Действительно ли вампиры мертвые?
екоторые считают рассказы о вампирах делом фантазии,
Í
обольщения или болезни, известной еще со времен древних
греков под названием φρενῖτις, или сумасшествие (Tobsucht)
и при помощи ее хотят все явления вампиризма объяснить. Но они
не объясняют, каким образом эта болезнь мозга может производить
те реальные действия, какие рассказываются? Каким образом люди
могут вдруг поверить, что они видели то, чего никогда не было, и в
короткое время умирают от болезни собственного воображения, ко-
торое открывает им, что такой-то вампир невредим, полнокровен
и живет после смерти во гробе? Как объяснить, что в целом народе
не найдется ни одного человека со здравым рассудком, который
бы возвысился над ослеплением?
Если эти мыслители нисколько не хотят верить рассказам о яв-
лениях и поведении вампиров, то они напрасно писали целые сис-
темы для объяснения того, что существует только в фантазии не-
которых, зараженных предрассудками; если же все или, по крайней
мере, часть из рассказываемого признать верным, в таком случае
эти системы не успокоят умов, которые требуют более основатель-
ных доказательств.
Мы исследуем вопрос о том, основательна ли на самом деле
система, предполагающая, что вампиры не действительно мертвые.
Смерть есть отделение души от тела; душа бессмертна, а тело, по от-
делении от души, некоторое время остается нетленным, потом мало-
помалу, через несколько дней или в течение долгого времени, ист-
левает. Иногда оно остается нетленным в течение целых столетий,
или вследствие крепкого телосложения, как напр. у Александра
Великого, остававшегося нетленным в течение многих лет1 , или
вследствие бальзамирования, или от свойства почвы, где погребено
тело, которая, вследствие своей сухости и плотности, не пропускает
никакой жидкости и таким образом удаляет главную причину тле-
ния. Всех этих причин нетленности нет нужды доказывать, они
достаточно известны каждому.
Иногда тело, не мертвое и не бездушное, представляется мертвым
и бездыханным или, по крайней мере, совершает такие медленные
движения и так слабо дышит, что ни движений, ни дыхания нельзя
заметить, как это бывает при истощении и бессилии в известных,
свойственных женскому полу, болезнях и экстазе.
Плутарх, в Жизни Александра.
287
Такого рода примеров можно привести очень много. Плиний
упоминает1 о многих оживших. Напр. он упоминает о юноше, кото-
рый спал непробудно в течение 40 лет. Философ Епименид спал в
пещере, по мнению одних, 40 или 47, а по мнению других — 57 лет.
Как бы то ни было, но душа этого философа свободно могла ос-
тавить тело и потом опять возвратиться в него. То же говорят и об
Аристее с острова Марморы, что в Мраморном море. Мы охотно
соглашаемся, что все это — басни, но не можем отвергать того, что
некоторые оживали после мнимой смерти через 5, 6, 7, 4 дня. Пли-
ний упоминает о многих умерших, которые оживали после погре-
бения, только он хотел об этом рассуждать, потому что, как он сам
замечает, он повествует о естественных явлениях, а не о чудесах.
Плутарх говорит, что Теспезий, упав с кровли, лишился жизни,
но на третий день по непонятной причине ожил.
Августин упоминает об одном Каламском священнике, Прести-
туте, который до того поражен был рыданием плачущих2 , что впал в
исступление; он ничего не чувствовал и не дышал, тело его жгли и
кололи, но оно было бесчувственно, его душа была так занята рыда-
нием, что ничего более не воспринимала3 .
Мужчины и женщины, впадавшие в экстаз, оставались иногда
продолжительное время без пищи, дыхания и сердцебиения, как
мертвые. Знаменитый аскет Таулер утверждает, что экстатическое
состояние может продолжаться непрерывно неделю, месяц и даже
год. Одна аббатиса в экстазе (Verzückung) лишилась естественных
функций и в этом состоянии оставалась 30 дней кряду без пищи и
чувств. В изнеможении, в бессилии душа не обнаруживает своей
деятельности, хотя и остается в теле и живит его4 .
Plin., Hist. natur., VII, 52.
Plutarch., De sera numinis vindicta.
August., Lib. XIV De Civitate Dei, cap. 24.
Калмет хочет доказать здесь, что рассказы о вампирах не произведения одной фанта-
зии, а имеют реальное основание в том, что часто мнимо умерших считают действитель-
но умершими и потом вампирами.
ГЛАВА ХV
Экстатическое (Verzückung) и оцепенелое состояние
Людей и животных1
ногие женщины по нескольку дней находились в истеричес-
Ì
ком состоянии и при этом лишались чувств и языка, сердце-
биение прекращалось. Гален упоминает об одной женщине,
которая шесть дней находилась в подобном состоянии2 . Некоторые
в истерике оставались по 10 дней без движения и чувств, без дыха-
ния и без всякой пищи.
Некоторые, cловно мертвые, не обнаруживали признаков жизни,
тогда как все слышали и понимали, что говорили другие, — и упо-
требляли все усилия заговорить и доказать, что они живы, но, не-
Калмет в этой главе говорит об экстатическом состоянии, сведения о котором в его
время – что очень естественно – были поверхностны в общих чертах. Из этих экста-
тических состояний он обращает особенное внимание только на оцепенелость и нечув-
ствительность экстатических индивидуумов ко всему, что кругом их совершается. После
этого неудивительно, что он к категории этих явлений относит и прекращение жизне-
деятельности у многих животных в определенные природой времена года. Мы не станем
распространяться здесь о сущности экстаза и его различных формах; свойства его извест-
ны уже читателям из примечания к главе, где говорили мы об экстазе и смертельном
обмороке. Автор упомянутого нами сочинения, Wahrheiten im Volksaberglauben, nebst Un-
tersuchungen über das Wesen der Mesmerismus – доктор Герберт Майо, со взглядом которо-
го мы, впрочем, не согласны, представляет для объяснения экстаза такое основание: «Каж-
дая духовная сила, говорит он на стр. 87-й, имеет свое определенное место и седалище в
нашем организме. Новейшим физиологам удалось определить, с какими особенными час-
тями нервной системы каждый духовный аффект соединен функциально... Каждая духов-
ная сила имеет свой особенный орган, или свою собственную лабораторию в нервной
системе». На стр. 95-й, на вопрос, что такое экстаз? – он замечает: «Предварительно мы
заметим, что основание экстаза состоит в обнаружении ненормального отношения духа и
нервной системы. Во всех почти его формах видно, что некоторые духовные функции не
имеют более своего седалища в свойственных им определенных органах. От часто пов-
торяющихся перемен этого рода прекращается деятельность органов ощущений. Есте-
ственным и самым обыкновенным следствием этого бывает совершенное притупление
слуха и зрения. Если же пациент в экстазе бодрствует, то в награду за потерю эти чувства
выражают свою деятельность в других органах или обнаруживают какой-нибудь неясный
образ (modus) общего восприятия». Cтр. 88, V: Приняв за несомненное, что дух есть прин-
цип отличный и отдельный от материи, мы легко поймем, что человеческая душа может
стать к телу в новое, необыкновенное, ненормальное отношение Из различных форм эк-
статического сна особенно отличаются, с одной стороны, смертельный экстаз, продолжи-
тельный экстаз и простой или начальный экстаз, с другой стороны из различных форм
экстатического бодрствования особенно выдаются полубодрственный экстаз, или сом-
намбулизм, и бодрственный экстаз. Письма V, VII и VIII из сочинения доктора Герберта
Майо; а также книга: «Die Tyroler ekstatischen Jjungfrauen. Leitsterne in die dunklen Gebiete
der Mystik», 2Bde, Regensburg 1843, Verlag Georg Josef Mang. Примеч. Немецк. переводч.
Cf. Traite de l’incertitude des signes de la mort. Т.. II, p. 404, 407.
289
смотря на это, они не могли ни говорить, ни обнаруживать каких бы
то ни было признаков жизни1 .
Иероним Кардан говорит2 , что он произвольно впадал в исступ-
ление; он не помнит, как сам говорит, чувствовал ли он в этом
состоянии тяжелую тоску или нет, но не чувствовал, как он уверяет,
ни ядовитых ран, ни того, как таскали его. «Я слышу, говорит Кар-
дан, разговор подле себя, но нисколько не понимаю его. И если я
хочу впасть в исступление, то я чувствую около сердца отделение
души от тела, совершающееся через голову главным образом и мозг,
как через дверцу; после этого я лишаюсь чувств и замечаю только,
что я вне себя».
Эти экстатические состояния могут стоять в связи с рассказами о
Лапландцах3 , которые представлены нами в исследовании «О явле-
нии отшедших душ», в главе тринадцатой.
Заметим здесь, что змеи, мухи, сонливая белка и другие в течение
всей зимы словно мертвые. Жабы, змеи и устрицы могут жить зак-
люченные в каменных кусках в течение многих лет и даже столетий.
Кардинал де Рец в своих мемуарах замечает4 , что во время пребы-
вания его на острове Минорке правитель острова дозволил выта-
щить скалу из моря, в которой (когда ее разбили) найдены живые
устрицы, оказавшиеся весьма вкусными.
На берегах Сицилии, Мальты, Сардинии, Италии и др. находятся
улитки, называемых каменными финиками, потому что они по виду
похожи на пальмовые финики. Проникая внутрь камня через иго-
лочные отверстия и добывая внутри камня пищу, улитки вырастают
так, что не могут потом выйти оттуда, если не разбить скалы и не
освободить их. Вынув из камня, этих улиток моют, их очищают и
солят. Имея вид пальмового финика или пальца, эти улитки назы-
ваются то финиками, то дактилями.
Некоторые лица могут, вовсе не дыша, оставаться долгое время в
воде.
Многие люди умирают от сгущения крови, которая коченеет и
твердеет в жилах у людей, поевших болиголова (schierlingskraut) и
уязвленных змеей. Некоторых настигает смерть при сильном волне-
нии крови, которое иногда случается от горячек, яда, моровых бо-
лезней, а также у людей, насильственно умерших или задохшихся в
воде.
Умершим от болезней первого рода можно возвратить жизнь толь-
ко чудесным образом, потому что для возвращения жизни умершим
необходимо кровь сделать жидкою и восстановить перистальтное
(чревообразное) движение сердца. Умерших от болезней второго ро-
да можно иногда возвращать к жизни и без чуда, стоит только для
Incertitude des signes de la mort. Т.. II, p. 504, 505, 506, 514, 515.
Hieron. Cardanus, Lib. VIII De Variet. rerum, c. 34.
Olaus Mag., Lib. III, Epit. Hist. Septent; Perecer, De Variis divinat. gener., p. 282.
Memoires du Cardinal de Retz, T. III, L. IV, p. 297.
этого удалить препятствия, остановившие движение сердца, подоб-
но тому, как и маятник можно привести в движение опять, если
удалить чуждое тело, — волос или атом, — которое препятствовало его
движению.
∆∆∆
ГЛАВА ХVI