Развитие различных форм поведения
Помимо развития двигательных навыков и психоэмоциональной сферы, у ребенка первого года жизни формируется пищевое поведение, социальное поведение, поведение, связанное с отправлением естественных нужд, а кроме того, он знакомится со своим телом и окружающим миром. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность проявления, что отражается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсутствие какой-либо формы поведения свидетельствует о нарушении процесса развития.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития
Успешное развитие моторных навыков далеко не всегда свидетельствует об успешном психоэмоциональной развитии.
Последовательность развития моторных навыков гораздо важнее, чем сроки, в которые ребенок ими овладел
Поэтому очень важно сначала оценить психическое состояние ребенка, а потом уже моторные навыки и ловкость. Довольно часто дети, находящиеся в условиях хронического стресса, бывают гиперактивными и довольно успешно осваивают моторные навыки, но это вовсе не означает, что они абсолютно здоровы.
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на три периода:
- первый день и особенно первый час жизни, которые очень важны для положительного импринтинга, а также для формирования привязанности к матери и положительного впечатления об окружающем мире;
- адаптационный период, который длится первые 6 недель жизни, а точнее со 2-го по 42-й день. В это время малыш приспосабливается к новым условиям существования;
- грудничковый период длится до исполнения малышу одного года, в течение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития являются грудное вскармливание и физический контакт с мамой.
общие принципы развития ребенка первого года жизни
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Адаптационным называют период развития ребенка со вторых суток после рождения до 42-го дня или к седьмой неделе жизни. В этот период в его организме происходят основные перестройки, позволяющие приспособиться к новым условиям жизни вне утробы матери.
Первый час жизни
Первый час жизни чрезвычайно важен для матери и ребенка. Именно в это время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем и защищать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главная задача — запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо ее захватывать и сосать. Если в естественных условиях ребенок не сможет научиться прикладываться к груди сразу после рождения, его шансы выжить очень малы. Ведь именно грудное вскармливание является источником всех стимулов, необходимых для его роста и развития. При кормлении ребенка грудью, помимо его питания, происходит физический контакт с матерью, тактильная стимуляция, а также пребывание малыша в ауре запахов и звуков матери.
Первые три дня жизни
Первые три дня после рождения мимика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица. Во сне и во время бодрствования малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать страдания. В периоды бодрствования он может недоуменно осматриваться, будто спрашивая: что со мной произошло? Если роды были легкими, то такое напряженное обду мывание заканчивается сравнительно быстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования. Если малыш начал улыбаться — значит, он вспоминает счастливое время в животике у мамы и преодолевает родовой стресс.
Импринтинг — это запечатление, фиксация в памяти жизненно важных стимулов. В первые минуты после родов импринтинг происходит у матери, и у новорожденного ребенка.
Переживания, связанные с родами, нисколько не мешают малышу продолжать учиться правильно прикладываться к груди. Он упорно повторяет урок от раза к разу, чтобы к исходу третьих суток закончить обучение и больше к нему не возвращаться.