Другие примеры привидений. дин ученый юрист из Неаполя (XVI в.), по имени Александр
дин ученый юрист из Неаполя (XVI в.), по имени Александр,
Î
рассказывает: всякому известно, что в Риме существует много
домов, в которых никто не живет вследствие того, что в них
являются привидения. Как на свидетеля, он ссылается на некоего
Николая Тубу, своего друга, человека, известного своей правдиво-
стью. Туба вместе с некоторыми своими приятелями решился сам
непосредственно проверить, верно ли все то, что рассказывается об
этих домах. И вот они остаются ночевать в одном из этих домов; но-
чью, когда они были еще в совершенно бодрственном состоянии,
они вдруг увидели страшное привидение, которое своим необык-
новенно сильным криком и шумом, какой оно производило, так
напугало смельчаков, что они не знали, что делать и говорить. Но,
по мере того, как они стали приближаться к привидению со свечой,
оно, в свою очередь, начато удаляться от них и наконец совершенно
исчезло, наведя страх на весь дом.
Здесь можно бы еще рассказать о привидении, которое являлось
Синсону, одному из монахов иезуитского ордена, в Рont-à-Moussont
в тамошнем монастыре. Но я ограничусь рассказом одного случая,
записанного в сочинении под заглавием Causes Célèbres 1 , случая, ко-
торый очень пригоден для вразумления тех, которые слишком лег-
коверны в отношении к привидениям.
В замке Арсилльер в Пикардии, в известные дни года, именно
перед праздником Всех Святых, из замка выходило огромное пламя
и дым и слышны были страшный крик и вой. Самого арендатора
замка все это не очень беспокоило, потому что он сам устроил все
это. Вся деревня говорила об этих явлениях и каждый разукраши-
вал их по своему вкусу. Владетель замка захотел открыть обман и с
этой целью перед праздником Всех Святых отправился в замок с двумя
своими друзьями, твердо решившись преследовать духа и стрелять
по нему из двух добрых пистолетов. Спустя несколько дней после их
прибытия, послышался сильный шум над той комнатой, где поме-
стился владетель замка; и оба его друга полезли на чердак с пис-
толетами в одной и со свечами в другой руке. Тут они увидели чер-
ное привидение с рогами и длинным хвостом; привидение стало
сигать туда и сюда. Один из них выстрелил по нему из пистолета;
вместо того, чтобы упасть, привидение стало уходить; его хотели
было схватить, но оно вскочило на маленькую лестницу, за ним
последовали, не теряя его из виду. После нескольких изворотов при-
Causes Célèbres, Tom XI, p. 374.
124
видение вбежало в амбар, и в ту минуту, когда преследователи сов-
сем уже готовы были схватить его, оно исчезло. Внесли в амбар све-
чи и увидели, что в том месте, где скрылось привидение, находилась
потаенная дверь в погреб, которая запиралась изнутри. Дверь была
сломана и мнимый дух был найден. Он сознался во всех своих про-
делках. От выстрела спасла его буйволовая кожа, которой было обтя-
нуто все его тело.
Кардинал фон Ретц в своих «Достопримечательностях» расска-
зывает1 , что однажды оy с своими друзьями, встретившись ночью с
толпой августинских монахов, которые ходили купаться, сильно пе-
репугались, потому что монахи представились им чем-то совершен-
но другим.
Один врач в трактате о духах рассказывает такой случай: одна
служанка полезла в погреб и тотчас в испуге выскочила оттуда, по-
тому что она увидела, что в погребе между двух бочек стояло при-
видение. Влезли в погреб другие, кто был посмелей, и действитель-
но увидели что-то вроде привидения. А все дело состояло в том, что
в погреб упал труп с повозки, которая проезжала мимо из город-
ского госпиталя, и был сочтен за привидение; свалившись в погреб,
труп застрял между бочками.
Все приведенные рассказы, вместо того, чтобы подтверждать друг
друга и доказывать действительность привидений, напротив, в об-
щем бросают друг на друга тень подозрения. Как возможно, чтобы
люди давно умершие и уже сгнившие являлись и ходили с цепями?
Как могут они носить цепи? Как могут они говорить? Ведь некото-
рые из них говорят, между тем как у них нет уже и самого органа
слова. Что им нужно? погребение? но разве они не погребены уже?
∆∆∆
Mem. du Cardinal de Retz, Tom. I, pag. 43, 44.
125
ГЛАВА XII