Воля – продукт общественной жизни
Исторически: Общественное разделение труда заставляет отделять непосредственные влечения от осознанных общественно значимых целей. Облавная охота – требовала выработки воли.
Общественные блага и ценности становятся личностно значимыми в процессе воспитания человека.
Но и достижение частных целей может требовать волевых действий.
Можно выделить разные уровни проявления воли.
- доволевое поведение: человек следует непосредственно возникающим импульсам («хочется») или подчиняется внешним требованиям;
- действие, направленное на достижение осознанных частных целей, без учета их более широкого смысла. Здесь человек осознает себя как субъекта самоопределения. Это зачастую протестное подростковое поведение. Оно может противоречить непосредственным желаниям, но быть важным для самоутверждения;
- действие, когда учитывается его объективное содержание: оно становится не внешним предписанием, а сознательно принятым. В этом случае снимается противоречие между частным и общественным: добровольно принимаются общезначимые цели.
Но во внутреннем мире одного человека могут быть представлены разные ценности. Выбор мотива – драматический процесс.
Для его осуществления требуется самоосознание и самоопределение: КТО Я?
Что для меня наиболее важно вообще?
Что важно в данной ситуации?
После принятия решения происходит инициация действия – автоматически.
III этап. Волевое усилие.
На этом этапе может происходить возвращение к борьбе мотивов (например, под влиянием соблазнов), но требуется не выбрать направление действия, а продолжать начатое.
Механизм- тот же: добавляется дополнительный мотив.
Само волевое усилие проявляется в непосредственном действии, когда требуется произвольная мобилизация энергии для:
-совершения какого либо действия или
-торможения его.
Виды волевого усилия:
-физическое;
-интеллектуальное.
И более дробно (П.А.Рудик):
- при мышечных напряжениях;
-связанные с преодолением усталости;
-связанные с преодолением чувства страха;
-при напряжении внимания и пр.
Характеристики волевого усилия:
- интенсивность;
-длительность;
-лабильность (напр., внимание: способность напрягать и ослаблять, чтоб отдых давать)
-направленность (на активацию и торможение действий).
В чем проявляется волевое усилие?
-мышечное напряжение;
-кровью наполняются сосуды;
-потоотделение усиливается.
То есть происходит общая мобилизация организма.
Причем эти изменения происходят и при необходимости усилить действие и при необходимости его затормозить.
Субъективно переживается как особое состояние внутреннего напряжения.
Непосредственные базовые механизмы волевого усилия неясны (Е.П.Ильин, В.И.Селиванов),
Но есть механизмы, которые способны увеличивать волевое усилие, стимулируя поступление для этого специфической энергии:
А) мышечное напряжение: увеличивает и поддерживает волевое усилие.
Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действий (на 60% тонус коры обеспечивается за счет мышечной активности).
Б) изменение дыхания: сначала задержка дыхания, затее резкий выдох. В основе висцеромоторный рефлекс (Р.Могендович): задержка дыхания и выдох увеличивают мышечную силу и быстроту реагирования (по сравнению с выдохом). В результате задержки дыхания накапливается углекислота, которая возбуждает дыхательный центр, а от него возбуждение распространяется по другим участкам мозга. Также напряжение дыхательных мышц приводит к усилению поступления нервных импульсов в кору.
В)«субъективные» средства самостимуляции. Самоободрение, самоодобрение, самоприказ. Показано, что происходит общая мобилизация: из коры возбуждение идет в ретикулярную формацию, и обратно в кору.
Формы самостимуляции:
Словесная
Образная
Абстрактная
Комбинированная (представление эмоционально значимых ситуаций, воспоминание о прежних успехах).
Волевые качества человека. Развитие воли.
Неверно говорить о силе воли как самостоятельной характеристике человека. Надо рассматривать отдельные волевые качества.(Е.П.Ильин).
Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Т.е. важен характер преодолеваемой трудности, а не конкретный вид деятельности: смелость может быть проявлена в необходимости совершить опасное физическое упражнение, а может быть необходимой в социальной ситуации.
Низкая степень смелости (боязливость) связаны со следующими типологическими особенностями: слабой н.с., подвижностью торможения. Среди спортсменов, чья деятельность связана с переживанием страха (прыгуны в воду с трамплина и пр.) почти нет людей со слабой н.с.
Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения, низким уровнем нейротизма.
Высокая степень терпеливости связана с инертностью возбуждения.