в ситуации,переключение внимания за пределы ситуации,нужно не допускать перехода в действие.

Наши рекомендации