Которые сами сознались в колдовстве1
десь представляется рассказ об одном мужчине и одной жен-
Ç
щине, которые сами объявили себя виновными в колдовстве.
Людовик Гофреди, марсельский священник, в начале 1611 г.
был обвинен в магическом волшебстве и арестован. По собствен-
ному его признанию, он от своего дяди вместе с другими вещами по-
лучил магическую книгу, на которую он сначала не обратил никакого
внимания, а потом, однажды, вздумал испытать силу ее слов, и вот к
нему явился демон, высказал свои требования относительно связи с
ним и заключил с ним договор такого рода: за троякую предан-
ность ему со стороны священника, за преданность ему душой, телом
и жизнью, — демон обещал ему со своей стороны троякое вознаг-
раждение, именно: во-первых, сделать его ученейшим из всех свя-
щенников провинции; во-вторых, в продолжение 54 лет освобож-
дать его от болезней и других несчастий; наконец, в-третьих, во всех
женщинах, на которых только дохнет священник, возбуждать страст-
ную любовь к нему. Гофреди приходит в Марсель и действительно
делается здесь священником; слава о его святости распространяется
по всей стране; все женщины спешат к его исповедному налою; и он
постоянно приводит в дело волшебную силу своего дыхания и с ра-
достью видит, что все вокруг него пламенеет любовью к нему. Жена
одного мужа, по имени Перрина, пленена была им до такой степе-
ни, что ее сердце каждый раз за год предвозвещало ей своим бие-
нием о встрече с ним. Другие две, Бухета и Пинтада, тоже постепен-
но сделались жертвами его сладострастия. Но особенным предме-
том его страсти были три дочери одного дворянина, по имени
Мандаля де ля Палюд, знакомство с которым доставила ему его
слава, — и преимущественно одна из этих девушек, по имени Маг-
далина, которой в начале ее знакомства с ним было еще только 10
лет. Так как эта девочка избрала его своим духовным отцом, то уже
это одно дало ему возможность непосредственно и беспрепятствен-
но влиять на нее, и он воспользовался этой возможностью. Общение
с ним на первых порах развило в ней меланхолическое настроение.
Она часто жила на даче близ города и часто гуляла там наедине. Сна-
Causes Célèbres, Tom VXI, p. 374; Die chritlische Mystik von Görres, IV Bd., IX Buch, § 304-
307; Les histoires tragiques de nostre temps composées par F. de Rosset, Lyon, 1653, pag. 29-37;
Confessiones et Depositiones Ludovici magi qua fecit et deposuit a Sabbato sancto 2 April…, p.
702; Histoire admirable de la possession et conversion d’une pénitente, séduite par un magicien,
conduite à la Ste Baume pour y estre exorcizée l’an 1610, soubs l’autorité de R. P. F. Sebastien
Michaelis, Paris, 1613.
чала он действовал силой своего дыхания на мать девушки для того,
чтобы она, увлекшись им сама, отдала бы ему и дочь. Между тем и
на саму дочь он так часто действовал этой силой и так сильно по-
веял на нее разными другими волшебными средствами, что она, на-
конец, пришедши между тем в возраст, всецело отдалась ему.
Однажды он застал ее на даче одну и пригласил ее идти с ним в
одну пещеру, которая была недалеко от дачи, обещая ей показать
там много чудесного. Пришедши в пещеру, они нашли здесь много
мужчин и женщин, которые танцевали вокруг козла. Магдалина сна-
чала почувствовала сильный страх, но Гофреди ободрил ее: «Это мои
друзья, сказал он ей, собрались здесь, к обществу их и ты должна
теперь принадлежать». Затем он сказал ей, что ради ее он призвал
все демонские силы, и что так как она отдалась уже ему, — он хочет
соединить ее брачным союзом с самим князем демонов для того,
чтобы таким образом сделать крепче и надежнее их собственную
связь. Наученная уже прежде, что духовные отцы имеют право по про-
изволу распоряжаться своими духовными детьми, она согласилась
на этот союз. Союз был утвержден собранием. Девушка была пог-
ружена в серу, смешанную с солью и мочой, — затем всем сердцем,
всеми силами своей души отреклась она от Бога и религии и на-
писала свое отреченье своею собственной кровью из урезанного ми-
зинца правой руки. Было сделано шесть или семь копий с этого от-
речения для того, чтобы тем больше закрепить союз. Она, кроме
того, была заклеймена на голове, на груди и на других частях тела, и
потом все присутствовавшие общим торжественным хором начали
танцевать, величая новопосвященную царицей своего собрания. И с
этих пор Магдалина стала уже регулярно посещать это общество.
Гофреди принадлежал уж к этому обществу с самого времени своих
связей с демоном, его даже здесь сделали князем шабашей фран-
цузских, испанских, английских, германских, турецких, значит, кня-
зем шабашей всей Европы и части Азии; и он в качестве князя по-
сещал все эти собрания и председательствовал на них. Его господин
— диавол прислал и Магдалине демона-асмодея для того, чтобы он
служил ей, хранил ее в союзе с ним, поддерживал и усиливал в ней
любовь к нему. Дело шло таким образом долго; но вот у Магда-
лины рождается мысль поступить в монастырь св. Урсулы. Гофреди
всеми силами старается помешать исполнению этого намерения; но
так как он не мог сделать по-своему в этом случае, он грозит обру-
шить на этот монастырь все силы ада. Три года жила Магдалина
спокойно при этом монастыре, только по средам и пятницам, в эти
роковые дни, когда обыкновенно бывали шабаши, ею овладевала
мрачная тоска, которая делала для нее несносной саму жизнь и тя-
желым Божий свет. Со времени поступления в монастырь ее осаж-
дали целых пять демонов; и в спокойном до того времени монасты-
ре теперь происходил такой шум, что настоятельницами монастыря
овладел ужас. Арестованная инквизицией и порученная для расспро-
сов Якобинскому монаху Михаэлису, Магдалина открыла многое
из рассказанного выше и, кроме того, много еще других вещей.
Она отвечала свободно по-французски на все вопросы, которые пред-
лагались ей на латинском языке, рассказала много относительно
порядков в обществе демонов, относительно падения Люцифера с
соучастниками и назвала двадцать четыре злых духа, которые владе-
ли ею.
Рассказы Магдалины обратили внимание Прованского парламента
на Гофреди; его арестовали, и в 1611 г. 19-21 ч. февраля совершен
был над ним судебный процесс. Особенное внимание было обраще-
но на показания Магдалины, которая подробно передала о колдов-
стве Гофреди и о всех совершенных им над ней злодеяниях. В про-
должение целых 14 лет он был колдуном и начальником колдунов;
и если бы правосудие не овладело им, диавол навсегда овладел бы
всем его существом.
Гофреди беспрекословно отдался под арест. При первом допросе
он отказался от всего, в чем его обвиняли, говорил, что он ни в чем
не виноват. Но сделанные относительно его расследования дока-
зали, что он человек в высшей степени безнравственный, что он
развратил Магдалину фон Палюд и других женщин. которым он был
духовным отцом. 21 февраля Магдалине был сделан официальный
допрос, и она рассказала всю историю своего развращения, переда-
ла о колдовстве Гофреди и о шабашах, на которые он ее несколько
раз водил. Но когда, спустя несколько времени, между ею и им была
сделана очная ставка, она начала говорить, что он человек хоро-
ший, что все слухи, какие о нем ходят, вымышлены; теперь она от-
вергала все то, что сама передала. Гофреди со своей стороны сознал-
ся, что он был с Магдалиной в коротких связях, а от всего осталь-
ного, в чем его обвиняли, отказывался, — утверждал, что ею владел
злой дух, который и внушил ей рассказать все то, что она передала.
Потом он сознался, что когда он решился раскаяться, к нему яв-
лялся Люцифер и угрожал ему множеством страданий, что он уже
и действительно кой-что потерпел. Он подробно рассказал о шаба-
шах, передал, между прочим, что при шабашах находится обыкно-
венно колокол во сто фунтов весу, в четыре локтя ширины, с же-
лезным языком, который издает глухой, печальный звук; сообщил
много кой-чего о тех нечестивых, безбожных вещах, какие совер-
шаются на шабашах. Сознался также и в том, что он получил от
Люцифера записку, которой он (Люцифер) обязался привора-
живать к нему всех женщин, какие только ему понравятся. По рас-
смотрении дела, Генерал-Прокурор положил следующее решение:
так как Гофреди в различных частях своего тела имеет клейма, в
которых (частях тела), если их колоть, он не чувствует никакой бо-
ли, и из которых не выходит никакой крови, так как он, Гофреди,
имел часто сношения с Магдалиной де ля Палюд как дома, так и в
церкви, и днем, и ночью имел с ней плотские сообщения и заставил
ее отречься от Церкви и Бога; так как Магдалина имеет также на
своем теле различные дьявольские клейма, так как он сам сознался
в колдовстве, в том, что он пользовался магической книгой для
заклинания злого духа, в том, что он с упомянутой Магдалиной бы-
вал на шабашах и совершал там множество нечестивых, беззакон-
ных, безбожных дел, каково напр. поклонение Люциферу, то, на ос-
новании всего этого, Генерал-Прокурор требует, чтобы поименован-
ный выше Гофреди, который сам признал себя виновным во всех
указанных преступлениях, в наказание за эти преступления и для
заглаждения их, предварительно был лишен священнического сана
и потом, в следующий присутственный день, с обнаженной головой
и босой, с петлей на шее и с горящим факелом в руке, публично
просил о помиловании Бога, князя и правосудие; затем, чтобы па-
лач провел его по всем площадям и всем перекрестным улицам го-
рода Aix’а и потом жег по всему его телу раскаленными щипцами;
наконец, чтобы он, Гофреди, был сожжен живым на Якобинской пло-
щади и чтобы пепел его был рассеян ветром; но еще прежде совер-
шения над ним этого наказания, Гофреди должен быть подвергнут
самым жестоким пыткам, какие только могут быть придуманы для
того, чтобы таким образом принудить его открыть своих соучастни-
ков. Приговор состоялся 29 апреля 1611 года. Подверженный обык-
новенным и необыкновенным пыткам, Гофреди сказал, что он на
шабашах никого не видал из своих знакомых, кроме Магдалины
Палюд, что он видел там также некоторых монахов, имен которых
он не знает, что диавол колдунам намазывает чем-то головы, отчего
у них все исчезает из памяти.
Замечательно, что девушку Магдалину парламент не приговорил
ни к какому наказанию. Таково было общее правило у инквизито-
ров: тем, — которые допустили себя другим обесчестить и развра-
тить, не полагалось уже никакого другого наказания, кроме того по-
зора, которому они сами себя подвергли. Это, впрочем, правило впос-
ледствии изменено. Священник Гофреди был приговорен к сожже-
нию, как говорилось в доносе о решении относительно его, который
представлен парламентом канцлеру, за то, что он был обвинен не
только в колдовстве, но и в духовном еще блуде с его духовной до-
черью, девицей Магдалиной фон Палюд.
Со своей стороны заметим, что как Гофреди, так и Палюд были
жалкими жертвами обмана собственного расстроенного воображе-
ния — подобно тем колдунам, о которых шла речь в двух предыду-
щих главах.
ГЛАВА XXV