Учебная информация для использования на занятии
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)
Кафедра акушерства и гинекологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №__от «___»______2010г.
Заведующий кафедрой профессор И. Д. Евтушенко
Для студентов 4 курса лечебного факультета
Методические указания
на практическое занятие по акушерству
Тема: Структура и организация работы родильногостационара. Основные показатели. Приказ №345 МЗ РФ (от 26.11.1997г.)
Составили:
профессор, д-р мед.наук И.Д.Евтушенко
доцент, к.м.н. Т.В.Иванова
ассистент А.О. Окороков
Томск – 2010
I. Учебные цели
Цель настоящего занятия – изучить структуру акушерского стационара и организацию его работы, углубить знания по порядку приема рожениц в I и II акушерские отделения, упрочить знания по санэпидрежиму в родильных стационарах, систематизировать знания в области основных показателей работы акушерского стационара, ознакомить студентов с перечнем форм первичной медицинской документации, оснащением, задачами акушерских отделений.
II. Учебные вопросы
1. Основные требования к работе акушерского стационара.
2. Структура типового родильного дома.
3. Работа приемного отделения.
5. Санитарная обработка беременных и рожениц.
6. Структура физиологического родового отделения.
7. Структура и организация работы послеродового отделения.
8. Отделение новорожденных, организация работы.
9. Назначение и организация работы 2 обсервационного отделения.
10. Показания для госпитализации в обсервационное отделение.
11. Отделение патологии беременных, структура и организация работы.
12. Основные показатели работы акушерского стационара
III. Учебно-материальное обеспечение
1. Литература:
Основная:
1. Акушерство: учебник// Г.М. Савельева, Р.И.Шалина, Л.Л.Сичинава, О.Б.Панина, М.А.Курцер - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.-656 с. с ил.
Дополнительная:
1. Акушерство. Национальное руководство/под ред. Э.К.Айламазяна, В.И.Кулакова, В.Е.Радзинского, Г.М. Савельевой.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.-1200 с.
2. Активное ведение родов //Абрамченко В.В. – СПб, 1996, 386 с.
3. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии/Под ред. В.И.Кулакова, В.Н. Прилепской, В.Е. Радзинского.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-1056с.
4. Акушерство и гинекология: Учебное пособие: В 2 т./Алан Х. Де Черни, Лорен Натан; Пер. с англ.; Под общ. ред. акад. РАМН А.Н. Стрижакова.-М.: МЕДпресс-информ, 2008. Т.I: Акушерство.-776 с.: ил.
5. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в акушерской практике. Руководство, 4-ое изд.перераб. и доп. Э.К.Айламазян и др. – СПб – СпецЛит, 2007 – 400с.
6. Акушерство и гинекология: руководство для врчей и студентов под ред.W.W.Beck – пер.с англ.дополненный под общей редакцией Г.М.Савельевой, Л.Л.Сичинава – М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997 – 752с.
7. Акушерство и гинекология под ред.Бэкмана Ч., Линга Ф. пер.с англ, 2004
8. Акушерство от десяти учителей под ред.Стюарта Кэмпбела – пер.с англ. – МИА – 2004 – 464с.
2. Материальное обеспечение:
Ø Наглядные пособия
а) таблицы:
1. Материнская смертность
2. Перинатальная смертность
б) схемы:
1. Структура женской консультации
2. Структура роддома
в) Слайды для оверхеда:
1. Перечень заболеваний у новорожденных, подлежащих учету, как внутрибольничная инфекция
2. Перечень заболеваний у родильниц, подлежащих учету, как внутрибольничная инфекция
г) видеофильмы для просмотра на компьютере
1. Санобработка роженицы при поступлении в роддом
д) история болезни (архив)
Ø Технические средства обучения
1. Оверхед
2. Диапроектор
3. Компьютер
4. Инструментарий санпропускника родильного стационара: (кружка Эсмарха, одноразовый бритвенный станок, комплект одноразового стерильного белья)
IV. Методические указания студентам по подготовке
К занятию «Структура и организация работы стационара. Основные показатели. Приказ №345 МЗ РФ (от 26.11.1997г.)»
1.Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
Рекомендуется получить основную и дополнительную (желательно 1-2 источника) учебную литературу в библиотеке СибГМУ.
2. Рекомендуется следующая последовательность изучения материала:
· Требования к работе акушерского стационара.
· Структура типового родильного дома.
· Работа приемного отделения.
· Санитарная обработка беременных и рожениц
· Структура физиологического родового отделения.
· Структура и организация работы послеродового отделения.
· Отделение новорожденных, организация работы.
· Назначение и организация работы обсервационного отделения.
· Показания для госпитализации в обсервационное отделение.
· Отделение патологии беременных, структура и организация работы.
· Основные показатели работы акушерского стационара
3. Задачи на предстоящее занятие – быть готовым к устному или письменному контролю знаний согласно учебным вопросам.
Учебная информация для использования на занятии
Основные функции и задачи акушерского стационара - оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах, в послеродовом периоде; оказание квалифицированной медицинской помощи и уход за новорожденными в период их пребывания в родильном доме.
Структура и оснащение акушерского стационара должны соответствовать требованиям строительных норм и правилам лечебно-профилактических учреждений.
В настоящее время существует несколько типов акушерских стационаров:
1. Акушерский стационар без врачебной помощи фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы);
2. Акушерский стационар с общей врачебной помощью (участковые больницы с акушерскими койками);
3. Акушерский стационар с квалифицированной врачебной помощью (РБ, ЦРБ, городские родильные дома, родовспомогательные отделения многопрофильных больниц, специализированные акушерские отделения на базе многопрофильных больниц, родовспомогательные стационары, объединенные с кафедрами акушерства и гинекологии медицинских институтов, НИИ, Центров)
Акушерский стационар имеет следующие основные подразделения:
1.Приемно-пропускной блок;
2. Физиологическое (I) акушерское отделение (50-55% от общего числа акушерских коек);
3.Отделение (палаты) патологии беременности (25-30%);
4. Отделение (палаты) новорожденных в I и II акушерских отделениях;
5.Обсервационное (II) акушерское отделение (20-25%);
6.Гинекологическое отделение (25-30%).
Структура помещений родильного дома должна обеспечить изоляцию здоровых беременных, рожениц, родильниц и новорожденных от больных, строжайшее соблюдение правил санитарно-эпидемического режима, изоляцию заболевших. Акушерский стационар два раза в год закрывают для проведения плановой дезинфекции, в том числе один раз для косметического ремонта.
Лица, поступающие на работу в родильный дом, и в дальнейшем проходят полный медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздрава СССР № 555 от 29.09.89 г. Обследование персонала специалистами (терапевт, хирург, невропатолог, окулист, отоларинголог, стоматолог) проводят один раз в год, осмотры дерматовенерологом - ежеквартально. Медицинский персонал два раза в год сдает анализ крови на ВИЧ, ежеквартально - на RW; дважды в год - на наличие золотистого стафилококка.
Медицинский персонал с воспалительными или гнойничковыми заболеваниями, недомоганием, лихорадкой не допускают к работе. Ежедневно перед работой персонал надевает чистую специальную одежду и обувь. Персонал обеспечен индивидуальными шкафчиками для хранения одежды и обуви. В родильном зале, в операционных медперсонал работает в масках, а в отделении новорожденных - только при инвазивных манипуляциях.
ПЕРВОЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ) АКУШЕРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Первое (физиологическое) акушерское отделение включает в себя приемно-пропускной блок, родовой блок, послеродовые палаты, отделение новорожденных, выписную комнату.