Явление одной девушки спустя семь месяцев после ее
Погребения. Рассказ об одной женщине, которая была вырыта
Живою из могилы
Ô
легон, вольноотпущенный Кесаря Адриана1 , в своей книге о
чудесном рассказывает следующее. В Tralles’е, в Азии, извест-
ный в городе трактирщик Махатес находился в связи с од-
ной девушкой, по имени Филиннией, дочерью Демонстрата и Хари-
тины. В продолжение шести месяцев после ее смерти девушка эта
посещала своего любовника. Кормилица этой девушки узнала ее
однажды, когда она сидела в комнате Махатеса; тотчас известила об
этом мать девушки, но та медлила отправиться в гостиницу. Когда
же пришла туда, было уже поздно, все спали и она ничего не могла
узнать. Махатес на следующее утро рассказал матери, что Филинния
посещала его с известного времени каждую ночь и в доказательство
справедливости показанного им представил ей золотое кольцо, по-
лученное им от Филиннии прошедшей ночью, и ленту, которая при
погребении положена была ей на грудь. Харитина, не сомневаясь
более в справедливости рассказанного ей, подняла страшный вопль,
но ее успокоили тем, что обещали известить, как только в следую-
щую ночь Филинния опять явится. Когда, по обыкновению, вечером
Филинния пришла, Махатес тотчас же известил об этом ее родите-
лей, потому что он и сам уже начинал сомневаться, не была ли это
какая-нибудь другая девушка, похитившая из гроба одежду его воз-
любленной с целью обманывать его. Демонстрат и Харитина скоро
явились и, узнавши свою дочь, бросились к ней с объятиями. Но она
вскричала: «Родители! Зачем вы завидуете моему счастию и отни-
маете его у меня? Три дня оставалось мне приходить в этот дом, да и
вреда я никому не причиняю. Ваше любопытство дорого будет стоить
вам». С этими словами она мертвою упала на постель.
Флегон, имевший в городе некоторую власть, успел успокоить
сбежавшийся по этому поводу народ. Но на следующий день жите-
ли города, собравшись в театре, решили осмотреть склеп, в котором
за полгода перед сим была похоронена Филинния. Осмотрев, нашли
всех погребенных там из ее фамилии, но трупа девушки не оказа-
лось; нашли же только кольцо, полученное ею от Махатеса, и позо-
лоченный кубок, который она получила также от Махатеса вместе с
кольцом. Народ отсюда обратился снова к дому Махатеса, где лежал
труп. Обратились за советом к предсказателю. Тот отвечал, что труп
должен быть похоронен вне города, в честь усопших должен быть
Phleg., De Mirabil., T. 84 Gronov., Antiq. Graec., p. 2694.
254
устроен праздник, Марсу, Юпитеру и Меркурию должна быть при-
несена жертва и пр. Флегон в своем письме, обращаясь к тому лицу,
которому писал об этом происшествии, говорит: «Если ты найдешь
нужным известить об этом кесаря, уведоми о том меня, чтобы я мог
прислать к тебе некоторых из тех людей, которые были очевидцами
происшествия».
Вот один из самых замечательных фактов, который имеет за со-
бой все необходимое, чтобы быть признанным за истину! Между
тем, как много представляет он трудностей для понимания! Была
ли эта девушка действительно умершая или ее сочли мертвой, когда
она находилась в состоянии летаргии или просто сна? По-видимо-
му, нельзя сомневаться, что она являлась в собственном теле: все
обстоятельства Флегонова рассказа подтверждают это. Если приз-
нать, что она не умирала и, следовательно, все это было с ее стороны
только обманом, направленным к тому, чтобы удовлетворить свою
страсть к Махатесу, в таком случае рассказ не представляет ничего
невероятного. Известно, на что способна сильная любовь и к чему
она может побудить человека.
Тот же Флегон рассказывает, что один Сирийский солдат из вой-
ска Антиоха, убитый в сражении при Фермопилах, днем являлся в
Римском стане и говорил со многими лицами.
Августин1 рассказывает следующее: в бытность его в Милане один
молодой человек постоянно был преследуем своим заимодавцем.
Долг, который тот требовал от него, был, собственно, долг его отца,
в это время уже умершего, и уплачен был им еще при жизни, но сын
не имел об этом никакого письменного документа. Дух отца явился
сыну и указал место, где лежала квитанция, из-за которой перенес
он так много беспокойства.
Приведенные здесь и многие другие рассказы об умерших, воз-
вращавшихся на некоторое время к жизни, могли бы послужить
объяснением тому, каким образом вампиры венгерские, спустя до-
вольно долгое время после их смерти, выходили из своих гробов и
потом снова возвращались в них. Но при всем том остается трудным
решить: 1) верен ли передаваемый рассказ; 2) могут ли эти умершие
возвращаться к жизни сами собой; 3) были ли они действительно
умершие, или же погребены были просто в состоянии летаргии или
сна, и как бы ни объясняли их, они все-таки остаются невероятными
и невозможными.
В одном из новейших сочинений рассказывается история, кото-
рая имеет много сходного с приведенным нами рассказом Флегона.
— Один парижский купец обещал руку своей дочери одному из дру-
зей, также купцу. Но в это же время другой, очень богатый чиновник,
предложил свою руку этой девушке, и его действительно предпочли
купцу. Брак состоялся. Но скоро молодая жена заболела, и в одном
Aug., De Cura pro Mortuis.
255
из припадков болезни ее сочли умершей и похоронили. Первый ее
жених, полагая, что она похоронена была просто в состоянии ле-
таргии или обморока, ночью откопал тело мнимо умершей. Она
действительно оказалась живой, он взял ее в свой дом и женился на
ней. Потом они уехали в Англию и жили там спокойно несколько
лет. Спустя десять лет они возвратились в Париж, и здесь однажды,
во время прогулки, первый муж узнал свою мнимо умершую жену и
начал требовать судебным путем, чтобы она возвратилась к нему.
Это подало повод к большому судебному процессу. Женщина и вто-
рой ее муж говорили, что смерть уничтожила права первого брака,
и обвиняли первого мужа за то, что он поспешил с ее погребением.
Но видя, что дело клонится не в их пользу, они оставили родину и
удалились в чужие земли, где и жили до смерти. — Эта история так
необыкновенна, что с трудом верится ей. Со своей стороны, мы пе-
редаем только чужой рассказ, предоставляя читателю самому су-
дить о его достоверности. Нельзя ли думать, что и Филинния, о кото-
рой рассказывает Флегон, погребена была живою?
∆∆∆
ГЛАВА III