Начатки магии на первых ступенях развития


Человечества

языческих религиях, как только является на сцену жрец со

Â

своим посредничеством между человеком и божеством, появ-

ляются слабые отблески той магии и того колдовства, кото-

рые с постепенным развитием человечества достигли таких огром-

ных размеров.

И в лишенном света откровения человеке всегда есть потреб-

ность искания божества и его помощи, которому он старается удо-

влетворять, как знает. С дальнейшим развитием в дикаре является

более требовательности, он не удовлетворяется собственным пред-

ставлением о божестве и поклонении ему, — он ищет поверки и под-

тверждения своего верования, своего представления, своего убеж-

дения. Между тем в обществе всегда есть люди, которым доверяют и

которых уважают за их ум и опытность. К ним дикарь и обращается

в своих недоумениях о божестве — но не более.

Значить, здесь главную роль играют ум и опытность. С течением

времени эти люди делаются посредствующими между Богом и че-

ловеком, т. е. жрецами. Будучи созданы обществом, его религиоз-

ной потребностью, жрецы нередко брали верх над религиозной

потребностью человечества и вместо того, чтобы служить ей, они

злоупотребляли ею из-за личных видов. Из людей сведущих, опыт-

пых, жрецы дикого общества стараются составить особое сословие,

к которому нелегко открывается доступ. К этому ведет целый ряд

испытаний и очищений, которые постепенно приближают человека

к божеству; сюда относятся пост, истязания, долговременное приго-

товление и пр. 1 . Не сознавая нравственной силы своего звания, жре-

цы на этой ступени развития смотрят на свое звание, как на ре-

месло, дающее жрецу средства к жизни и вызывающее в среде,

его окружающей, любовь и уважение к нему. Желая закрепить за

собою право посредничества между божеством и человеком, жрецы

всегда старались возвысить в глазах массы свое звание, — и для

достижения этой цели прибегали к различным средствам. Мы уже

сказали, что для поступления в жреческое сословие, нужны были




особенные приготовления. Описывать их мы не будем, потому что

они не относятся к нашему вопросу; мы заметим здесь только, что

для поступления напр. в шаманы требовались особенные признаки,

которые составляют исключительную особенность некоторых. Ша-

маны говорят, что человек для поступления в их сословие должен



Lafiteau, Moeurs des Sauvages I, 330.

167 Начатки магии на первых ступенях развития - student2.ru



иметь внутреннее к тому призвание и особенное душевное настрое-

ние, т. е. частые обмороки, дичание, исступление и вообще характер

задумчивый, нелюдимый и мрачный. Кроме этого, требовалась еще

известного рода ловкость1 . Понятно, что здоровый физически и

нравственно человек не имел прав на поступление в жрецы. Дело в

том, что болезненное настроение духа необходимо было для жре-

ческих операций. Из практических расчетов жрецы доказывали мас-

се, что для общения с божеством и для посредничества между ним и

человеком необходимо таинственное ведение, знание воли божест-

ва и искусство умолять его. Жрец призывал божество при посред-

стве таинственных заклинаний и слов, которые никому, кроме жре-

ца, не были известны. Жрец, по его словам, мог заставить божество

исполнить известную просьбу, потому что он имеет власть над

божеством2 . Далее жрец удовлетворял и другим потребностям ди-

каря; последний обращался к жрецу за объяснением причин раз-

личных разрушительных действий природы, просил объяснять

смысл знаменательных снов, разгадать будущее, — и жрец не отка-

зывался удовлетворять желанию просителя, потому что он за эти

услуги пользовался приношениями просителей. Как он удовлетво-

рял просьбе просителя — это вопрос другой. Причины разрушитель-

ных действий природы он, конечно, не мог знать по своему неве-

жеству, и если объяснял разрушительные действия, то причину их

находил в божестве — фетише, т. е. камне или деревяшке. Сны

также объяснял по усмотрению, как и угадывал будущее. Чтобы при-

дать более значения своим объяснениям и гаданиям, жрец ссылался

на авторитет божества, которое открыло ему эти тайны вследствие

заклинаний. Неисполнение предсказаний нисколько не смущало

жреца; вследствие заклинаний божества он находил благовидные

причины неисполнения предсказанного.

Корыстное чувство заставляло часто жреца выставлять свои обя-

занности и труды тяжелыми и опасными; обязанности эти часто

сопровождались страшными обрядами, исступлением и конвульсия-

ми жреца при приближении, по его словам, божества и проч. 3

Из этих кратких замечаний видно, что с появлением жреца яви-

лась и магия, выражающаяся в заклинаниях, в таинственных сло-

вах, в ведении воли божества, в толковании снов, в гадании о буду-

щем и т. п. В этих начатках магии видны только грубость, невеже-

ство и обман легковерной массы со стороны жрецов, недобросовест-

ность, шарлатанство и обман которых извиняются только их совер-

шенной неразвитостью, грубостью и невежеством.

С течением времени магия принимает гораздо более широкие

размеры. В это время магик повелевает и управляет духами, совер-

шает чудеса, исцеляет от болезни и т. п.



Нил, Архиеписк. Ярославский. Буддизм. СПб., 1858 г., с. 241.

Сauche, Rel. de l’ile Madagascar.

Leveque, Excurs. sur le schamanisme, 298.

168 Начатки магии на первых ступенях развития - student2.ru



По преданиям и легендам буддийским, древние шаманы пред-

ставляются глубокими знатоками черной и белой магии. Шаманы

умели, посредством магии, изгонять злых духов из домов. Бук или

домовой, поселившись в юрте, не давал покоя живущим в юрте ни

днем, ни ночью. Один только шаман может изгнать из жилища Бу-

ка. Онгоны злые, или души злых людей, наносят поветрия, причи-

няют тяжкие болезни, губят людей, изнуряют скот: словом, они бич

того племени, в котором они водворились. Шаман может посред-

ством магии изгонять и онгонов не только из человека, но и из жи-

лища. Добрых духов шаманы через магию же умеют умилостив-

лять. Таким образом, шаманы посредством магии властвуют над ду-

хами. Этого мало. Они могут творить чудеса. Мы укажем на неко-

торые из этих чудес: они могут исцелять всех родов болезни и не-

достатки. Могут производить белое тяжеловесное семечко (пыл-

ден), обладающее притягательной силой. Они умеют производить

зелено-желтые изумительных свойств пилюли. Пилюли эти, равно

как и пылден, считаются даром неба и по его благословению они

зарождаются то в волосах у пустынножителей, то в священных кни-

гах, а иногда падают с неба; чаще же добываются руками правед-

ников из той пещеры, в которой дни невинности проводил Шара

бичли бакши. Пылден и пилюли влагаются в уста умирающему, что-

бы избавить его от влияния демонов и открыть путь к счастливой

будущности. Они могли, т. е. шаманы, резать тело у себя и у других

без малейших вредных последствий. Шаманы могли летать по под-

небесью. Знали тайну становиться невидимыми, когда только захо-

тят. Они имели доступ и проходили все места и на земле и под зем-

лей. Они могли все видеть, предвидеть. Несомненно, что они имели

власть и над животными. Итак, шаманы при посредстве магии зап-

равляли чуть ли не всем миром. Если верить всем легендам буд-

дийскпм о магии шаманов, то невольно необходимо удивиться их

могучей силе, почти безграничной власти и тому дару ведения, ко-

торым они наделены были вследствие знания магии.

Странным представляется здесь один очень замечательный факт,

на который нельзя не обратить внимания. По естественным законам

мышления, могущество и ведение шаманов, добытые посредством

магии, должны развиваться все более и более; а между тем факт

говорит противное. С течением времени магическое могущество

шаманов начало падать и наконец совершенно поражено Шигему-

нием.

Из легенд буддийских видно, что Шигемуни, явившись на пирше-

ство, на котором все лучшие места были заняты шаманами, взгля-

нул гневно на шаманов, — и последние поколебались, как былинки,

и мгновенно очутились за дальнейшими рядами, будучи отброше-

ны туда невидимой силой. Этот скандал, совершившийся с шестью-

стами человек, всех, исключая шаманов, изумил. Привыкши с дет-

ства к оргиям, шаманы думали, что Шигемуни произвел не более,




как потешный фокус, — и потому, желая занять прежние места, они

ринулись сквозь ряды. Но напрасно. Жалкие ратоборцы принужде-

ны были уступить победу Шигемуни. Далее, когда шаманы хотели

умыть, по обычаю, руки, вода окаменела. Во время самого пирше-

ства, подносимые им блюда так быстро улетали, что им не удава-

лось даже и прикоснуться к блюдам. Эти мистификации заставили

шаманов бежать. Шаманы решились вступить в борьбу или, по край-

ней мере, вступить в спор с Шигемунием. Правда, что Шигемуни сна-

чала бегал от шаманов, но наконец покончил с шаманами дело в

несколько часов. Не удостоив шаманов, которые явились для диалек-

тического спора, ни словом, ни взглядом, Шигемуни решил участь

шаманов одним мановением руки. Как только он коснулся своего

седалища, оно потряслось и вместе с тем раздался дикий голос, по-

хожий на рев слона: вышел из земли огонь, и явились гении, кото-

рые в виде грозных богатырей ринулись на шаманов и стали по-

ражать их. Несчастные искали спасения в бегстве; но река прегра-

дила им путь, — и они почти все погибли1 .

Кто сколько-нибудь мыслящий поверит, что все эти легенды ис-

тинны, а не вымысел буддистов? Борьба шаманов с буддистами не-

сомненно была и буддизм наконец одержал верх. Но верить легенде

о борьбе Шигемуния с шаманами совершенно нелепо. Буддийские

книги, как и мифология Греков, переполнены такими чудесами, ко-

торым нет никакой ни возможности, ни надобности верить. О бра-

минах, факирах индийских, подвизающихся в настоящее время, рас-

сказывают тоже очень много чудесного, но кто же станет верить этой

болтовне рассказчиков.

Магию фетишей мы постараемся объяснить естественным обра-

зом. Средоточие фетишского культа составляет, как мы видели, вол-

шебство. Фетишист, желая владычествовать над явлениями при-

роды и действиями злых духов, враждебных его желаниям и целям,

старается достигнуть этого владычества волхвованиями и заклина-

ниями. Заклинания бывают нескольких родов: заклинания приро-

ды, заклинания божества, заклинания злых духов и заклинания от-

шедших душ. В первом случае волшебник или магик стремится ис-

пытать магическую силу воли над силами природы и, конечно, ни-

когда не достигает своей цели, потому что погода напр., или ветры

никогда не изменяли своего естественного, совершающегося по за-

конам природы, течения вследствие заклинания волшебников. Са-

ми магики убедились потом в этом, перестали рассчитывать на ма-

гическую силу воли, а начали присматриваться к явлениям приро-

ды, изучать их законы и причины и таким образом положили на-

чало белой магии. В последних трех случаях магик старается под-

чинить своему желанию и поставить от себя в зависимость божест-

во. Если магики хоть сколько-нибудь понимали, что подчинить себе



Эти сведения о шаманах и их борьбе с Шигемунием заимствованы нами из соч. «Буд-

дизм» Нила, Архиепископа Ярославского.




божество — вещь немыслимая, — а это с течением времени они

поняли, то это было в высшей степени низко с их стороны потому,

что они обманывали массу и оскорбляли уважаемое ими божество.

Далее магик старался разрушить враждебную силу злых духов си-

лой воли, доведенной до высшего напряжения и энергии и господ-

ствовать над этими воображаемыми силами. Как злые духи, так души

усопших, по мнению фетишистов, скитаются ночью по разным ме-

стам и обитают во внутренности земли, в расселинах, безднах, го-

рах, рощах, в солнце, звездах и проч., — и стараются причинить вред

человеку. И потому из опасения вредных действий от душ усопших

и злых духов (напр., Онгонов и Бука шаманы заклинали и изгоняли),

то молились им, то заклинали и изгоняли их.

Волшебство или заклинание производилось или просто выраже-

нием воли заклинателя, как делают напр. заклинатели ветров и

погоды, встречающиеся во всех естественных религиях, или употре-

блением особенных внешних средств при помощи магических прие-

мов и орудий. Из этой формы естественной религии вышли предзна-

менования (во сне), предсказания, ворожба, рассказы о чудесах ма-

гиков (напр. низведение луны с неба) и удержались и на высших

ступенях естественной религии. Очевидно, что стремления волшеб-

ников владычествовать над духами и душами усопших не что иное,

как жалкая борьба человека с пустыми призраками собственного

воображения. С течением времени магики вступили в дружеские

сношения с злыми духами, но эти сношения такая же пустая мечта,

как и борьба.

Что такое, в самом деле, заклинания? Божеству не было расчета

сообщать жрецам эти таинственные заклинания, потому что жрецы

старались подчинить себе божество. Да и мог ли бог-фетиш сооб-

щить что-нибудь? Волшебники заклинали злых духов, и поэтому

уже духи не сообщили бы из собственных расчетов. Очевидно, что

заклинание — собственное изобретение колдунов. Итак, можно ли

им дать какое-нибудь значение? Очевидно, нельзя. Что же это были

бы за духи и божества, которые, по самому понятию о них, должны

быть выше человека, но которые подчиняются ему из-за нескольких

слов? Каким путем дошли волшебники до такого таинственного ве-

дения? И чего мог добиться человек от такого божества, которое бы-

ло камень или дерево? Духов и усопших душ волшебник тем более

не мог заклинать. Понятно, что заклинания посредством таинст-

венных слов — очевидная нелепость. И если волшебники действи-

тельно употребляли какие-нибудь таинственные слова при так назы-

ваемых заклинаниях, то это не более как жалкое самообольщение

волшебников. Если же этих слов вовсе не было, а только волшебни-

ки обманывали народ, в таком случае они были самыми низкими

людьми, тем более, что им народ слишком доверял. Еще несостоя-

тельнее был заклинание и волхование при посредстве внешних ору-

дий, конечно, магических, или приемов. Это самое жалкое состоя-




ние волшебника. Волшебники или жрецы отличались от толпы одеж-

дой, барабаном, палкой и т. п. На кудеснической одежде по обоим

плечам. на спине между плечами и на рукавах снизу под локтями

пришиваемы были замшевые или суконные привески. Эти привески

исцеляли будто бы от болезней 1 .

Одежда шаманов описана в «Буддизме» Нила, Архиепископа

ярославского. Барабан был особенно устроен; но, к сожалению, мы

не знаем этого устройства.

Посредством насильственного потрясения нервов, одуряющих на-

питков и чада, музыки и пляски, изнурительного поста и т. п., вол-

шебник производит в себе то напряженное состояние духа, которое

часто переходит в судороги, помешательство, падучую болезнь, и ко-

торое, как думают, наиболее благоприятствует целям колдовства.

Не жалкое ли это состояние? Через пользование упомянутыми сред-

ствами ничего не в состоянии заколдовать: но что он с каждым ра-

зом слабеет физически, тупеет умственно и растлевается нравствен-

но, в этом нет никакого сомнения. Фетишизм с его представителя-

ми-кудесниками существует еще и теперь у многих языческих наро-

дов. В некоторых странах волшебство весьма развито. Там, где масса

нисколько не развита, суеверна, заражена предрассудками, — там,

говорим, волшебников очень много и они пользуются большим по-

четом и значением. Напротив, где народ начинает развиваться, там

кудесники постепенно падают.

∆ ∆ ∆



Это было у Самоедов. Смотр. «Памятник трудов правосл. благовестников русских с 1793 до

1853 г.». М., 1857 г. Стр. 72.



ГЛАВА XIХ

Наши рекомендации