Смотрите на объект как будто в первый раз

Третья техника, связанная с видением: Видь, как будто впервые, прекрасную личность или обыкновенный объект.

Сначала некоторые основные положения; тогда вы сможете практиковать эту технику. Мы всегда смотрим на вещи старыми глазами. Вы приходите к себе домой; вы смотрите на все, не глядя на это. Вы все знаете - для вас нет необходимости смотреть на это. Вы входите во все это снова и снова много лет подряд. Вы подходите к двери, вы входите в дверь, вы, возможно, отпираете дверь. Но у вас нет необходимости смотреть.

Весь этот процесс происходит роботоподобно, механически, бессознательно. Если что-то не так... только если ваш ключ не под­ходит к замку, вы смотрите на замок. Если ключ подходит, вы никогда не смотрите на замок. Из-за механических привычек, из-за повторного выполнения снова и снова одного и того же вы утратили способность смотреть; вы утратили свежесть взгляда. Вы, на самом деле, утратили основные функции ваших глаз - запомните это. Вы, по существу, стали слепыми, потому что глаза вам не нужны.

Вспомните, когда вы последний раз смотрели на свою жену? Возможно, вы смотрели на свою жену или на своего мужа послед­ний раз несколько лет назад. Сколько лет вы не смотрели? Вы проходите, бросая мимолетный взгляд, но не смотрите. Идите сно­ва и взгляните на свою жену или на своего мужа, как если бы вы смотрели на них в первый раз. Почему? Потому что, если вы смот­рите в первый раз, ваши глаза будут наполнены свежестью. Они оживут.

Вы идете по улице, и мимо вас проходит прекрасная женщина. Ваши глаза оживают - светлеют. В них входит внезапное сияние. Эта женщина может быть чьей-то женой. Он не посмотрит на нее; он, возможно, так же слеп по отношению к ней, как вы слепы по отношению к своей жене. Почему? Глаза нужны в первый раз, во второй раз они нужны в меньшей степени, а в третий раз они вообще не нужны. После нескольких повторений вы становитесь слепыми.

Вы живете вслепую. Вспомните: когда вы встречаете своих де­тей, смотрите ли вы на них? Вы не смотрите на них. Привычка убивает глаза; глаза устают - снова и снова повторяется одно и то же. На самом деле, ничто не старо, только ваша привычка создает ситуацию, что вы так чувствуете. Ваша жена сегодня не такая, какой была вчера, она не может быть такой же; в противном случае она была бы чудом. Ни что не может быть тем же самым уже в следую­щий момент. Жизнь есть поток, все течет, ничто не остается тем же самым.

Не бывает одного и того же восхода солнца. В некотором смысле и солнце не является тем же самым. Каждый день оно новое; проис­ходят существенные изменения. И небо не будет тем же самым сегодня, такого утра никогда больше не будет. Каждое утро имеет свою собственную индивидуальность, и небо и его цвета не соберут­ся снова в тот же самый рисунок. Но вы продолжаете двигаться, как будто все является тем же самым.

Говорят, что ничто не является новым под этим небом. На самом деле, ничто не является старым под небом. Только глаза становятся старыми, привычными ко всему; тогда ничто не явля­ется новым. Для детей все является новым, вот почему все возбуж­дает их. Всего лишь цветной камушек на пляже, и этого достаточно для их возбуждения. Вас не взволнует даже сам Бог, входящий в ваш дом. Вы скажете: «Я знаю его, я читал о нем». Дети так возбуждаются, потому что их глаза являются свежими и новыми, и все для них является новым миром, новым измерением.

Посмотрите на детские глаза - на их свежесть, на излучаемую жизненность, на их живость. Они выглядят подобно зеркалу, мол­чаливые, но проникающие. Только такие глаза могут постичь внут­реннее.

Итак, эта техника гласит: Видь, как будто впервые, прекрасную личность или обыкновенный объект. Подойдет все, что угодно. По­смотрите на свои ботинки. Вы использовали их в течение несколь­ких лет, но взгляните на них так, как будто вы делаете это в первый раз, и увидьте разницу; качество вашего сознания внезапно изме­нится.

Интересно, видели ли вы картину Ван Гога, на которой изобра­жен его ботинок. Это одна из редчайших вещей. На ней только старый ботинок - усталый, печальный, как будто находящийся на краю смерти. Это всего лишь старый ботинок, но взгляните на него, почувствуйте его, и вы ощутите, через какую долгую и беспокойную жизнь должен был пройти этот ботинок. Он так печален, он просто просит, чтобы его взяли из жизни, он истощен полностью, все его нервы измотаны, это просто старый человек, старый ботинок. Это одна из наиболее оригинальных картин. Но как смог Ван Гог уви­деть это?

У вас даже более старые ботинки - более усталые, более мертвые, более печальные, подавленные, - но вы никогда не смотрели на них, на то, что вы сделали с ними, на то, как вы вели себя с ними. Они рассказывают историю вашей жизни, потому что это ваши ботинки. Они могут рассказать о вас все. Если бы они умели писать, они написали бы наиболее достоверную биографию того человека, с которым им пришлось жить - каждое настроение, каждое выраже­ние лица. Когда их владелец был влюблен, он обращался с ними одним образом, когда он был сердит - другим. Ботинки здесь были не при чем, но все оставляло на них след.

Посмотрите на картину Ван Гога, и вы поймете, что он мог увидеть в ботинках. Здесь все - вся биография того человека, кото­рый владел ими. Но как он мог увидеть? Чтобы быть художником, нужно восстановить детский взгляд, его свежесть. Он умеет смот­реть на все - даже на самые обыкновенные вещи. Он умеет смотреть!

Сезанн нарисовал стул, просто обыкновенный стул; вы можете даже удивиться... зачем рисовать стул? В этом нет необходимости. Но он работал над этой картиной несколько месяцев. Вы можете не остановиться даже на один момент, чтобы взглянуть на него, а он работает над ним в течение месяцев, поскольку он может смотреть на стул. Стул имеет свою собственную душу, свою собственную историю, свои собственные страдания и удачи. Он жил, он прошел через жизнь. Он имеет свои собственные переживания, свою па­мять. Все это показано в картине Сезанна. А вы смотрите на свой стул? Никто на него не смотрит, никто его не чувствует.

Подойдет любой объект. Эта техника предназначена только для того, чтобы сделать ваши глаза свежими - настолько свежими, живыми, излучающе жизненными, чтобы они могли двигаться внутрь и чтобы вы могли взглянуть на свое внутреннее «я». Видь, как будто впервые. Сделайте своим правилом видеть все, как будто в первый раз, и когда-то, вдруг, вы будете поражены тем, какой пре­красный мир вы упустили. Внезапно осознайте это и взгляните на свою жену, как будто вы делаете это в первый раз. И будет неудиви­тельным, если вы снова почувствуете ту же любовь, которую вы испытывали в первый раз, тот же прилив энергии, то же самое влечение во всей его полноте. Но смотрите, как будто в первый раз, на прекрасную личность или обыкновенный объект. Что при этом происходит? Вы восстанавливаете свое зрение. Вы слепы. Прямо сейчас, такие, какие вы есть, вы слепы. И эта слепота является более фатальной, чем физическая слепота, потому что глаза у вас есть, но, тем не менее, видеть вы не можете.

Иисус говорил много раз: «Имеющий глаза, да увидит. Имею­щий уши, да услышит». Может показаться, что он обращается к слепым или глухим. Но он продолжает повторять это. Кем он был - руководителем некоего заведения для слепых? Он продолжает повторять: «Если у вас есть глаза, узрите». Он, должно быть, говорил с обычными людьми, имеющими глаза. Но почему такая настой­чивость: «Если у вас есть глаза, узрите». Он говорит о глазах, кото­рые может дать вам эта техника.

Смотрите на все, мимо чего вы проходите, как будто в первый раз. Сделайте это своим постоянным состоянием. Прикасайтесь ко всему, как будто в первый раз. Что при этом произойдет? Если вы сможете делать это, вы будете освобождены от своего прошлого. Бремя, бездна, грязь, накопленные переживания - от всего этого вы освободитесь.

Каждое мгновение двигайтесь от прошлого. Не позволяйте ему входить в вас, не допускайте, чтобы вы несли его - оставьте его. Смотрите на все, как будто в первый раз. Это великая техника, которая предназначена для того, чтобы освободить вас от прошлого. Тогда вы постоянно находитесь в настоящем, постепенно вы сбли­зитесь с настоящим. Тогда все будет новым. Тогда вы будете в состоянии понять высказывание Гераклита о том, что нельзя дваж­ды войти в одну и ту же реку.

Вы не можете увидеть человека дважды - одного и того же человека, - потому что ничто не является статичным. Все является подобным реке, все течет, течет и течет. Если вы освобождены от прошлого и если вы имеете взгляд, который может видеть настоя­щее, то вы войдете в существование, в экзистенцию. И это вхожде­ние будет двояким: вы войдете во все, в его душу, и вы войдете также в самого себя, потому что настоящее является дверью. Все техники медитации тем или иным способом пытаются дать вам возмож­ность жить в настоящем. Так что эта техника является одной из наиболее прекрасных техник - и, к тому же, достаточно легкой. Вы можете попробовать ее без какого-либо опасения.

Если вы смотрите свежими глазами, даже проходя по той же самой улице, то это новая улица. Встречая своего старого друга так, как будто он является незнакомцем, глядя на свою жену так, как вы глядели на нее в первый раз, когда вы были еще не знакомы, можете ли вы, в действительности, сказать, что он или она все еще не является незнакомцем? Вы, возможно, жили со своей женой двад­цать лет, тридцать лет, сорок лет, но можете ли вы сказать, что вы знакомы с ней? Она все еще незнакомка, вы два незнакомца, живу­щие вместе. Вы знаете внешние привычки друг друга, внешние реакции, но внутреннее ядро существа остается неизвестным, не­тронутым.

Взгляните снова свежим взглядом, как в первый раз, и вы уви­дите того же самого незнакомца. Ничто, ничто не становится ста­рым; все является новым. Это придаст свежесть вашему взгляду, ваши глаза станут невинными. Эти невинные глаза могут видеть. Эти невинные глаза могут войти во внутренний мир.

Глава 6 (22)

РАСКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА

15 декабря 1972 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Как техники, связанные с видением, воздействуют на третий глаз?

Почему психологи-практики имеют такие напряженные и пугающие глаза?

Почему остановка движений глаз создает психическое напряжение?

Первый вопрос:

Объясните, пожалуйста, взаимоотношения между двумя глаза­ми и третьим глазом. Каким образом техники, связанные с видени­ем, воздействуют на третий глаз?

Прежде всего, следует понять два момента. Во-первых, энергия третьего глаза является, в действительности, той же самой энер­гией, которая движется через два обычных глаза - это та же самая энергия. Она начинает двигаться в новый центр. Третий глаз уже здесь, но он не функционирует, он не может видеть до тех пор, пока обычные глаза не станут невидящими.

В него должна двигаться та же самая энергия. Когда энергия не движется в два обычных глаза, она может двигаться в третий глаз, и когда она движется в этот третий глаз, два других глаза становятся невидящими. Они будут присутствовать, но вы не сможете видеть через них. Та энергия, которая смотрит через них, будет отсутство­вать; она будет двигаться через новый центр. Этот центр расположен между этими двумя глазами. Он уже здесь, он уже сформирован; в любой момент он может начать функционировать. Но для функци­онирования он нуждается в энергии, та же самая энергия должна быть направлена в другую сторону.

Во-вторых, когда вы смотрите через два глаза, вы смотрите через физическое тело. Третий глаз же не является частью физиче­ского тела. Он является частью второго тела, невидимого - тонкого тела, сукшма шарир. Он имеет соответствующее место в физиче­ском теле, но он не является частью его. Вот почему психологи не могут поверить, что существует третий глаз или что-то подобное ему, поскольку вы можете исследовать свой череп, проникнуть в него, просветить рентгеновскими лучами, и вы не найдете там ни­какого места, никакой физической сущности, о котором можно было бы сказать, что это третий глаз. Третий глаз является частью тонкого тела, сукшма шарир.

Когда вы умираете, умирает ваше физическое тело, а ваше тон­кое тело, сукшма шарир, перемещается вместе с вами; оно прини­мает другое рождение. Пока тонкое тело не умрет, вы никогда не сможете освободиться от цикла рождений и умираний, повторных рождений и повторных умираний. Этот цикл будет повторяться.

Третий глаз принадлежит тонкому телу. Когда энергия течет через физическое тело, вы смотрите через физические глаза. Вот почему при помощи физических глаз вы не можете увидеть ничего другого, кроме физического, кроме материального. Два глаза явля­ются физическими. Через эти два глаза вы не можете увидеть что-либо, что не является физическим.

Только при функционировании третьего глаза вы можете войти в другое измерение. Тогда вы сможете увидеть вещи, которые для физических глаз невидимы, но видимы для тонких глаз. Если вы смотрите на человека при функционировании третьего глаза, вы смотрите не на его тело, а на его душу, на его дух, на его сущность - совсем так же, как физическими глазами вы смотрите на физиче­ское тело, но не можете увидеть его душу. То же самое имеет место, когда вы смотрите через третий глаз: вы смотрите, но тела перед вами нет, есть только то, что обитает в теле.

Запомните эти два момента. Во-первых, в обоих случаях должна двигаться одна и та же энергия. Ее следует удалить из обычных физических глаз и позволить ей двигаться через третий глаз. Во-вторых, третий глаз не является частью физического тела. Это часть тонкого тела, второго тела, находящегося внутри. Поскольку он является частью тонкого тела, то в те моменты, когда вы смотрите из него, вы смотрите на тонкий мир. Вот вы сидите здесь. Если бы здесь сидел какой-нибудь призрак, дух, вы не смогли бы увидеть его, но если бы ваш третий глаз функционировал, вы бы смогли увидеть его, поскольку тонкие сущности могут быть видны только тонким глазом.

Как третий глаз связан с этими техниками? Эта связь является очень глубокой. Эти техники, на самом деле, предназначены для открытия третьего глаза. Если ваши два глаза полностью останови­лись, если они стали неподвижными, статичными, «камнеподобными», то энергия прекращает течь через них. Если вы их остановите, то энергия перестанет течь через них. Энергия течет - вот почему они двигаются. Вибрации, движение - все это обуслов­лено течением энергии. Если энергия не движется, то ваши глаза станут, подобны глазам мертвого человека - камнеподобными, мер­твыми.

Смотрение в одно место, пристальное смотрение на него без позволения глазам перемещаться на что-либо другое создаст ста­тичность. Внезапно, та энергия, которая двигалась через эти два глаза, перестает через них двигаться. А энергия должна двигаться, энергия не может быть статичной. Когда эти глаза закрыты для энергии, если внезапно оказывается, что дверь закрыта, и энергия не может течь через эти глаза, то она пытается найти себе новый путь. А третий глаз как раз рядом, как раз между двумя бровями, на полдюйма вглубь. Это как раз рядом - ближайшая точка.

Если ваша энергия перестает быть связанной с этими двумя глазами, то первое же, что может случиться - это то, что она начнет двигаться через третий глаз. Это подобно тому, что вода течет, а вы закрыли одно отверстие: она найдет другое - ближайшее, которое может быть найдено с минимальными усилиями. Она найдет его автоматически; вы не должны для этого что-то специально делать. Вы должны просто перекрыть движение энергии через эти два глаза, и тогда энергия найдет свой собственный путь, и будет двигаться через третий глаз.

Это движение энергии через третий глаз перенесет вас в другой мир. Вы начнете видеть вещи, которых никогда не видели, вы на­чнете ощущать то, чего никогда не ощущали, вы начнете чувство­вать запахи, которых никогда не чувствовали. Начнет функционировать новый мир, тонкий мир. Он уже здесь. Глаз здесь; этот мир, тонкий мир, уже здесь. Оба они здесь, но еще не обнару­жены, не раскрыты.

Если вы функционируете в этом направлении, то для вас многое станет явным. Если, например, человек должен умереть, а ваш тре­тий глаз функционирует, то вы немедленно поймете, что человек собирается умереть. Никакой физический анализ, никакой физи­ческий диагноз не сможет сказать, что он определенно умрет. Мы, в крайнем случае, можем говорить о некоторой вероятности этого. Мы можем говорить, что он, возможно, умрет, и это утверждение будет условным: «Если то-то и то-то останется без изменений, то он может умереть; если предпринять то-то и то-то, то он может и не умереть».

Медицинский диагноз не может быть еще уверенным относи­тельно смерти. Почему? Такое значительное развитие науки и такая большая неопределенность относительно смерти! Медицинская на­ука, в действительности, пытается сделать вывод о смерти, заклю­чение о смерти на основе физических симптомов, но смерть является тонким явлением, не физическим. Это невидимое явление совсем другого измерения. Но при наличии функционирующего третьего глаза вы вдруг почувствуете, что человек собирается уме­реть. Как вы это почувствуете? Смерть оказывает свое воздействие на все окружающее. Если человек должен умереть, то смерть уже разлила здесь свою тень, и эта тень может быть почувствована третьим глазом в любой момент.

Когда рождается ребенок, то тот, кто имеет очень глубокую практику использования третьего глаза, может в тот же момент увидеть время его смерти. Но тогда тень является очень тонкой. Когда человек должен умереть через шесть месяцев, тогда кто угод­но, у кого третий глаз хоть немного функционирует, может увидеть, что через шесть месяцев придет смерть. Тень становится более темной. Вокруг вас, на самом деле, расположены темные тени и их можно увидеть, но не этими двумя глазами.

Третьим глазом вы начинаете видеть ауры. К вам подходит человек; он не может обмануть вас, потому что, что бы он ни гово­рил, не имеет значения, если не соответствует его ауре. Он может утверждать, что он никогда не сердится, но его красная аура покажет, что он наполнен гневом. Он не сможет обмануть вас в тех отноше­ниях, в которых это связано с аурой, потому что он совсем не осознает свою ауру. Обо всем, о чем он говорит, можно судить по его ауре, можно понять, прав он или не прав. При наличии третьего глаза вы начинаете видеть сияния, ауры.

Как посвящали в прежние времена? Пока аура не становилась правильной, мастер ждал, потому что исполнение вашего желания в данном случае не имеет значения. Вы могли желать быть посвя­щенным, но этого было недостаточно до тех пор, пока ваша аура не скажет, что вы готовы. Так что ученик мог ожидать годами, пока его аура не будет готова; его желание быть посвященным ничего не значило - это было тщетным. Иногда человек должен был ожидать в течение нескольких жизней.

Будда, например, в течение многих лет сопротивлялся искуше­нию посвящать женщин. На него оказывали такое большое давле­ние, и все же он отвергал это. В конце концов, он согласился посвящать женщин, но тогда он сказал: «Теперь моя религия не проживет и пятисот лет; я пошел на компромисс. Но поскольку вы вынуждаете меня, я буду посвящать женщин».

В чем заключалась причина, почему он не желал посвящать женщин? Одной из основных причин была следующая: у мужчин легко управлять сексуальной энергией. Мужчина легко может стать безбрачным. С женским телом это трудно, потому что менструации являются регулярным явлением - бессознательным, неконтроли­руемым, самопроизвольным. Извержение семени можно контролировать, но менструации контролировать нельзя. Если же вы пытаетесь управлять ими, то это оказывает на тело очень плохое воздействие.

В период менструаций аура женщины полностью меняется: она становится сексуальной, агрессивной, подавленной. Все это отри­цательное окружает женщину, и это случается каждый месяц. Толь­ко из-за этого Будда не был готов посвящать женщин. Он говорил, что это трудно, потому что каждый месяц менструации периодиче­ски повторяются и с этим ничего нельзя поделать по собственной воле. Что-то может быть сделано, но во времена Будды это было трудно. В настоящее время это может быть сделано.

Махавира полностью отрицал какую-либо возможность для женщины освободиться от своего тела. Он утверждал, что женщина должна быть рождена снова в теле мужчины, а уж тогда она может быть освобождена. Так что для женщины все усилия должны были быть направленными на то, чтобы претерпеть новое рождение в качестве мужчины. Почему? Проблема заключается в ауре.

Если вы посвящаете женщину, то каждый месяц она будет при­ходить в состояние, когда все усилия оказываются напрасными. В этом не было дискриминации, не делалось никаких предположений о равенстве или неравенстве мужчины и женщины; проблема была не в этом. Но для Махавиры проблема заключалась в следующем: как помочь? И он нашел самый легкий путь: помочь женщине повторно родиться в качестве мужчины. Это было легче. Это озна­чало, что женщина должна была ждать следующей жизни, а все усилия ее должны были быть направлены к той цели, что она должна родиться в мужском теле.

Махавире это казалось более легким, чем посвятить женщину, потому что каждый месяц она возвращалась к своему первоначаль­ному состоянию, и все усилия пропадали зря. Но эти две тысячи лет сделали многое. Особенно много сделала тантра.

Тантра открыла многие двери, она является единственной сис­темой в мире, которая не делает никаких различий между мужчи­ной и женщиной. Скорее наоборот, она утверждает, что женщина более легко может добиться освобождения, и причина в этом та же самая, но посмотреть на нее нужно под другим углом. Тантра утвер­ждает, что, поскольку женское тело периодически регулируется, то она более легко может отделить себя от своего тела, чем мужчина. Поскольку ум мужчины в большей степени связан с телом, то он может контролировать его. Ум мужчины больше связан с телом; вот почему он может контролировать свое сексуальное поведение.

Женский ум не в такой степени связан с телом. Тело функцио­нирует как автомат - по-другому, в другой плоскости, и женщина ничего не может с ним поделать. Ее тело подобно автоматическому механизму; оно продолжает действовать. Тантра утверждает, что в связи с этим женщина легко может отделить себя от своего тела. А если это становится возможным - такое отделение, создание такого промежутка, - тогда никаких проблем нет.

Так что это очень парадоксальная вещь: если женщина решит стать посвященной и отделить себя от своего тела, она сможет более легко поддерживать свою чистоту, чем мужчина. Если отделение от тела произошло, то она может полностью забыть о теле. Мужчина очень легко может отделить себя от тела, очень легко может контро­лировать его. Его ум в большей степени связан с телом. Вот почему он может управлять телом, но тогда он должен будет управлять им каждый день, непрерывно. А поскольку женский секс является пас­сивным, ей очень легко расслабиться по отношению к сексу. Муж­ской секс является активным. Мужчине легко контролировать его, но трудно расслабиться по отношению к нему.

Итак, тантра пытается отыскать много, много способов - она является единственной системой, утверждающей, что между муж­чиной и женщиной нет разницы, что строение женщины даже мо­жет быть использовано. Таким образом, тантра является единственным путем, который предоставляет женщине равный статус с мужчиной. Любая другая религия, что бы она там ни гово­рила, в глубине своей считает, что женщина ниже мужчины. Это может быть христианство, это может быть ислам, это может быть джайнизм, это может быть буддизм, но в глубине своей они думают так, и причиной этого является диагноз, осуществляемый с исполь­зованием третьего глаза и ауры - формирование определенной ауры каждый месяц во время менструаций.

При наличии третьего глаза вы приобретаете способность ви­деть вещи, которые здесь, но которые вы не видите обычными глазами. Все методы, связанные с видением, воздействуют на тре­тий глаз, поскольку процесс смотрения означает движение некото­рой энергии по направлению от вас к внешнему миру. Если поток энергии будет внезапно заблокирован, то энергия найдет другой путь, а третий глаз совсем рядом.

В Тибете проводились даже хирургические операции над треть­им глазом. Иногда случается так, что ваш третий глаз блокируется, потому что вы не пользовались им в течение тысячелетий. Если третий глаз заблокирован и вы останавливаете свои глаза, то вы будете испытывать некоторое неудобство, поскольку энергия име­ется, но ей некуда течь. В Тибете разработали некоторые операции для прочистки соответствующего прохода. Это может быть сделано. А если это не сделано, то многое может случиться.

Как раз два или три дня назад одна из санньясинок - она нахо­дится здесь - пришла ко мне. Она сказала: «На месте третьего глаза я ощущаю сильный жар». И это было не только ощущение, ее кожа была обожжена так, как будто что-то обожгло ее снаружи. Ощуще­ние, жжение было внутри, но это повлияло и на кожу. Она стала сильно обожженной. Она была напугана - что происходит? Ощуще­ние было приятным, теплота была очень приятной, как будто что-то таяло. Что-то происходило - ведь даже физическое тело было затро­нуто, как будто к нему действительно прикоснулось пламя.

В чем причина? Третий глаз начал функционировать, энергия начала течь в него. Он был холодным в течение многих жизней; через него никогда не двигалась энергия. Когда через него в первый раз начинает двигаться энергия, ощущается тепло. Когда через него впервые движется энергия, то ощущается некоторое жжение. И вследствие того, что принудительно должен образоваться проход, это может стать похожим на прожигание огнем. Это концентриро­ванная энергия стучится в третий глаз.

У нас, в Индии, мы наносим на место третьего глаза знак из порошка сандалового дерева, перетопленного жидкого масла из мо­лока буйволицы и другие вещества. Мы называем эту отметку тилакой. Она наносится как раз на место третьего глаза, чтобы дать ему некоторое охлаждение снаружи. Поэтому, если внутри появля­ется теплота и двигается огонь, то это не оказывает влияния на кожу снаружи. Может обгореть не только кожа, иногда могут даже обра­зовываться отверстия в черепе.

Я читал одну из самых проникновенных книг об одной из очень глубоких тайн существования человека на Земле. Всегда были пред­положения, что человек пришел с какой-то другой планеты, потому что, как кажется, нет никакой возможности, чтобы человек вдруг мог развиться на Земле. Кажется невозможным, чтобы человек мог эволюционировать из бабуина или из шимпанзе. Между ними нет никакой связи, потому что, если бы человек произошел от шимпан­зе, то были бы какие-то связующие звенья - нечто, расположенное между шимпанзе и человеком, - но таких звеньев не существует. При всех имеющихся в настоящее время данных и открытиях, мы не обнаружили еще ни единого скелета, ни единого черепа или чего-то подобного, о чем мы могли бы сказать, что это связующее звено между шимпанзе и человеком.

Эволюция предполагает какие-то шаги. Шимпанзе не может внезапно превратиться в человека - все должно следовать стадиями, постепенно. Но доказательств нет, поэтому теория Дарвина остает­ся гипотезой. Промежуточных звеньев не существует.

Поэтому всегда существовали фантастические предположения, что человек появился на Земле внезапно. Был найден череп челове­ка, датируемый сотнями тысяч лет назад. Но по сравнению с дру­гими черепами в нем нет ничего особенного. Это такой же тип черепа, с таким же мозгом, с такой же структурой. Что касается структуры мозга, мы действительно не эволюционировали.

Так что кажется вероятным, что человек внезапно появился на Земле. Он, должно быть, пришел с какой-то другой планеты. Сей­час, например, мы можем путешествовать в космосе, и если мы найдем какую-то планету, на которой стоит жить, мы заселим ее; тогда там внезапно появится человек. Я читал одну книгу о таком предположении, в которой автор находит много доказательств в пользу такой гипотезы.

Есть одна вещь, которую я хотел бы рассказать вам в связи с этим вопросом о техниках. Автор книги нашел один череп в Мекси­ке и один - в Тибете. Оба этих черепа имеют отверстия на месте третьего глаза, причем отверстия таковы, что они могли быть про­деланы только ружейной пулей. Черепа имеют возраст от полумил­лиона до миллиона лет. Если бы отверстия были сделаны стрелой, то они не могли бы быть круглыми. Они такие круглые, что они не могли быть сделаны стрелой; только пуля может сделать такие отверстия. На основании этого автор пытается доказать, что мил­лион лет назад существовали пули. Как, в противном случае, могли быть убиты эти два человека?

На самом деле, это ничего не доказывает относительно пуль. Такое отверстие может появиться, когда третий глаз полностью заблокирован, и внезапно начинает двигаться энергия. Эта энергия подобна пуле, вылетающей изнутри. Это концентрированное пла­мя; оно может сделать отверстие. Эти два черепа с отверстиями демонстрируют не то, что эти люди были убиты пулями, а что имели место явления, связанные с третьим глазом. Третий глаз был полностью заблокирован; энергия стала концентрированной. Глаза были полностью остановлены; энергия не могла больше двигаться и образовалось пламя. Затем произошел взрыв. Как раз для того, чтобы таких случаев не происходило, на Тибете были открыты и просто для того, чтобы влиять на кого-то, оказать на кого-то впечат­ление или подавить кого-то. Их глаза будут испытывать напряже­ние, потому что они наполнены энергией, большим количеством энергии, чем это допустимо. Их глаза будут красными, напряжен­ными, и если вы посмотрите на них, вы почувствуете внезапный трепет: они используют свои глаза для осуществления своей пол­итики. Если они смотрят на вас, то они посылают свою энергию, чтобы подавить вас. При помощи глаз очень легко управлять чело­веком.

Таков был случай Распутина, который управлял Россией до Ленина, пользуясь при этом только своими глазами. Он был обыч­ный крестьянин, необразованный, но у него были очень магнетичные глаза, и он понял, как можно использовать их. В тот момент, когда он смотрел на вас, вы забывали о себе, и в этот момент он мог телепатически послать вам любой приказ, и вы бы выполнили его. Таким образом, он управлял царем и царицей, царской семьей, а через них и всей Россией. Ничто не могло быть сделано помимо его воли.

Вы также можете иметь такие глаза - это не трудно. Вам нужно только научиться, как приводить к глазам энергию всего вашего тела. Они становятся наполненными энергией, а затем, когда вы посмотрите на кого-нибудь, энергия начнет истекать по направле­нию к нему. Она окутает человека, проникнет в его ум, и при таком шоке потоком энергии его мышление прекращается. И это не такая редкая вещь, которая случается только с человеком, это происходит во всем животном мире. Имеется много животных, которые будут только смотреть на свою жертву, и если жертва посмотрит на них, то она обречена. Тогда глаза жертвы фиксируются; она не может двигаться, она не может убежать.

Охотники хорошо это знают и развивают у себя очень сильно­действующий взгляд, потому что они всегда ищут животных в тем­ноте. Их глаза становятся могущественными. В силу специфики своей работы воры и охотники постепенно и автоматически накап­ливают в своих глазах больше энергии.

Вдруг, внезапно, перед охотником появляется лев, а он без ору­жия и не может ничего сделать. И вот что всегда делается: охотник может пристально смотреть в глаза льва, и тогда все будет зависеть оттого, у кого более магнетичные глаза - у охотника или у льва. Если лев является менее магнетичным и охотник может привести всю свою энергию в глаза... А это легко, он может сделать это, потому что, когда смерть рядом, можно что-то сделать. Когда смерть рядом, охотник может поставить на кон всю свою энергию. Если охотник сможет прямо смотреть льву в глаза, забыть обо всем и просто смотреть, если он сам может стать только взглядом, тогда из его глаз будет истекать вся его энергия и лев убежит. Он будет дрожать от страха.

Вы можете заставить всю свою энергию течь через глаза, но когда вы будете делать это, ваши глаза будут напряженными: вы будете не в состоянии спать, вы будете не в состоянии расслабиться. Поэтому все те, кто старается властвовать над другими, не будут иметь покоя. Если вы посмотрите на их лица, вы увидите, что их глаза являются живыми, но их лица - мертвые. Посмотрите на гипнотизера: его глаза будут очень живыми, но его лицо будет мертвым, потому что его глаза высасывают всю энергию и другим частям тела ничего не остается.

Не делайте этого, потому что господствовать над кем-либо дру­гим бесполезно. Единственно полезным является господство над самим собой. Это бесполезный расход вашей энергии. При этом ведь ничего не достигается - лишь эгоистичное ощущение того, что вы господствуете. Все это - зло, черная магия. В этом различие между черной магией и белой магией. Черная магия означает ис­пользование и расход своей энергии для управления другими. Бе­лая магия означает использование тех же методов, но в этом случае ваша энергия используется на управление вашей собственной жиз­нью, на то, чтобы стать хозяином самого себя.

Иногда происходит нечто, подобное этому... Если среди вас на­ходится будда, вы будете подавляться им, хотя он и не манипули­рует вами. Он и не пытается управлять вами, но вы будете подавляться им, потому что он является хозяином самого себя. И он в такой степени хозяин, что каждый, кто находится около него, становится его рабом. Но с его стороны не делается никаких созна­тельных усилий. Скорее наоборот, он будет постоянно настаивать: «Будьте хозяином самого себя - запомните это». И эта настойчи­вость связана как раз с вышеупомянутыми фактами.

Будда знает, что каждый, кто находится рядом с ним, становит­ся рабом. Он ничего для этого не делает, он не пытается никем управлять, но он знает, что так случится. Его последние слова были: «Будьте светом для самих себя».

Он умирал и за день до смерти Ананда спросил его: «Когда тебя больше не будет, что будем делать мы?»

Он ответил: «Хорошо, что меня больше не будет. Тогда вы смо­жете быть хозяевами самих себя. Будьте светом для самих себя; забудьте обо мне. Это хорошо, потому что, когда меня больше не будет, вы освободитесь от моего господства».

Тот, кто пытается подавлять других, любым способом постара­ется сделать из вас раба. Это сатанинское зло. Те, кто уже стал собственным хозяином, помогут вам стать хозяевами, они всеми способами будут стараться устранить свое влияние. Это может быть сделано многими способами.

Я расскажу вам об одном из недавних случаев. Успенский, луч­ший ученик Гурджиева, работал под его руководством в течение десяти лет. Под руководством Гурджиева было очень трудно рабо­тать. У него были огромные магнетические способности. Он притя­гивал всех, кто находился рядом с ним.

Находясь рядом с таким человеком, вы или притягиваетесь к нему, или начинаете бояться его и выступаете против него, но вы не можете остаться к нему безразличными. Вы или за, или против; вы не можете быть безразличными к таким людям. И это выступление против - есть всего лишь мера безопасности. Если вы вращаетесь вокруг человека с высоким уровнем магнетизма, то вы или стано­витесь его рабом, или - только для защиты самого себя - станови­тесь его врагом.

Успенский пришел к нему, остался с ним, работал с ним, и общались они не в области теоретических знаний. Гурджиев был человеком действия. Он давал техники, а вы должны были работать. Затем Успенский достиг некоторого уровня кристаллизации. Он стал цельным человеком, он был трансформирован. Он не был еще полностью просветленным, но он спал уже не так крепко, как вы. Он находился в промежутке, как раз на границе.

Когда вы чувствуете, что приближается утро, то вы начинаете прислушиваться к шумам, которые указывают на приближение утра; вы спите, но не полностью. Вы спите как раз на краю пробуж­дения. Вы еще не проснулись, вы можете заснуть опять. Вы находи­тесь на границе, вы близки к пробуждению.

Наши рекомендации