О магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах


Мнения язычников и народные поверья.

«Внутреннее влечение человека», говорит Бэкон,

«к таинственному к чудесному породило магию

и другие тайные науки».

«Убеждение в возможности повелевать миром духов

и, помощию этих деятелей, скрытыми силами приро-

ды, было главным источником чернокнижия и

волшебства», Сильвестр замечает.

«Страсти, преимущественно властолюбие и

любостяжание, породили волшебников,

астрологов, знахарей, колдунов и ведьм»,

говорит г. Хотинский.

«Ни одна наука в древности», говорит Плиний,

«не пользовалась таким уважением и не была

так прилежно изучаема, как магия».



ГЛАВА XVII

О магии и волшебстве

зыческая древность, все древние поэты, историки и ораторы

ß

говорили и рассуждали о магии, магах, магических дейст-

виях и суеверных магических книгах; особенно много и часто

об этом говорили языческие поэты. Одни из писавших о магии и ее

чудесах считали эти чудеса несомненно истинными, другие отри-

цали; третьи осмеивали их; четвертые недоумевали, что сказать о

чудесах магии. Самые разноречивые ответы давали на вопрос: что

такое магия и магики? Одни считали их людьми, имеющими дру-

жеские сношения с духами подземного мира; другие смотрели на

них, как на шарлатанов, обманщиков, которые, при помощи ис-

кусства и хитрости, заставляли невежественную толпу считать со-

вершенно естественные явления или фокусничество за чудеса, за

сверхъестественные явления. Вообще же с именем магии и колдов-

ства соединяли понятие о ненавистном искусстве производить в при-

роде явления неестественные, необыкновенные, совершать чудеса,

причинять зло людям, гадать о будущем и т. п.

Мы укажем здесь на некоторых древних писателей, которые если

не сами верили тому, что писали о магии, то, по крайней мере, вер-

но передавали взгляд толпы на магию.

В древности очень многие были убеждены, говорит Тибулл, что

магики могли сводить луну с небесной высоты, и что причина лун-




ных затмений — в магическом искусстве некоторых лиц1 .

Тибулл свидетельствует также, что он сам видел, как одна кол-

дунья околдовала на небе звезды и остановила молнию, которая

должна была разразиться над землей. Далее Тибулл говорит, что по

приказанию этой же колдуньи разверзалась земля и мертвые поды-

мались2 .

Овидий приписывает магикам силу заклинать подземные силы,

грозы, бурю и возвращать хорошую погоду3 .

Магикам и колдунам приписывали силу превращать людей в жи-

вотных посредством известных им одним снадобий4 .



Tibull., Lib. I, Eleg. 9, v. 21.

Tibull., Lib. I, Eleg.. 9: «Iam tenet infernas magico stridore catervas, / Iam iubet adspersas

lacte referre pedem. / Cum libet, haec tristi depellit nubila caelo, / Cum libet, aestivo convocat

orbe nives. / Sola tenere malas Medeae dicitur herbas, / Sola feros Hecates perdomuisse canes».



Ovid., Metamorph. 14: «Obscurum verborum ambage novorum / Ter novies carmen magico de-

murmurat ore» еtс.



Metamorph. IV: «Nais an ut cantu nimiumque potentibus herbis / verterit in tacitos iuvenalia

corpora pisces».




По словам Виргилия, магики усыпляли и заклинали змей1 .

Аппион, как говорит Плиний2 , заклял душу Гомера с целью уз-

нать от него о своем происхождении и своем отечестве. Аполлоний

Тианский, по словам Филострата3 , пришел однажды на могилу Ахил-

леса, заклял его душу и просил, чтобы явилась тень героя. Могила

поколебалась и он увидел удивительного юношу, ростом в пять лок-

тей, который пред его же глазами вырос до двенадцати локтей.

Аполлоний стал предлагать ему вопросы; но, заметив, что юноша

позволяет себе неприличные шутки, заключил, что он одержим де-

моном, и исцелил его, изгнав из него демона. Апулей говорит, что

Аполлоний Тианский возвратил жизнь девушке, которую хотели по-

гребать. Асклепиад, следовавший за погребальной процессией, вос-

кресил умершего, которого положили уже на костер. Уверяют, что

Эскулап оживил Ипполита, сына Тесеева, Главка, сына Миносова,

Капанея, умерщвленного во время осады, и Адмета, царя Ферского,

что в Фессалии. Элиан говорит4 , что Эскулап обезглавленной жен-

щиyе возвратил жизнь и голову.

Ираклий5 утверждает, что Насамоны (в Африке) проводили ночи

на могилах своих родственников, чтобы узнать от них будущее.

Галлы или Кельты, по свидетельству Никандра, ходили с той же

целью на гробницы своих великих мужей.

Лукан говорит6 , издеваясь, впрочем, над взглядом массы, что

магики, колдуны и волшебники, при помощи своего искусства, произ-

водили на небе гром, без ведома Юпитера; что они нарушали пра-

вильное течение луны по ее орбите и притягивали ее к земле, удли-

няли ночи, укорачивали дни; что вся вселенная подчинялась их ве-

лению, и мир цепенел, когда они начинали говорить или давали

приказания.

Очевидно, что все эти рассказы о силе магического искусства, о мо-

гуществе и власти магиков и колдунов — не более как поэтические

вымыслы. Поэты даже соревновались друг с другом в наполнении

подобным вздором своих произведений, хотя и не были убеждены в

истинности того, о чем говорили; большей частью они же первые и

осмеивали то, о чем писали, и в этом случае сходились с дельней-

шими людьми своего времени. И потому все эти или почти все рас-

сказы не заслуживают никакого доверия, а доказывают только, как

велики были в то время предрассудки, суеверия и заблуждения

большинства. Но ни государи, ни жрецы не думали разочаровывать

народ в этих предрассудках. Языческая религия терпела и оправды-



Virgil, Aeneid., Lib. VII: «Vipereo generis et graviter spirantibus hydris / Spargere qui somnos

cantuque manuque solebat».



Plin., Lib. III, c. 2.

Philostr., Vit. Apollon.

Aelian, De anima, Lib. IX, c. 77.

Vide apud Tertull., De anima, c. 57.

Lucan, Pharsal., Lib. VI, 450 et seq.

163 О магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах - student2.ru



вала это суеверие, — и лучшая часть культа основывалась на этом

суеверии.

Несмотря однако ж на несостоятельность, неосновательность и не-

лепость этих убеждений, все относились к магикам с уважением;

масса благоговела перед магиками, как такими людьми, которые

имеют власть над судьбою человека и повелевают вселенной. Луч-

шие и образованнейшие люди язычества уважали магиков за серьез-

ное изучение предмета, которому они посвятили себя. Это благого-

вение массы, это уважение образованных было причиной, что маги-

ки не только изучали все наследованное от предков, но и старались

усовершенствовать, дополнить свои познания новыми наблюде-

ниями, опытами и исследованиями; к этому побуждали магиков как

пытливость ума человеческого, так и стремление духа приобресть

как можно более сведений, необходимых и пригодных в жизни. В

самом деле, каждый желает знать причины и законы явлений, со-

вершающихся кругом, внутреннее состояние предметов и их отноше-

ние к человеку. Меж тем магия владела секретом, впрочем, в боль-

шей мере, открывать то, чем интересовался каждый и что имело зна-

чение для каждого.

После этих замечаний становятся ясными слова Плиния: «Ни од-

на наука в древности не пользовалась таким уважением, и не была

так прилежно изучаема, как магия» 1

В одном сочинении, напечатанном в. Вюрцбурге в 1837 году, ав-

тор2 говорит: Плиний за 18 веков до нас писал: «Магия в продол-

жение многих веков во всем мире пользуется большим авторите-

том; влияние ее очень велико… она поднялась на такую высоту, что

даже еще до сих пор господствует в большей части народов» 3 .

То же самое говорит и Вольтер; он, впрочем, не придает никако-

го веса этой вере: «Все верили в магию… Учение о духах и магии рас-

пространено по всей земле» 4 .

Писатель нашего времени, представлявший относительно этого пред-

мета свои исследования, говорит о нем таким образом: «На какую

бы часть земли, на какой бы народ мы ни посмотрели, нам везде и в

древности и в новые времена как у дикарей, так и у образованных

наций, везде существуют колдуны, занимающееся магией… Книги

Индийцев, Китайцев и Греков говорят о людях, которые видят буду-

щее, заклинают духов, совершают тысячи других чудес посредством

своих сверхъестественных знаний, которые они приобретают через

сношения с духами» 5 .



«Summam litterarum claritatem gloriamque ex ea scientia antiquitus et pene semper petitam»..

Die religion mit hilfe der neuern Gelehrsamkeit und Wissenschaft in ihrer Algemeinheit nacht-

gewiesen. Würzburg, 1837. II Bde., s. 214.



Hist. naturalis, Lib. III, c. 1.

Philosophie de l’histoire et dictionnaire philosophique, Art. Genie.

Ferdinand Denis, Tableau historique, anlitique et critique des sciences occultes, introd.



И да не подумают, продолжает далее автор названного выше со-

чинения о религии, что вера в чудеса, в магию была распространена

только в одном простом народе, — нет, и в Европе, и в Африке и в

Азии она господствовала даже между философами и учеными. Толь-

ко с полтора столетия назад, как в Европе появились люди, без всяких

дальнейших исследований отвергающие всякие неестественные яв-

ления духов; только с этого времени сделалось условием хорошего

тона смеяться над всеми старыми учениями, даже в том случае, если

их при этом не знают. Мы говорим правду. Не доверяющий нашим

словам может удостовериться в истинности сказанного, прочитав пер-

вое и лучшее под руку попавшее сочинение какого-нибудь ученого.

Автор сочинения о религии между прочим приводит, относитель-

но нашего предмета, такое мнение философа Бейля: «История всех

времен и народов рассказывает нам относительно снов и магии столь-

ко изумительных вещей, что те, которые стали бы упрямо отрицать

их действительность, навлекли бы на себя подозрение, что у них не-

достает или искренности или понимания для того, чтобы увидеть

неоспоримые доказательства в пользу магии и необыкновенных

снов.... Я верю, что бывают сны, которых никак нельзя объяснить,

если не признать их за выражение высшего внушения или открове-

ния» 1 .

Из приведенных отзывов о магии и колдовстве видно, что не толь-

ко в древности, но и в средние века и наше время все рассказы о

чудесах магии и бредни народные некоторые считают несомненно

истинными. В настоящее время в простонародье очень распростра-

нена вера в колдовство, в его могущество и силу, в его чудеса и зло-

действа, и в его сношения с злыми духами. Даже некоторые так на-

зываемые образованные не вооружаются против веры массы в кол-

довство, потому что сами не чужды веры в рассказы о колдунах, ча-

родеях, ведьмах и волшебницах.

Что же истинного в этих рассказах поэтов о магиках и колдунах?

Что разумного и верного в убеждениях народа о чародеях? Все ли

рассказы верны, или чистейший вздор? Все ли рассказываемое поэ-

тами и все ли, во что верует народ, несомненно истинно, или несом-

ненно ложно? Можно ли хоть малую частицу из рассказываемого

признать действительной? Можно ли магию и колдовство считать

нелепостью? На чем чисто реальном и утверждаются то и другое,

если их признать действительными хоть в некоторой мере? — Вот

вопросы, на которые нам нужно отвечать в исследовании о магии и

колдовстве. Мы приведем целый ряд фактов с тем, чтобы показать,

что истинно, действительно и несомненно и что совершенно ложно,

вымысел, нелепость в рассказах о магии и в вере народа в колдов-

ство, чародейство и т. д.



Dictionnaire historique et critique, art. Magus, note D.

165 О магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах - student2.ru



Чтобы отдать должную справедливость магии, мы должны сделать

распределение в понятии о магии и колдовстве, т. е., что в них ис-

тинно и ложно.

С давних времен разделяют магию на белую и черную. С понятием

белой магии соединялось всегда хорошее представление. Задача

белого магика — это изучение всех известных наук. Магик изучал

Геометрию, Математику, Физику, Химию, Астрономию, Географию,

Медицину и даже Философию; он изучал законы природы и явле-

ний, совершающихся кругом, и их причины и свойства; старался

уяснить себе их влияние, отношение к человеку, изучал законы жиз-

ни своего организма, его слабости и недостатки и вредное влияние

некоторых предметов на организм, а также целебные свойства дру-

гих предметов. Некоторые магики проводили всю свою жизнь в

наблюдении над природой; другие посвятили себя изучению зако-

нов организма человеческого; третьи изучали законы небесных яв-

лений и т. д. Магики положили начало всем естественным наукам,

— и за это мы должны уважать магиков, как уважали их в древности

лучшие люди. Под именем черной магии разумелось все вредное,

опасное, страшное для человека. Черный магик обладал и повелевал

вселенной, управлял судьбами человека, влиял на воздух, погоду;

он имел сношение с темными, недоступными для обыкновенного

смертного, силами, дружил с духами подземного мира и повелевал

ими. Колдун, чародей, волшебник, ведьма — все эти понятия отно-

сятся к категории черной магии. К категории белой магии может

примкнуть фокусничество, магнетизерство или сомнамбулизм и т. п.

Белую магию создали пытливый дух человека, стремление и лю-

бовь к истине, к познанию природы и труд, — и белая магия, как

продукт действительных, реальных причин, существовала действи-

тельно и оставила действительные доказательства своего существо-

вания.

Черная магия создана суеверием массы, народным невежеством

и предрассудками и теми отношениями, в каких стояли магики к

массе. В чем состояли отношения магиков к массе, мы раскроем ни-

же, а теперь скажем только, что черная магия, созданная суеверным

воображением и, значит, утвержденная на таком непрочном осно-

вании, существовала только в воображении и с постепенным разви-

тием массы падала постепенно. Теперь уже многие мыслящие про-

столюдины (к сожалению, мыслящих здраво о магии и колдовстве

немного) смеются над колдовством. И колдуны не могут вредить

тогда, как другие страждут от колдунов, — и мы уверены, что нас-

танет время, когда только очень немногие станут верить силе и ча-

рам колдовства.



ГЛАВА XVIII

Наши рекомендации