Тема III. Развитие в среднем детстве (6-12 лет)

Задание для контрольной работы по психологии развития человека в образовании для студентов заочной формы обучения.

Контрольная работа представляет собой совокупность конспектов по ключевым темам психологии развития человека в образовании. Есть два способа защитить контрольную работу.

1) Сделать работу в печатном виде и ответить устно на вопросы по работе (пройти собеседование).

2) Написать контрольную рукописно. В этом случае процедура собеседования может быть пропущена.

Информация из англоязычных источников может быть приведена на русском или английском языке.

Допустимо выполнение на листах формата A4 или в тетради. Примерный объем 30-40 страниц. Обязательно наличие титульного листа, соблюдение в тексте предложенной структуры заданий по темам, пунктам и подпунктам (I, 1, 1.1. и т.д.). Файл с подробными правилами оформления письменных работ САФУ и справочный файл по оформлению списка литературы прилагаются.

Все необходимые источники - учебники, статьи, пособия - находятся в папке с заданием.

Тема I. Развитие в период новорожденности и младенчества.

Литература

a) Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В.Д.Сонькин,Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

b) Би Х. Развитие ребенка. - 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

c) Крайг Г. Психология развития. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

d) Shaffer D.R., Kipp K. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. (9th edition). Thomson Wadsworth, 2014.

1. Общая характеристика младенческого возраста, поведение младенца, двигательное развитие(объем 2-3 стр.).

1.1. Общая характеристика младенческого возраста (Би. С. 702, рис. 16.1)

1.2. Основные состояния сна и бодрствования у младенца (Би. С. 149. Табл. 3.5)

1.3. Рефлексы новорожденного (Крайг, 2002. С. 212. Табл. 5.2).

1.4. Оценка статуса новорожденного по шкале Апгар (Би. С. 135-136. Табл. 3.2).

1.5. Общие особенности физического развития младенца (Крайг, 2002. С. 217-224, кратко).

1.6. Развитие движений (Безруких. С. 329-331, 347-348, кратко).

2. Когнитивное развитие(объем 2-3 стр.).

2.1. Психофизиологическая характеристика развития ребенка 1-го года жизни (Безруких. С. 342-343. Табл. 15).

2.2. Развитие интеллекта. Основные понятия теории Ж.Пиаже: схема, адаптация, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание, организация (Shaffer&Kipp. P. 202-204).

2.3. 4 стадии развития интеллекта по Пиаже (Shaffer&Kipp,. P. 205-206).

2.4. Сенсомоторная стадия по Пиаже (Би. С. 267. Табл. 6.1)

3. Развитие речи(объем 1-2 стр.).

3.1. Вехи речевого развития (Крайг, 2002. С. 271. Табл. 6.2).

3.2. Первые слова и их значения. Примеры семантической сверхгенерализации (Крайг, 2002. С. 279-282. Табл. 6.3).

3.3. Двухсловные предложения, телеграфная речь (Крайг, 2002. С. 282-284).

4. Психосоциальное развитие(объем 1-2 стр.).

4.1. Три типа темперамента младенцев по А. Томасу и С. Чесе (Би. С. 160).

4.2. Появление эмоций у детей (Би. С.147-148. Табл. 3.4).

4.3. Классификация привязанности по безопасности/небезопасности, основанная на использовании процедуры незнакомой ситуации Айнсворт (Би. С. 499, табл. 11.1).

4.4. Привязанность ребенка к родителям. Фазы развития привязанности по Боулби (Би. С. 487-491).

Тема II. Развитие в раннем детстве (2-6 лет).

Литература

a) Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В.Д.Сонькин,Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

b) Би Х. Развитие ребенка. - 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

c) Виды, признаки, формы жестокого обращения с детьми // Нормативно-правовые документы и другие материалы для органов опеки и попечительства, учреждений и организаций, работающих с семьей и детьми. - Томск, 2009 (URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/18649/)

d) Информационный бюллетень ВОЗ №150. Жестокое обращение с детьми. Декабрь 2014 г. (URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs150/ru/)

e) Крайг Г. Психология развития. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

f) Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 57-68 (URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP022007/VP072057.HTM)

1. Физическое развитие(объем 1-2 стр.).

1.1. Моторное развитие дошкольников (Крайг, 2002. С. 358. Табл. 8.1).

1.2. Краткая характеристика развития скелета, головного мозга, грубой и мелкой моторики, активности ребенка (Крайг, 2002. С. 353-362).

1.3. Развитие движений (Безруких. С. 357-359).

2. Когнитивное развитие(объем 2-3 стр.).

2.1. Развитие интеллекта. Дооперациональная стадия по Ж.Пиаже (Би. С. 272-283, кратко).

2.2. Развитие памяти у дошкольников (Крайг, 2002. С. 375-378).

2.3. Языковое развитие (Крайг, 2002. С. 379-390, кратко).

3. Психосоциальное развитие(объем 2-3 стр.).

3.1. Роль игры в развитии социальных навыков: пять уровней социального взаимодействия маленьких детей по Партену (Крайг, 2002. С. 426).

3.2. Популярность и развитие социальных навыков. Качества, характерные для популярных в детском саду детей (Крайг, 2002. С. 427).

3.3. Развитие гендерных схем на протяжении раннего детства (Крайг, 2002. С. 434. Табл. 9.1).

3.4. Осознание эмоций. Эмпатия. Развитие эмпатии по Хоффману (Би. С. 535-538).

4. Родительство(объем 2-3 стр.).

4.1. Стили родительского поведения по Бомринд (Крайг, 2002. С. 439. Табл. 9.2).

4.2. Привести 6 советов родителям (Крайг, 2002. С. 447-448).

4.3. Дать характеристику 7 родительских стилей (Смирнова&Соколова. С. 61-62).

4.4. Примеры проблемных ситуаций в контексте разных родительских стилей (Смирнова&Соколова. Табл. 2).

5. Жестокое обращение с детьми(объем 2-3 стр.).

5.1. Дать определение жестокому обращению с детьми, указать основные виды, признаки и последствия (Информационный бюллетень ВОЗ №150; Виды, признаки, формы жестокого обращения с детьми).

5.2. Различные подходы к пониманию жестокого обращения с детьми (Крайг, 2002. С. 524. Табл. 11.1).

5.3. Перечислить и дать краткую характеристику 6 основных форм психологически жестокого обращения с ребенком и его последствий (Крайг, 2002. С. 525-527).

5.4. Указать 3 важнейших фактора, определяющих реакцию детей на развод родителей (Крайг, 2002. С. 519-520).

Тема III. Развитие в среднем детстве (6-12 лет).

Литература

a) Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В.Д.Сонькин,Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

b) Би Х. Развитие ребенка. - 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

c) Крайг Г. Психология развития. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

d) Лысова Н. Ф. и др. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. —
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010.

1. Физическое развитие (Крайг. С. 459-464) (объем 2-3 стр.).

1.1. Физическое и моторное развитие.

1.2. Физический рост и морфо-функциональные изменения (дополнить информацией из Безруких. С. 367-369).

1.3. Созревание скелета.

1.4. Жировые и мышечные ткани.

1.5. Развитие головного мозга.

1.6. Грубая моторика.

1.7. Мелкая моторика.

1.8. Формирование произвольных движений (Безруких. С. 370-372).

2. Когнитивное развитие(объем 3-4 стр.).

2.1. Развитие интеллекта. Стадия конкретных операций по Ж.Пиаже (Би. С. 283-293, кратко).

2.2. Обзор теорий речевого развития (Би. С.382).

2.3. Условия, способствующие развитию грамотности (Крайг, 2002. С. 476-477. Озаглавлены как «Основные компоненты грамотности»).

2.4. Критерии готовности к школе (Лысова и др. Глава 10. Объем – сократить до объема 2 страниц, особое внимание уделить критериям – медицинским и психолого-педагогическим).

3. Психосоциальное развитие(объем 1-2 стр.).

3.1. Роль игры в развитии социальных навыков: пять уровней социального взаимодействия маленьких детей по Партену (Крайг, 2002. С. 426).

3.2. Популярность и развитие социальных навыков. Качества, характерные для популярных в детском саду детей (Крайг, 2002. С. 427).

3.3. Развитие гендерных схем на протяжении раннего детства (Крайг, 2002. С. 434. Табл. 9.1).

4. Развитие Я-концепции и моральных установок(объем 2-3 стр.).

4.1. Я-концепция. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции (Крайг, 2002. С. 138-139).

4.2. Развитие Я-концепции в среднем детстве (Би. С.443-445. Объем - 8-10 предложений).

4.3. Моральное развитие по Л. Кольбергу (Би. С.543-550; Крайг. С.464-466. Таблица обязательно).

4.4. Модель просоциальных суждений Н. Айзенберг (Крайг. С. 467; Би. С.551-552).

4.5. Модель двух типов моральных суждений (ориентаций) К. Гилиган (Крайг. С. 466-467; Би. С.552-554).

Наши рекомендации