Потенциальность ума (Абсолютная Мысль)
Мысль в зародыше
Идеация в действии.
Солнце и планеты
(Разговор начался с замечания, сделанного Е. П. Б. в начале недели, что Солнце намного моложе Луны; что при конце солнечной манвантары Солнце расколется на многочисленные кусочки, каждый из которых улетит в пространство, соберет свежую материю и в конечном итоге образует планету в новой солнечной системе. Семеричность в природе служит ключом к тому, что Луна, передавшая свои семь принципов в лайя-центр, где мы сформировались, была семерична. Другие миры слагаются на основе других цифр: например, Солнце основано на десяти. Разговор был немного бессвязным).
Комета частично охлаждается и воцаряется в качестве солнца. Она постепенно притягивает к себе планеты, которые еще не пристали ни к какому центру; так в течение миллионов лет образуется солнечная система. Исчерпавшая себя планета становится луной для планеты иной системы.
Солнце, которое мы видим, есть отражение истинного Солнца. Отражение это как внешняя конкретная вещь есть камарупа, ибо все солнца образуют камарупу Космоса. Для собственной системы Солнце есть Буддхи, так как является отражением и носителем истинного Солнца, которое есть Атман, незримый на этом плане. Все фохатические силы – электричество и т. д. – пребывают в этом отражении[397].
Луна
В начале эволюции нашего Глобуса Луна находилась гораздо ближе к Земле и была больше, нежели сейчас. Она отступила от нас и намного уменьшилась в размере. (Луна отдала все свои принципы Земле, тогда как питри отдали людям лишь свои чхайя.)
Влияния Луны – всецело психофизиологические. Она мертва и испускает вредоносные эманации, подобно трупу. Она вампиризирует Землю и ее обитателей, так что любой, спящий под ее лучами, страдает, утрачивая некоторую часть своей жизненной силы. Зашитой служит белая ткань, ибо лучи не проникают сквозь нее, особенно же так следует предохранять голову. Луна наиболее сильна, когда она полная. Она извергает частицы, которые мы поглощаем, и постепенно дезинтегрируется. Там, где есть снег, луна выглядит как труп, будучи неспособной сквозь белый снег эффективно вампиризировать. Потому-то покрытые снегом горы свободны от ее пагубных влияний. Луна фосфоресцирует.
Говорят, что ракшасы с Ланки и атланты подчинили себе Луну. От них фессалийцы научились своей магии.
Эзотерически Луна есть символ низшего манаса; она также и символ астрала.
Растения, которые благотворны под лучами Солнца, зловредны под лучами Луны. Травы, содержащие яд, наиболее действенны, когда они собраны под лучами Луны[398].
Новая Луна появится в течение седьмого Круга, и наша Луна окончательно дезинтегрируется и исчезнет. За Луной сейчас есть планета, "таинственная планета", и она постепенно умирает. Наконец, наступит время, когда она передаст свои принципы новому лайя-центру и там образуется новая планета, которая будет принадлежать к другой солнечной системе, а теперешняя таинственная планета станет тогда луной для этого нового Глобуса. Луна эта не будет иметь никакого отношения к нашей Земле, хотя она и будет находиться в пределах видимости[399].
Солнечная система
Все видимые планеты, причисляемые астрономами к нашей Солнечной системе, действительно входят в нее, за исключением Нептуна. Также в нее входят и некоторые другие, не известные науке, и "все луны, пока что невидимые, для следующих творений"[400].
Ниданы
Экзотерически и эзотерически существует двенадцать нидан, основная доктрина буддизма. Также существуют двенадцать экзотерических буддистских сутр, именуемых ниданами, в каждой из которых дается по одной нидане.
Ниданы имеют двоякое значение. Они суть:
Двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную Природу с объективной или же существующих между субъективной и объективной Природами.
Цепь причин и следствий.
Каждая причина производит следствие, и следствие это, в свою очередь становится причиной. Каждая из них имеет упадхи (основу), одно из подразделений одной из нидан, а также следствие, или последствие.
Как причины, так и следствия принадлежат той или иной нидане, причем каждая имеет от трех до семнадцати, восемнадцати и двадцати одного подразделения.
Названия этих 12 нидан таковы:
1. Джарамарана | 7. Спарша |
2. Джати | 8. Чадаятана |
3. Бхава | 9. Намарупа |
4. Упадана | 10. Виджнана |
5. Тришна | 11. Самскара |
6. Ведана | 12. Авидья |
1. Джарамарана, буквально, смерть вследствие старческой немощи. Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. Это – первооснова буддийской философии: каждый атом каждое мгновение, как только он рождается, начинает умирать.
На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт. К тому же она, в свою очередь, основана на пяти скандхах. Они – вещи обоюдные, одна приводит к другой.
2. Джати, буквально, рождение.
Иными словами, рождение в соответствии с одним из четырех способов чатурйони (четырех чрев), а именно:
I) из чрева, подобно млекопитающим;
II) из яйца;
III) воздушные или жидкие зародыши – рыбья икра, пыльца, насекомые и т. д.;
IV) анупадака – нирманакая, боги и т. д.
То есть рождение происходит одним из этих способов. Вы должны родиться в одной из шести объективных форм существования или же в седьмой, которая субъективна. Эти четыре – внутри шести форм существования, а именно – Экзотерически:
I) Дэвы.
II) Люди.
III) Асуры.
IV) Люди в аду.
V) Преты, демоны-пожиратели на земле.
VI) Животные.
Эзотерически:
I) Высшие боги.
II) Дэвы или питри (все классы).
III) Нирманакая.
VI) Бодхисатвы.
V) Люди в Миалбе.
VI) Камарупические существования, будь то людей или животных, в камалоке или астральном свете.
VII) Элементалы (субъективные существования).
3. Бхава, буквально, кармическое существование, не существование-жизнь, но как моральный агент, определяющий, где вам надлежит родиться, т. е. в какой из трилок – бхур, бхувар или свар (в действительности 7 лок).
Причина, или нидана, бхавы есть упадана, то есть привязанность к существованию; то, что заставляет нас желать жизни в любой форме. Следствием является джати, в той или иной из трилок и в любых условиях[401].
Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, или же, мы могли бы сказать, закон кармы в двенадцати ниданических аспектах[402].
Скандхи
Скандхи есть зародыши жизни на всех семи планах Бытия и образуют совокупность субъективного и объективного человека. Каждая вибрация, порождаемая нами, есть скандха. Скандхи тесно связаны с картинами астрального света, который является посредником впечатлений, и скандхи, или вибрации, связанные с субъективным и объективным человеком, представляют собой звенья, притягивающие перевоплощающееся эго, зародыши, что оно оставило за собой, отправляясь в дэвакхан, которые должны быть подобраны и изжиты новой личностью. Экзотерические скандхи имеют отношение к физическим атомам и вибрациям, или объективному человеку; эзотерические – к внутреннему, или субъективному, человеку.
Ментальное изменение или проблеск духовной истины могут побудить человека обратиться к истине даже в момент смерти, создавая, таким образом, хорошие скандхи для следующей жизни. Последние деяния или мысли человека оказывают огромное влияние на всю его будущую жизнь, но все же ему придется страдать за свои проступки и злодеяния, именно это и лежит в основе идей о предсмертном раскаянии. Но кармические следствия прошлой жизни должны воспоследовать, ибо человек в своем следующем рождении должен подобрать скандхи, или вибрационные отпечатки, оставленные им в астральном свете, так как в оккультизме ничто не возникает из ничего и так как должна существовать связь между жизнями. Новые скандхи рождаются от своих старых родителей.
Говорить о танхах во множественном числе неправильно, существует только одна танха, желание жить. Она-то и претворяется во множество, или, мы могли бы сказать, в сочетание идей. Скандхи бывают как кармическими, так и некармическими. Скандхи могут создать элементалов посредством бессознательной крийяшакти. Каждый элементал, извергаемый человеком, должен рано или поздно к нему вернуться, ибо он есть его собственная вибрация. Таким образом, они становятся его Франкенштейном. Элементалы есть просто следствия, производящие следствия; они суть развоплощенные мысли, добрые или дурные. Они остаются кристаллизованными в астральном свете, притягиваются в силу сродства и оживляются, когда их породитель возвращается к земной жизни. Вы можете парализовать их противоположными следствиями. Элементалов подхватывают как болезнь, и, стало быть, они опасны и для нас самих, и для других. Вот почему опасно воздействовать на других. Элементалы, которые живут после вашей смерти, суть те, что вы внушаете другим; остальные же пребывают латентными до вашего нового воплощения, когда они оживают вновь. "Таким образом, – сказала Е. П. Б., – если я вас плохо учила или сподвигла на что-то нехорошее, то после моей смерти вы будете продолжать грешить из-за меня, но карму придется нести мне. Кальвину, например, придется страдать за все свои лжеучения, хотя он и давал их с добрыми намерениями. Даже Будда допустил ошибки; он преподал свое учение людям, которые не были готовы к нему, и это создало ниданы[403].
Огонь
Огонь есть не элемент, но нечто божественное. Физическое пламя являет собой объективный носитель высшего духа. Элементалы Огня суть высочайшие. Все в мире имеет свою ауру и свой дух. Пламя, которым вы зажигаете свечу, не имеет ничего общего с самой свечой. Аура объекта соединяется с низшей частью эфира. Гранит нельзя сжечь, поскольку аура его есть Огонь. Элементалы Огня не имеют сознания на этом плане, они слишком высоки, отражая божественность их собственного источника. Другие элементалы обладают сознанием на этом плане, ибо они отражают человека и его природу. Существует огромная разница между минеральным и растительным царствами. Фитиль лампы, например, является отрицательным, он становится положительным благодаря Огню, масло же служит посредником. Сверхэфир есть Огонь. Низшая часть Сверхэфира есть пламя, которое вы лицезреете. Огонь есть божество в своей субъективной вездесущности во вселенной. В иных условиях этот Вселенский Огонь проявляется как вода, воздух и земля. Именно единый элемент в нашей видимой вселенной суть крийяшакти всех форм жизни. Именно он порождает свет, тепло, смерть, жизнь и т. д. Он есть даже кровь. Во всех своих различных проявлениях он в сущности един. Он суть "Семь Космократоров".
Доказательства почитания огня можно найти в Ветхом Завете. Столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево – все есть Огонь. Огонь по природе своей подобен зеркалу и отражает лучи первопорядка субъективных проявлений. Тех субъективных проявлений, которые, как полагают, отбрасываются на экран первых очертаний сотворенной Вселенной; в своем низшем аспекте они суть творения огня.
Огонь в грубейшем аспекте своего естества есть первая форма и отражает низшие формы первых субъективных существ, имеющихся во Вселенной. Первые божественные хаотические мысли суть элементалы Огня. Будучи на земле, они принимают форму и порхают в пламени в виде саламандр, или низших элементалов огня. В воздухе присутствуют миллионы живых и сознательных существ, помимо наших мыслей, которые они и подхватывают. Элементалы Огня относятся к чувству зрения и поглощают элементалов всех других чувств. Так, через зрение вы можете иметь сознание осязания, слуха, вкуса и т. д., ибо все они заключены в чувстве зрения[404].
Разное
Изменение. Защитное изменение, т. е. идентичность окраски насекомого и того, чем он питается, объяснено как работа элементалов природы.
Форма. Форма существует на различных планах, и формы одного плана могут быть бесформенны для обитателей другого. Космократоры строят на планах в Божественном Разуме, видимых им, но не нам. Принцип ограничения – principium individuationis – есть Форма; принцип этот суть божественный Закон, проявленный в космической материи, которая в сущности своей беспредельна. Аурическое яйцо есть предел человека, как Хираньягарбха – предел Космоса.
Крийяшакти. Первым шагом к овладению крийяшакти является использование воображения. Вообразить что-либо – значит создать устойчивую модель желаемого, совершенную во всех деталях. Тогда в действие приводится воля и форма переносится ею в объективный мир. Это и есть творчество силой крийяшакти.
_
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Е. П. Блаватская