Нравственность (этика) земли и неба
Этика космоса, то есть его сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других, недозрелых или начинающих свое развитие животных.
Это есть выражение чистейшего себялюбия (эгоизма). Ведь если во вселенной не будет мук и неприятностей, то ни один ее атом не попадет в несовершенный страдальческий, или преступный, организм. Одним словом, тогда примитивный гражданин вселенной, то есть атом, не может вселиться в дурное существо, ибо их совсем не будет.
Но мы видели, что живые миры распадаются на две группы: одна, большая, населена существами совершенными; другая, в миллиарды раз меньшая, подобная Земле, состоит из существ незрелых, но подающих надежду.
В мирах совершенных хорошее только поддерживается. Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да путем подбора: плохое или уклонившееся к дурному оставляется без потомства. Это не причиняет ни малейших страданий, так как родительских инстинктов и страстей у совершенных нет. Есть только любовь ко всему чувствующему, вытекающая из истинного себялюбия. Она выражается в действиях, устраняющих страдания или их причины.
Могущество совершенных проникает на все планеты, во всевозможные места жизни и всюду. Оно без страданий уничтожает несовершенные зачатки жизни. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи!
В этом заключается главный акт деятельности совершенных, главная их нравственность.
Но ими же оставляется некоторая, совершенно ничтожная, часть планет с несовершенными или такими живыми существами, от которых ожидается прекрасное и необходимое пополнение совершенных.
Эти зачинающие планеты, то есть их существа, подвергнуты мукам самозарождения, мукам развития, как, например, мир земных существ… Видно, некоторой доли страданий избежать нельзя.
Второй акт нравственности совершенных состоит в уменьшении числа таких планет, в непрерывной поддержке таковых, в наблюдении за их развитием и движением к совершенству. Тайные их силы порою вмешиваются и исправляют ошибочные шаги зарождающих существ. То вмешательство это очевидно, то оно невидимо. Если и вмешательство не помогает и ничего кроме страданий не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается. Так натуралист, добивающийся выведения лучшей породы растений или животных, при неудаче уничтожает все свои труды, чтобы начать их снова. Так писатель рвет рукопись сочинения, которой он недоволен.
Когда на планете с самозарождающимися существами последние достигают хотя слабой степени самосознания, то появляется этика – борьба с ошибками, стремление к совершенству, к уничтожению мук.
Какова же этика таких планет, подобных Земле? Некоторой малой степени сознания на нашей планете достиг только человек. Можно говорить лишь про его этику. Нравственность низших животных не существует. У них все нравственно, так как они не знают, что у них все ошибочно.
Нравственность Земли такая же, как и небес: устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум. Не будет кругом меня страданий – и я тогда не подвергнусь им в этой или бесконечной будущей жизни. Первые же этапы ее, всего вероятней, будут на Земле, так как атомы существ на миллиарды лет связаны с Землей силой ее тяготения…
Этика человека есть сложное и громадное учение. Мы показали его основы. Можем привести тут еще несколько очертаний.
Прежде всего, нужна для трудящихся полная свобода слова, печати, собраний, вообще всех таких действий, которые не сопровождаются насилием над другими лицами. Предполагается свобода для трудящихся, потому что капитал во всех его видах, в особенности наследственный, есть насильник.
Насилию подвергаются только насильники. Ограничивают их свободу и размножение настолько, чтобы избавиться от распространяемого ими зла. Мести или наказаний совсем не должно быть.
Но свобода возможна только тогда, когда каждый человек, не насильник, имеет независимые от людей средства к жизни. Для этого у всякого должно быть право на почву, труд, должность или другое, к чему он склонен и что даст ему необходимое для жизни.
От насилия он будет огражден, от нужды избавлен. К чему же ему тогда притворяться или лицемерить!
Начнется борьба убеждений. Сначала это будет рознь и множество заблуждений, но потом одолеет истина, потому что она сильнее всего.
Истина укажет на лучшее общественное устройство. Оно состоит в том, чтобы самая лучшая часть человечества управляла Землей, чтобы каждый сообразно своей полезности для людей занял соответствующее место.
Управление лучшими людьми, высшими представителями человечества даст ему единение. Единение избавит народы от войн и других видов самоистребления (или ослабления), укажет на общий алфавит и язык, научит каждого гражданина и даст ему знания, сообразные его умственным силам. Оно обеспечит благосостояние и сделает всех счастливыми.
Породы людей будут искусственным подбором улучшаться и достигнут невообразимой умственной и нравственной высоты.
Постепенно не только избавятся от животных, но и от преступных элементов самого человечества. Избавятся даже от несовершенных существ, но, разумеется, не сразу.
Нигде не будет никаких страданий и ничего несознательного, кроме растений и подобных им организмов, не подверженных заметным мукам.
Не будет стенаний от смерти, убийств, неудовлетворенных страстей, от боли, голода, жажды, холода, ревности, зависти, уничтожения и страха.
Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы, которое с очевидностью покажет, что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование.
Очерки о Вселенной*
Предисловие
Наук такое множество, излагаются они так подробно, столько написано возов научных книг, что нет никакой возможности для человеческого ума их изучать. Кто и хочет, опускает бессильно руки.
Между тем нельзя себе составить мировоззрения и руководящего в жизни начала без ознакомления со всеми науками, то есть с общим познанием вселенной.
Вот я и хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках, доступных неподготовленному или подготовленному читателю, дать серьезное логическое познание наиболее достоверного учения о космосе.
Необходимость космической точки зрения
Вся материя во вселенной перемешивается. Человек или другое существо есть материя. Она блуждает по всей вселенной. Судьба существа зависит от судьбы вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может повести к заблуждению. Так, до сего времени не верили космическому общению материи и существ. Считали Землю изолированной и независимой от космоса. Последний как бы не существовал для Земли. Важную роль играли только Солнце и Земля, в крайнем же случае – Солнечная система и несколько ярких звезд. И вот мы, даже современные мудрецы, проникшись веселыми делами нашей планеты, сделали неверные пессимистические выводы о судьбе человека и земных животных: все плохо, все несовершенно, все мучительно, жестоко и безнадежно. Человеком руководит грубый эгоизм короткой земной жизни: хватай, что можешь – умнее ничего нет. Мало этого, такой взгляд на Землю философы распространили и на весь космос. По крайней мере, практические мудрецы (позитивисты) его игнорировали как несуществующий или не относящийся к Земле. Все эти триллионы солнц и планет для нее ничего не значили.
Приводим тут ряд космических истин, способных дать нам правильное представление о судьбе космоса, а стало быть, и о судьбе человека, животных, растений и неорганического мира.
23 октября 1934 г.
Порядок космической философии и ее выводы[12]
I. Водородные существа (состоящие из 92 элементов).
1. Настоящее состояние вселенной величественно.
2. Наука о земном веществе есть наука космическая.
3. Образование солнечных систем и их разрушение периодично.
4. Вечная юность вселенной. Механическое совершенство космоса.
5. В известной вселенной существуют миллионы миллиардов планет.
6. Планеты населены животными.
7. Несомненно бесконечное разнообразие животных.
8. Животные эти совершенны, то есть достигли предельной степени развития.
9. Существа эти могущественны, например, одолевают силу тяжести своих планет и солнц и путешествуют во вселенной.
10. Странствуя по вселенной, они водворяют порядок, устраняют страдания и заселяют все планеты своим совершенным потомством.
11. Условно вещество бывает в небытии и в жизни.
12. В математическом смысле всякая материя всегда чувствует.
13. Высшая жизнь каждому животному кажется непрерывной.
14. А так как несовершенной жизни нет, то она не только непрерывна, но и совершенна.
II. Иерархия водородных существ (то есть из известной материи).
15. Есть президенты планет.
16. Есть президенты солнечных систем.
17. Есть представители солнечных групп.
18. Есть заведующие солнечными «кучами».
19. Есть президенты млечных путей.
20. Есть президенты эфирных островов.
21. Есть президент космоса.
III. Материальные духи (из более простой неизвестной материи).
22. Время бесконечно.
23. Материя и атомы имеют бесконечную сложность.
24. Разные состояния космоса, разделенные дециллионами лет.
25. Следы этих эпох в виде простейшей материи и простейших существ.
26. Они совершенны и условно духовны.
27. Судьба настоящей материи и совершенных животных.
IV. Иерархия материальных духов .
V. Причины космоса .
28. Космос – игрушка. Он сравнительно ничто.
29. «Причина» космоса.
30. Свойства «причины».
31. От нее можно ждать только блага.
VI. Иерархия причины .
5 сентября 1933 г.
Бесконечность
Материя выражается соединением времени, пространства, силы и чувства (факт: где есть чувство, там есть и материя, и наоборот – где есть материя, там есть и чувство, хотя бы и близкое к нулю). Эти 4 свойства материи неотделимы друг от друга, то есть в отдельности не существуют. Если мы замечаем где-нибудь, например, пространство, то там же будут и остальные три качества материи.
Отсюда вывод: так как время бесконечно, то бесконечно и распространение материи с ее четырьмя свойствами. Значит, бесконечны также пространство, сила и чувство (ощущение), то есть они везде и всегда есть. Но что такое бесконечность? Известная астрономам вселенная с ее атрибутами нам кажется поражающей величины. Громадны размеры небесных тел, их расстояния, диаметры млечных путей, их расстояния, величина Эфирного Острова, то есть всей известной вселенной. Еще большими числами выражается ее объем. Последующая таблица показывает эти величины.
Объясним значение всех ее столбцов по порядку.
1. Название небесных тел, их групп и расстояний.
2. Линейные протяжения их в километрах. Последнее внизу число выражает величину поперечника всей известной вселенной, состоящей примерно из миллиона млечных путей, или спиральных туманностей. Каждая из туманностей содержит примерно 100 миллиардов солнц. Каждое солнце окружено примерно десятком больших планет. Таким образом, известная вселенная, или Эфирный Остров, содержит не менее триллиона (1018) больших планет. Не менее десятой доли их (1017) пригодно к жизни. Их столько, что каждому жителю Земли можно бы подарить 50 миллионов больших планет, пригодных к жизни, и столько же солнц.
3. Третий столбец показывает, в какое время луч света пробегает эти расстояния. Он в секунду проходит 300 000 километров. И при такой скорости нужно 200 миллионов лет, чтобы пробежать известную вселенную из конца в конец.
4. Отношения величин к диаметру Луны.
5. То же – к диаметру Земли.
6. Отношения к расстоянию между Землей и Луной.
7. То же – к диаметру Солнца.
8. К расстоянию Меркурия от Солнца.
9. Отношения к расстоянию Земли от Солнца.
10. К поперечнику нашей планетной системы.
11. К расстоянию до соседних солнц.
12. К диаметру Млечного Пути.
13. К расстоянию соседних млечных путей.
14. Отношения ближайших чисел, то есть во сколько раз последующее больше предыдущего.
Световой год означает протяжение, которое принимается приблизительно в десять биллионов (1013) километров, то есть столько в год проходит свет.
В три секунды он пробегает около миллиона километров. Надо с такой умопомрачительной скоростью двигаться 200 миллионов лет, чтобы пролететь известную вселенную из конца в конец. Объем этой вселенной равен 4×1064 куб[ический] км = 4×1091 куб[ический] микрон. Микрон составляет тысячную долю миллиметра. Куб[ический] микрон – невидимая простым глазом пылинка. Линейный миллимикрон еще в тысячу раз меньше. Кубических миллимикронов во вселенной будет 4×10100. [Кубический] миллимикрон – уже невидимая частица.
Мы приводим пример громадных чисел. Кажется, сколько должно быть таких частиц во всей известной вселенной!!! Однако это число далеко не бесконечность.
Воображение выше всей той реальности, которую мы знаем.
Вот числа: 1, 22, 3/3/ или, вообще, условно Х/х/, где х повторяется показателем степени /х/ раз без единицы (х – 1).
Вычислим: 1 = 1; 22 = 4; 3/3/ = З21 = 7 625 597 484 987, то есть более семи биллионов. Если х = 4, то получим 10 в некоторой степени. Показатель этой степени будет приблизительно единица со 154 нулями, то есть много более дециллиона (1060) в квадрате. Объем известной вселенной в куб[ических] миллимикронах выражается десятью с показателем меньше 101. Во сколько же раз это едва вообразимое число меньше 4/4/? Одних нулей в этом числе будет чуть не дециллион в кубе (10154).
Объем всей известной вселенной, выраженной даже в объемах самых малых атомов, совершенный нуль в сравнении с числом вида Х/х/, если в нем х = 4. Что же, если х = 5 или больше! Что, если /х/ есть число вида Y/y/, где /у/ есть число вида /z/!!!
Ведь даже число 5/5/ уже совершенно не может даже представить себе человек! У меня все путается в голове, когда я хочу предпринять эту попытку…
Есть ли в природе соответствие этим числам? Никто не отрицает, что время бесконечно. А раз оно бесконечно, то и все написанные нами числа, хотя бы способом Х/х/, совершенно ничтожны в сравнении с бесконечным временем. Но если время бесконечно, то будет бесконечно и распространение пространства материи и чувства.
Какой же вывод? А вот какой: все известное нам о вселенной – совершенный нуль в сравнении с неизвестным.
Если человеческий мозг путается перед числом 5, то как же он будет путаться перед бесконечностью? Если известная вселенная поражает человека до отупения, если его ум – нуль в сравнении с нею, то каков же он по отношению к неизвестной бесконечной вселенной! Если на каждом шагу она приводит нас в изумление и поражает своими неожиданными свойствами, то как же может нас поразить истинная бесконечная вселенная!!!
Какие бы мы чудеса ни вообразили – она даст бесконечно больше. Их не может себе представить ум, который даже в миллион раз выше человеческого.
23 января 1933 г.