Начатки магии на первых ступенях развития
Человечества
языческих религиях, как только является на сцену жрец со
Â
своим посредничеством между человеком и божеством, появ-
ляются слабые отблески той магии и того колдовства, кото-
рые с постепенным развитием человечества достигли таких огром-
ных размеров.
И в лишенном света откровения человеке всегда есть потреб-
ность искания божества и его помощи, которому он старается удо-
влетворять, как знает. С дальнейшим развитием в дикаре является
более требовательности, он не удовлетворяется собственным пред-
ставлением о божестве и поклонении ему, — он ищет поверки и под-
тверждения своего верования, своего представления, своего убеж-
дения. Между тем в обществе всегда есть люди, которым доверяют и
которых уважают за их ум и опытность. К ним дикарь и обращается
в своих недоумениях о божестве — но не более.
Значить, здесь главную роль играют ум и опытность. С течением
времени эти люди делаются посредствующими между Богом и че-
ловеком, т. е. жрецами. Будучи созданы обществом, его религиоз-
ной потребностью, жрецы нередко брали верх над религиозной
потребностью человечества и вместо того, чтобы служить ей, они
злоупотребляли ею из-за личных видов. Из людей сведущих, опыт-
пых, жрецы дикого общества стараются составить особое сословие,
к которому нелегко открывается доступ. К этому ведет целый ряд
испытаний и очищений, которые постепенно приближают человека
к божеству; сюда относятся пост, истязания, долговременное приго-
товление и пр. 1 . Не сознавая нравственной силы своего звания, жре-
цы на этой ступени развития смотрят на свое звание, как на ре-
месло, дающее жрецу средства к жизни и вызывающее в среде,
его окружающей, любовь и уважение к нему. Желая закрепить за
собою право посредничества между божеством и человеком, жрецы
всегда старались возвысить в глазах массы свое звание, — и для
достижения этой цели прибегали к различным средствам. Мы уже
сказали, что для поступления в жреческое сословие, нужны были
особенные приготовления. Описывать их мы не будем, потому что
они не относятся к нашему вопросу; мы заметим здесь только, что
для поступления напр. в шаманы требовались особенные признаки,
которые составляют исключительную особенность некоторых. Ша-
маны говорят, что человек для поступления в их сословие должен
Lafiteau, Moeurs des Sauvages I, 330.
167
иметь внутреннее к тому призвание и особенное душевное настрое-
ние, т. е. частые обмороки, дичание, исступление и вообще характер
задумчивый, нелюдимый и мрачный. Кроме этого, требовалась еще
известного рода ловкость1 . Понятно, что здоровый физически и
нравственно человек не имел прав на поступление в жрецы. Дело в
том, что болезненное настроение духа необходимо было для жре-
ческих операций. Из практических расчетов жрецы доказывали мас-
се, что для общения с божеством и для посредничества между ним и
человеком необходимо таинственное ведение, знание воли божест-
ва и искусство умолять его. Жрец призывал божество при посред-
стве таинственных заклинаний и слов, которые никому, кроме жре-
ца, не были известны. Жрец, по его словам, мог заставить божество
исполнить известную просьбу, потому что он имеет власть над
божеством2 . Далее жрец удовлетворял и другим потребностям ди-
каря; последний обращался к жрецу за объяснением причин раз-
личных разрушительных действий природы, просил объяснять
смысл знаменательных снов, разгадать будущее, — и жрец не отка-
зывался удовлетворять желанию просителя, потому что он за эти
услуги пользовался приношениями просителей. Как он удовлетво-
рял просьбе просителя — это вопрос другой. Причины разрушитель-
ных действий природы он, конечно, не мог знать по своему неве-
жеству, и если объяснял разрушительные действия, то причину их
находил в божестве — фетише, т. е. камне или деревяшке. Сны
также объяснял по усмотрению, как и угадывал будущее. Чтобы при-
дать более значения своим объяснениям и гаданиям, жрец ссылался
на авторитет божества, которое открыло ему эти тайны вследствие
заклинаний. Неисполнение предсказаний нисколько не смущало
жреца; вследствие заклинаний божества он находил благовидные
причины неисполнения предсказанного.
Корыстное чувство заставляло часто жреца выставлять свои обя-
занности и труды тяжелыми и опасными; обязанности эти часто
сопровождались страшными обрядами, исступлением и конвульсия-
ми жреца при приближении, по его словам, божества и проч. 3
Из этих кратких замечаний видно, что с появлением жреца яви-
лась и магия, выражающаяся в заклинаниях, в таинственных сло-
вах, в ведении воли божества, в толковании снов, в гадании о буду-
щем и т. п. В этих начатках магии видны только грубость, невеже-
ство и обман легковерной массы со стороны жрецов, недобросовест-
ность, шарлатанство и обман которых извиняются только их совер-
шенной неразвитостью, грубостью и невежеством.
С течением времени магия принимает гораздо более широкие
размеры. В это время магик повелевает и управляет духами, совер-
шает чудеса, исцеляет от болезни и т. п.
Нил, Архиеписк. Ярославский. Буддизм. СПб., 1858 г., с. 241.
Сauche, Rel. de l’ile Madagascar.
Leveque, Excurs. sur le schamanisme, 298.
168
По преданиям и легендам буддийским, древние шаманы пред-
ставляются глубокими знатоками черной и белой магии. Шаманы
умели, посредством магии, изгонять злых духов из домов. Бук или
домовой, поселившись в юрте, не давал покоя живущим в юрте ни
днем, ни ночью. Один только шаман может изгнать из жилища Бу-
ка. Онгоны злые, или души злых людей, наносят поветрия, причи-
няют тяжкие болезни, губят людей, изнуряют скот: словом, они бич
того племени, в котором они водворились. Шаман может посред-
ством магии изгонять и онгонов не только из человека, но и из жи-
лища. Добрых духов шаманы через магию же умеют умилостив-
лять. Таким образом, шаманы посредством магии властвуют над ду-
хами. Этого мало. Они могут творить чудеса. Мы укажем на неко-
торые из этих чудес: они могут исцелять всех родов болезни и не-
достатки. Могут производить белое тяжеловесное семечко (пыл-
ден), обладающее притягательной силой. Они умеют производить
зелено-желтые изумительных свойств пилюли. Пилюли эти, равно
как и пылден, считаются даром неба и по его благословению они
зарождаются то в волосах у пустынножителей, то в священных кни-
гах, а иногда падают с неба; чаще же добываются руками правед-
ников из той пещеры, в которой дни невинности проводил Шара
бичли бакши. Пылден и пилюли влагаются в уста умирающему, что-
бы избавить его от влияния демонов и открыть путь к счастливой
будущности. Они могли, т. е. шаманы, резать тело у себя и у других
без малейших вредных последствий. Шаманы могли летать по под-
небесью. Знали тайну становиться невидимыми, когда только захо-
тят. Они имели доступ и проходили все места и на земле и под зем-
лей. Они могли все видеть, предвидеть. Несомненно, что они имели
власть и над животными. Итак, шаманы при посредстве магии зап-
равляли чуть ли не всем миром. Если верить всем легендам буд-
дийскпм о магии шаманов, то невольно необходимо удивиться их
могучей силе, почти безграничной власти и тому дару ведения, ко-
торым они наделены были вследствие знания магии.
Странным представляется здесь один очень замечательный факт,
на который нельзя не обратить внимания. По естественным законам
мышления, могущество и ведение шаманов, добытые посредством
магии, должны развиваться все более и более; а между тем факт
говорит противное. С течением времени магическое могущество
шаманов начало падать и наконец совершенно поражено Шигему-
нием.
Из легенд буддийских видно, что Шигемуни, явившись на пирше-
ство, на котором все лучшие места были заняты шаманами, взгля-
нул гневно на шаманов, — и последние поколебались, как былинки,
и мгновенно очутились за дальнейшими рядами, будучи отброше-
ны туда невидимой силой. Этот скандал, совершившийся с шестью-
стами человек, всех, исключая шаманов, изумил. Привыкши с дет-
ства к оргиям, шаманы думали, что Шигемуни произвел не более,
как потешный фокус, — и потому, желая занять прежние места, они
ринулись сквозь ряды. Но напрасно. Жалкие ратоборцы принужде-
ны были уступить победу Шигемуни. Далее, когда шаманы хотели
умыть, по обычаю, руки, вода окаменела. Во время самого пирше-
ства, подносимые им блюда так быстро улетали, что им не удава-
лось даже и прикоснуться к блюдам. Эти мистификации заставили
шаманов бежать. Шаманы решились вступить в борьбу или, по край-
ней мере, вступить в спор с Шигемунием. Правда, что Шигемуни сна-
чала бегал от шаманов, но наконец покончил с шаманами дело в
несколько часов. Не удостоив шаманов, которые явились для диалек-
тического спора, ни словом, ни взглядом, Шигемуни решил участь
шаманов одним мановением руки. Как только он коснулся своего
седалища, оно потряслось и вместе с тем раздался дикий голос, по-
хожий на рев слона: вышел из земли огонь, и явились гении, кото-
рые в виде грозных богатырей ринулись на шаманов и стали по-
ражать их. Несчастные искали спасения в бегстве; но река прегра-
дила им путь, — и они почти все погибли1 .
Кто сколько-нибудь мыслящий поверит, что все эти легенды ис-
тинны, а не вымысел буддистов? Борьба шаманов с буддистами не-
сомненно была и буддизм наконец одержал верх. Но верить легенде
о борьбе Шигемуния с шаманами совершенно нелепо. Буддийские
книги, как и мифология Греков, переполнены такими чудесами, ко-
торым нет никакой ни возможности, ни надобности верить. О бра-
минах, факирах индийских, подвизающихся в настоящее время, рас-
сказывают тоже очень много чудесного, но кто же станет верить этой
болтовне рассказчиков.
Магию фетишей мы постараемся объяснить естественным обра-
зом. Средоточие фетишского культа составляет, как мы видели, вол-
шебство. Фетишист, желая владычествовать над явлениями при-
роды и действиями злых духов, враждебных его желаниям и целям,
старается достигнуть этого владычества волхвованиями и заклина-
ниями. Заклинания бывают нескольких родов: заклинания приро-
ды, заклинания божества, заклинания злых духов и заклинания от-
шедших душ. В первом случае волшебник или магик стремится ис-
пытать магическую силу воли над силами природы и, конечно, ни-
когда не достигает своей цели, потому что погода напр., или ветры
никогда не изменяли своего естественного, совершающегося по за-
конам природы, течения вследствие заклинания волшебников. Са-
ми магики убедились потом в этом, перестали рассчитывать на ма-
гическую силу воли, а начали присматриваться к явлениям приро-
ды, изучать их законы и причины и таким образом положили на-
чало белой магии. В последних трех случаях магик старается под-
чинить своему желанию и поставить от себя в зависимость божест-
во. Если магики хоть сколько-нибудь понимали, что подчинить себе
Эти сведения о шаманах и их борьбе с Шигемунием заимствованы нами из соч. «Буд-
дизм» Нила, Архиепископа Ярославского.
божество — вещь немыслимая, — а это с течением времени они
поняли, то это было в высшей степени низко с их стороны потому,
что они обманывали массу и оскорбляли уважаемое ими божество.
Далее магик старался разрушить враждебную силу злых духов си-
лой воли, доведенной до высшего напряжения и энергии и господ-
ствовать над этими воображаемыми силами. Как злые духи, так души
усопших, по мнению фетишистов, скитаются ночью по разным ме-
стам и обитают во внутренности земли, в расселинах, безднах, го-
рах, рощах, в солнце, звездах и проч., — и стараются причинить вред
человеку. И потому из опасения вредных действий от душ усопших
и злых духов (напр., Онгонов и Бука шаманы заклинали и изгоняли),
то молились им, то заклинали и изгоняли их.
Волшебство или заклинание производилось или просто выраже-
нием воли заклинателя, как делают напр. заклинатели ветров и
погоды, встречающиеся во всех естественных религиях, или употре-
блением особенных внешних средств при помощи магических прие-
мов и орудий. Из этой формы естественной религии вышли предзна-
менования (во сне), предсказания, ворожба, рассказы о чудесах ма-
гиков (напр. низведение луны с неба) и удержались и на высших
ступенях естественной религии. Очевидно, что стремления волшеб-
ников владычествовать над духами и душами усопших не что иное,
как жалкая борьба человека с пустыми призраками собственного
воображения. С течением времени магики вступили в дружеские
сношения с злыми духами, но эти сношения такая же пустая мечта,
как и борьба.
Что такое, в самом деле, заклинания? Божеству не было расчета
сообщать жрецам эти таинственные заклинания, потому что жрецы
старались подчинить себе божество. Да и мог ли бог-фетиш сооб-
щить что-нибудь? Волшебники заклинали злых духов, и поэтому
уже духи не сообщили бы из собственных расчетов. Очевидно, что
заклинание — собственное изобретение колдунов. Итак, можно ли
им дать какое-нибудь значение? Очевидно, нельзя. Что же это были
бы за духи и божества, которые, по самому понятию о них, должны
быть выше человека, но которые подчиняются ему из-за нескольких
слов? Каким путем дошли волшебники до такого таинственного ве-
дения? И чего мог добиться человек от такого божества, которое бы-
ло камень или дерево? Духов и усопших душ волшебник тем более
не мог заклинать. Понятно, что заклинания посредством таинст-
венных слов — очевидная нелепость. И если волшебники действи-
тельно употребляли какие-нибудь таинственные слова при так назы-
ваемых заклинаниях, то это не более как жалкое самообольщение
волшебников. Если же этих слов вовсе не было, а только волшебни-
ки обманывали народ, в таком случае они были самыми низкими
людьми, тем более, что им народ слишком доверял. Еще несостоя-
тельнее был заклинание и волхование при посредстве внешних ору-
дий, конечно, магических, или приемов. Это самое жалкое состоя-
ние волшебника. Волшебники или жрецы отличались от толпы одеж-
дой, барабаном, палкой и т. п. На кудеснической одежде по обоим
плечам. на спине между плечами и на рукавах снизу под локтями
пришиваемы были замшевые или суконные привески. Эти привески
исцеляли будто бы от болезней 1 .
Одежда шаманов описана в «Буддизме» Нила, Архиепископа
ярославского. Барабан был особенно устроен; но, к сожалению, мы
не знаем этого устройства.
Посредством насильственного потрясения нервов, одуряющих на-
питков и чада, музыки и пляски, изнурительного поста и т. п., вол-
шебник производит в себе то напряженное состояние духа, которое
часто переходит в судороги, помешательство, падучую болезнь, и ко-
торое, как думают, наиболее благоприятствует целям колдовства.
Не жалкое ли это состояние? Через пользование упомянутыми сред-
ствами ничего не в состоянии заколдовать: но что он с каждым ра-
зом слабеет физически, тупеет умственно и растлевается нравствен-
но, в этом нет никакого сомнения. Фетишизм с его представителя-
ми-кудесниками существует еще и теперь у многих языческих наро-
дов. В некоторых странах волшебство весьма развито. Там, где масса
нисколько не развита, суеверна, заражена предрассудками, — там,
говорим, волшебников очень много и они пользуются большим по-
четом и значением. Напротив, где народ начинает развиваться, там
кудесники постепенно падают.
∆ ∆ ∆
Это было у Самоедов. Смотр. «Памятник трудов правосл. благовестников русских с 1793 до
1853 г.». М., 1857 г. Стр. 72.
ГЛАВА XIХ