Визиты к новорож денному
Организация прогулок
Проветривание комнаты
В гости к новорожденному
50 Уход за кожей
Подмывание ребенка
Профилактика опрелостей
52 Адаптационное купание
Что приготовить для купания
Травы для купания
Проведение купания
Адаптационное купание — шаг за шагом
56 Искусство ношения ребенка на руках
Формирование изгибов позвоночника
Формирование черепа грудного ребенка
Комфортная поза для новорожденного
Как правильно носить ребенка на руках
Формирование вестибулярного аппарата
Формирование тазобедренного сустава
Ношение ребенка в перевязи
62 Пестовальная гимнастика
Зачем нужна пестовальная гимнастика
Особенности пестовальной гимнастики
Когда и как пестовать младенца
Упражнения для ребенка от 6 нед. до 3 мес.
68 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НОВОРОЖДЕННОГО
Срыгивания
Икота
Особенности стула
Мочеиспускания
Особенности сна новорожденного
70 Явления периода новорожденности
Мастит новорожденного
«Колики»
Вспучивания
74 Отправление естественных нужд
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами
Осознание своего тела
Формирование полового поведения
человека
Функциональное становление
выделительной системы
Организация высаживания
Использование подгузников и ползунков
80 Термоадаптация и основы закаливания
Термоадаптация
Переохлаждение и перегрев
Закаливание
Плаванье и проныривание для грудничков
84 ВОСПИТАНИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА
Основа воспитания
Импринтинг
Впечатление о надежности матери
Приемы воспитания
86 АДАПТАЦИЯ МАТЕРИ К МАТЕРИНСТВУ
Сохранение фигуры
Форма груди
Физические нагрузки во время
кормления грудью
Возобновление половой жизни после родов
Репродуктивный цикл
Контрацепция во время грудного
вскармливания
88 Организация быта с маленьким ребенком
Полноценное питание кормящей мамы
Участие мужчины в уходе за ребенком
Участие бабушки в помоши по хозяйству
92 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Компетенция врача-педиатра в отношении
грудного вскармливания
Организация общения с детской
поликлиникой
94 ФОРМИРОВАНИЕ ИММУНИТЕТА
И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
Иммунная система и иммунитет
Формирование иммунитета ребенка
Насколько опасны детские
и недетские болезни?
106 ВАКЦИНАЦИЯ
106 История и современность
Истоки идеи
Новый виток истории
Принудительные прививки
и антипрививочное движение
Луи Пастер и его вклад
Российские врачи о прививках
Как победили оспу
Российские законы о прививках
Современное положение дел
Резюме
117 Вакцинация как медицинская процедура
Вакцинация — уникальная
медицинская процедура
Состав вакцин
Безопасность и апробация вакцин
Действие на иммунитет
Поствакцинальные осложнения
Отдаленные последствия вакцинации
122 Правила вакцинации и
Вакцинация без правил
Вродильном доме
Прививки и отношения с детской
поликлиникой
Как принять решение о вакцинации ребенка
Правила вакцинации
126 Вместо послесловия
127 Список литературы
ПОСВЯЩЕНИЕ
Моему первому наставнику бабушке Зинаиде Павловне и моим детям Арсению, Всеволоду, Серафиме, Бажене, Пересвету, Даримиру и Златосвете посвящается. Именно они главные вдохновители и учителя, позволившие получить бесценные знания о взращивании и воспитании грудных детей.
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Дорогой читатель!
Эта книга о естественном уходе и воспитании новорожденного ребенка и адресована она родителям, которые хотят вырастить здоровых и счастливых детей. Ее вполне можно рассматривать как методическое пособие или практическое руководство, которое призвано помочь родителям, у которых появился малыш. Тем не менее, хотя эта книга поможет молодым родителям усвоить главные принципы ухода за новорожденным и убережет их от грубых ошибок, необходимо помнить, что материнский опыт имеет массу тонкостей, которые можно узнать, лишь пройдя прямое обучение у носителя этого опыта. Рекомендации, которые даются в настоящем издании, не являются медицинскими или психологическими. Они основываются на биологии человека и являются результатом практического материнского опыта, приобретенного в процессе постоянной жизни с маленькими детьми и непрерывного наблюдения за их поведением. А задача любящих родителей — грамотно и вдумчиво распорядиться информацией, которую автор по крупицам собрала, обработала, осмыслила и свела воедино, вырастив семерых своих и помогая выращивать множество других детей.
Воспитание ребенка — это благодарный труд, в чем вы сами непременно убедитесь!
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда-то я тоже была неопытной матерью и хлебнула добрую часть проблем, уготованных молодым родителям. 22 года назад, когда появился мой первый ребенок, было очень сложно понять, как действовать правильно, как именно следует ухаживать за младенцем, чтобы ни его организм, ни организм матери не пострадали. Врачи и знакомые давали массу советов. Однако эти советы, как правило, только изматывали нервы и приводили к нескончаемому плачу ребенка.
Единственными дельными были советы моей бабушки, выросшей в большой семье и вырастившей 3 своих и 9 чужих детей. Эти советы, основанные на практическом опыте, были очень просты, удивительно эффективны и базировались на принципиально ином подходе к воспитанию ребенка. Изучению этого подхода я и посвятила все последующие годы.
Информации на русском языке тогда (да и сегодня) почти не было. Наиболее полезными оказались этнографические описания ухода за детьми в племенах, сохранивших архаичную культуру. Не менее ценную информацию можно найти и в русской культуре прошлых веков, которая сохранила основы воспитания младенца, наиболее соответствующие биологии человека. Описываемый в настоящей книге уход за малышом аккумулирован из разных источников и проверен на практике. Примером одного из таких этнографических описаний естественного воспитания ребенка является книга Жан Ледлофф, где она рассказывает о методах воспитания маленьких детей, которые еще бытуют в индейском племени екуана. Она лично убедилась, что при таком обращении дети вырастают здоровыми и счастливыми. Они избавлены от многих проблем, которыми страдает цивилизованное общество, совершенно разучившееся взращивать детей.
Помимо этнографических исследований огромный массив информации хранят физика, химия, биология и психология. Данные из этих областей науки лишь подтверждают: архаичная культура воспитания детей — наиболее продуктивный метод, позволяющий максимально сохранить физическое и психическое здоровье детей и комфорт родителей.
Большую лепту в обоснование необходимости естественного воспитания детей внесла психиатрия. Дональд Вудс Винникот, Станислав Гроф, Дэвид Чемберлен — эти авторы показали, что ребенок помнит свое рождение и обращение с ним родителей в раннем детстве. И если действия родителей не соответствуют врожденным ожиданиям ребенка, он получает травму. В результате травмы его психика будет нарушена, и он не сможет вырасти полноценным. Эти факты являются наиболее показательными. Только их наличия уже достаточно, чтобы пересмотреть ставшие классическими основы ухода за детьми, минимизировать вмешательство медицины в эту область и выделить сферу материнского искусства как самостоятельную. Причем, согласно данным психиатрии, именно мать, а не врач, должна занимать доминирующее положение по отношению к своему ребенку. Только в этом случае остается шанс сохранить его психику здоровой.
Данные по физиологии и возрастной физиологии прекрасно дополнили картину. Они лишний раз подтвердили, что у новорожденного и грудного ребенка есть целый ряд физиологических потребностей, которые могут быть реализованы только при наличии грудного вскармливания и правильно организованного ухода за ним. Удивительно, что педиатры и другие представители медицины почему-то игнорируют эти знания и не используют их.
Кроме сбора научных знаний постоянно проводилась практическая работа. Я училась понимать своих собственных детей и вела обширную практику, помогая другим мамам организовывать грудное вскармливание и уход за малышом, а также правильно налаживать с ним отношения. В результате на основе описанных в книге рекомендаций удалось вырастить и пронаблюдать за развитием более 700 малышей. Это данные на 2004 год, а число таких детишек постоянно растет. Родители, которые пользуются настоящими рекомендациями, не измотаны и чувствуют себя свободно и комфортно. Материнство не воспринимается ими как изматывающая, изнурительная работа. Наши малыши обладают отличным здоровьем и устойчивой психикой, все они вскармливались грудью больше 1 года. А те дети, которым исполнилось более 3 лет, уже показывают прекрасные интеллек-
туальные и творческие способности. Но не это самое главное. Все они легки в общении и демонстрируют лучшие душевные черты, принося родителям радость — а именно в этом и заключается цель воспитания, именно это и нужно для родительского счастья.
Так постепенно, в результате ежедневного кропотливого труда, были очищены от шелухи и выделены основные принципы естественного воспитания маленького ребенка, которые и описаны в нашей книге. Постоянные наблюдения, систематизация данных, поиск объяснений — этот труд не прерывается ни на минуту и является самой жизнью. Нельзя уйти в отпуск или отключиться от этого постоянного исследования. Но это не утомляет и не огорчает, поскольку нет ничего более важного, чем выращивание полноценных людей.