Психология восприятия, профессиональной деятельности, способностей и индивидуальных различий
От аналитического подхода к целостности психического. Само развитие психологического знания толкало исследователей в направлении выработки синтетических представлений о психике в противовес традиционному аналитическому подходу. К середине XX века стало ясно, что попытки создать единое учение о психике, которые в разное время совершали функционалисты, психоаналитики, гештальтпсихоло-ги, бихевиористы и необихевиористы, гуманистические психологи, "марксистские" психологи (в разных версиях) и т.д., окончились неудачей: психическое как целост-
ность ускользало и редуцировалось либо к элементам сознания и связи между ними, либо к "промежуточным переменным", либо к деятельности и т.д. Попытка изолированно выделить один аспект в психике приводила (помимо воли исследователя) к установлению связей изучаемого процесса с другими и, в конечном счете, к необходимости создания целостной модели психики.
Показателен путь развития многих отраслей когнитивной психологии. Когнитивный подход дифференциальной психологии интеллекта начался с выделения фактора "общий интеллект". Но понять особенности решения задач индивидом исходя из одного или нескольких факторов оказалось невозможным. Число факторов интеллекта начало увеличиваться. Появились понятия "когнитивный стиль", "когнитивная стратегия", характеризующие связи когнитивных свойств и личностных черт. Во множество когнитивных переменных стали включаться особенности жизненного опыта, мотивация и так называемые "метакогниции" (целеполагание, прогнозирование, принятие решения и другие регуляторные процессы). В конечном счете современные когнитивные модели интеллекта включают в качестве составляющих черт чуть ли не все содержание индивидуальной психики человека.
Логика развития психологической науки привела к расширению контактов психологов с представителями других наук, и в частности наук о человеке. По мысли Ананьева, именно психология была призвана стать интегратором знаний о человеке. Программы комплексных исследований человека, а позже развития отдельной отрасли науки - комплексного человекознания - потребовали разработки представлений о психике как факторе, включенном в другую систему, выполняющем в ней определенные функции (как считал Б.Ф. Ломов, познавательную, регуляторную, коммуникативную функции) [21].
Как было отмечено, системные представления уже давно в имплицитной форме присутствовали в психологии. Роль методологии заключается, в частности, в логической экспликации и осознании скрытых и неосознанных оснований теорий и подходов к исследованию того или иного объекта или/и предмета. Этот решающий шаг б психологии сделал Ломов своей статьей, опубликованной в 1975 г. в журнале "Вопросы психологии". Она стала, может быть, наиболее цитируемой психологами методологической работой на протяжении последующих 10-15 лет.
Ломов считал, что психику следует рассматривать как регулятор поведения, а психические качества - функционально (впервые этот подход был сформирован У Джемсом и И.М. Сеченовым). Среди психических качеств он особо выделял системные. Человек как целостность включен во множество разнопорядковых систем, егс существование является полисистемным процессом, что отражается в психическш качествах. Следует заметить, что Ломов специально подчеркивал значение теорир П.К. Анохина для развития системного подхода в психологии [21].
Выше было предложено объяснение того факта, что именно ТФС оказалась наиболее близким к психологии по содержанию вариантом реализации системной методологиии образцом для подражания. Идеи П.К. Анохина психологи применяют в своих исследованиях по-разному. Разработка, усложнение собственно ТФС осуществляется в психофизиологических исследованиях, рассмотренных в первой части статьи. Ниже мы остановимся на использовании ТФС в качестве интерпретатора, метатеории, которая служит для нового теоретического осмысления полученных в экспериментах результатов. При этом оказывается, что очень важное значение для психологии (впрочем, как и для других дисциплин) приобретает сформулированный в ТФС принцип изоморфизмасистем [9]. В соответствии с ним структура функциональной системы одного уровня изоморфна структуре системы другого уровня (высшего или низшего). Независимо от уровня системообразующим фактором систем является, как уже было отмечено в разделе I, результат. Основываясь на этом принципе, авторы получают возможность применять ТФС для разработки самых разных проблем психологии.
Системная архитектоника перцептивного окуломоторного акта. Применение ТФС в исследовании закономерностей организации окуломоторной активности человека в процессе зрительного восприятия делает возможным и обоснованным рассмотрение фиксационного поворота глазкак целостного акта, реализующего отношение индивида к среде (рис. 3).
В архитектонике этого акта В. А. Барабанщиков [12] выделяет афферентный синтез,в котором интегрируются мотивация (потребность в визуальном контакте с некоторым элементом среды), опыт выполнения окуломоторных актов в прошлом и афферентации, информирующие об актуальном состоянии индивида и среды. На основе афферентного синтеза принимается решениео перемещении глаз в сторону определенного предмета и формируются программа действияи акцептор результатов действия.Реализация программы приводит к достижению результата акта- новое направление взора, обеспечивающее оптимальные условия восприятия значимого предмета. Программа осуществляется посредством саккадических и плавных движений, которые объединяются в перекрывающиеся циклы "дрейф-саккада-дрейф". Выполняемые движения сопровождаются афферентацией, которая сопоставляется с моделью результатов фиксационного поворота (предполагается, что она включает дубликат окуломоторной программы - "эфферентную копию").
В результате проведенного анализа Барабанщиков пришел к закономерному выводу о том, что направленный поворот глаз является целенаправленным поведением, а не реакцией на оптический стимул, или "фиксационным рефлексом".Фиксационный поворот глаз включает прогнозирование (цель), двигательные синергии, мно-гоуровневость организации. Движения глаз оказываются опосредованными состоянием функциональной системы фиксационного поворота в целом.
Системогенез профессиональной деятельности и проблема способностей. Основываясь на принципе изоморфизма, В.Д. Шадриков предположил, что операциональной архитектонике поведенческого акта аналогична системная архитектоника, соответствующая уровню регуляции психической деятельности. Он разработал концепцию системогенеза профессиональной деятельности,представил общую структуру психической системы деятельности[39] и позже применил системный подход для разработки понятийного аппарата психологии способностей [40]. Согласно,Шадрикову, психологическая система деятельности представляет собой психологическую структуру, организованную для выполнения функций конкретной деятельности (достижения конкретной цели). Всвою очередь психологическая структура деятельности рассматривается как единство психологических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность [39].
Психологическая функциональная система деятельности,по Шадрикову (рис. 4), включает следующие функциональные блоки: мотивы профессиональной деятельности, цели профессиональной деятельности, программу деятельности, информационную основу деятельности, принятие решения, подсистему профессионально важных качеств.
Нетрудно заметить, что в схему введен блок индивидуальных качеств субъектадеятельности, поскольку без понимания того, как психика формируется в деятельности и как индивидуально-психологические особенности влияют на деятельность, невозможно понять ни ее осуществление, ни ее системогенез.
Шадриков рассматривал эту схему (см. рис. 4) лишь как эвристическое средство психологического исследования деятельности и сам указывал на ее условность. И вместе с тем, отталкиваясь от этой схемы, ему, его ученикам и последователям удалось реализовать обширную программу исследований, охватывающих не только проблему развития субъекта профессиональной деятельности ("системогенез профессиональной деятельности"), но и целый ряд частных вопросов: отношение мотивации и процессов переработки информации при профессиональном обучении, развитие профессиональных способностей в ходе профессионализации личности, методы и методики психологического анализа деятельности и т.д.
Позже Шадриков применил ТФС для анализа психологической системы учебной деятельности. Особо следует остановиться на концепции способностей,разработанной им [40].
Анализируя содержание категории "способность" (одной из 10 основных категорий психологии, согласно Аристотелю), он сделал вывод, что способность является категорией свойства вещи, но не любого свойства, а свойства системы, проявляющегося в процессе ее функционирования. Способность есть функциональное свойство системы, обусловливающее эффективность реализации системой некоторой функции. С точки зрения психолога, способности - это свойства функциональных систем, реализующих определенные психические функции,которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
С позиции ТФС Шадриков решает и проблему соотношения задатков и способностей.Задатки, с его точки зрения, тоже являются свойствами, но уже отдельных подсистем функциональной системы, в качестве которых выступают нейроны и нейронные модули. Существуют и общие свойства нервной системы - общие задатки. В этом смысле нельзя говорить о развитии способностей из задатков в ходе деятельности, как это полагают последователи школы Б.М. Теплова, но можно говорить о развитии функциональных психологических систем вместе с их подсистемами. В системных свойствах (способностях) будут проявляться свойства отдельных развивающихся подсистем (задатки).
На основе определения способности как свойства психической функциональной системы, реализующей психические функции, В.Д. Шадриков совместно с Н.П. Ан-симовой разработали классификацию способностей. В качестве первого основания была выбрана психическая функция/процесс: ощущение, восприятие, мышление и т.д. Вторым основанием послужили характеристики объекта и субъекта отражения, а также уровня регуляции деятельности: ведущий анализатор, предмет отражения, форма существования материи, активность субъекта, направление отражения (в про-
странстве или во времени), продолжительность процесса, характер связи с практикой (практическая, теоретическая) [40].
Таким образом, в исследованиях Шадрикова и его школы подход, основанный на ТФС, оказался весьма эЪристичным и продуктивным.
Системные аспекты теории индивидуальности. Ярким примером эффективного использования ТФС является специальная теория индивидуальностиВ.М. Русало-ва [30]. В данной статье мы не излагаем ее содержание подробно. Остановимся лишь на интерпретации, которую дает Русалов активным формально-динамическим (тем-пераментальным) свойствам индивидуальности. В школе Теплова-Небылицина свойства темпераментатрактовались как основные свойства нервной системы человека. Русалов сделал попытку репрезентации выделенных им свойств в терминах ТФС П.К. Анохина. В частности, с точки зрения Русалова, такая черта темперамента, как экстраверсия-интраверсия (по Айзенку), определяется характеристиками регуляции начальной фазы поведения -свойствами афферентного синтеза. "Широкий" афферентный синтезявляется одной из главных причин формирования экстраверсии. "Узкий" афферентный синтезсвязан с меньшими энергетическими возможностями захвата окружающего мира - он становится основой формирования интраверсии.
Шкала нейротицизмаотражает индивидуальные характеристики конечных фаз поведенческого цикла: сопоставление параметров достигнутого результатас ожидаемыми параметрами, содержащимися в акцепторе результатов действия.Эмоционально-лабильное поведение формируется на основе повышенной чувствительности к их несовпадению; такой подход к интерпретации свойств темперамента позволяет объяснить их связь с успешностью профессиональной деятельности, а также совместимость партнеров при совместной деятельности.
Настоящее изложение не исчерпывает, конечно, всех вариантов использования ТФС. Однако уже из приведенных примеров ясно видны диапазон и возможности применения в психологии созданной Анохиным теории. На наш взгляд, потенциал ТФС в психологии далеко не исчерпан. Мы имеем в виду как классическую ТФС, сформулированную еще при жизни П.К. Анохина, так и результаты ее дальнейшего развития, в том числе и те, которые описаны в этой статье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение челове
ка // Вестник РГНФ. 1996. № 3. С. 11-19.
2. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и перифери
ческих нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.
3. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем //
Психол. журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 26-30.
4. Александров Ю.И. Системная психофизиология // Основы психофизиологии. М.: Инфра-
М, 1997. С. 266-313.
5. Александров Ю.И., Александров И.О. Активность нейронов зрительной и моторной обла
стей коры мозга при осуществлении поведенческого акта с открытыми и закрытыми гла
зами // Журн. высш. нервн. деят. 1981. Т. 31. №6. С. 1179-1189.
6. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринчен-
ко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов MB. Законо
мерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журн. высш. нервн. деят.
1997. Т. 47. № 2. С. 243-260.
7. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость
свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта,
актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языков // Психол. журн.
1997. Т. 18. № 1.С. 133-145.
8. Анохин К.В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти // Журн.
высш. нервн. деят. 1997. Т. 47. № 2. С. 261-279.
9. Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
10. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
11. Анохин ПК. Из тетрадей П.К. Анохина // Психол. журн. 1980. № 4. С. 185-187.
12. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.: Изд-во ИПРАН, 1997.
13. Безденежных Б.Н. Динамика ЭЭГ потенциалов при выполнении задач на внимание // Пси
хол. журн. 1993. Т. 14. № 4. С. 120-128.
14. Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления //
Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 97-103.
15. Гаврилов В.В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кроли
ка // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука,
1987. С. 33-44.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
17. Горкин А.Г. Специализация нейронов в обучении: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.:
Ин-т психологии АН СССР, 1988.
18. Гринченко Ю.В. Нейрофизиологические механизмы смены отдельных актов в сложном
поведении // Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979. С. 19-71.
19. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии,
1993.
20. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.
М.: Тривола, 1994.
21. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж, 1996.
22. Ломов Б.Ф., Швырков В.Б. Предисловие //Теория функциональных систем в физиологии
и психологии. М.: Наука, 1978. С. 3-10.
23. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
24. Максимова Н.Е., Александров И.О. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональ
ная активность и динамика системной организации поведения // ЭЭГ и нейрональная актив
ность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 44-103.
25. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие. М.:
Флинта, 1997. С. 12-27.
26. Огурцов А.П. Этапы интерпретации системности научного знания (античность и новое
время)//Системные исследования. М.: Наука, 1974. С. 154-186.
27. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
28. Рубинштейн СЛ. Основы психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. II.
29. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: На
ука, 1979.
30. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности
человека // Психол. журн. 1986. № 4. С. 23-35.
31. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Автореф. докт. психол. наук.
М., 1997.
32. Сеченое ИМ. Кому и как разрабатывать психологию // Избранные философские и психо
логические произведения. М.: ОГИЗ, 1947. С. 222-308.
33. Симонов П.В. Сознание и мозг// Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. № 1. С. 211-223.
34. Системная психофизиология // Ведущие научные школы России. М.: Янус-К, 1998. С. 547.
35. Судаков К.В. Системогенез поведенческого акта // Механизмы деятельности мозга. М.:
Госначтехиздат, 1979. С. 88-89.
36. Судаков КВ. Информационные принципы работы мозга// Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1.
С.110-127.
37. Уотсон Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психо
логии. М.: Из-во МГУ, 1980. С. 17-32.
38. Ухтомский А .А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.
39. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука,
1982.
40. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Л.: Логос, 1994.
41. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.:
Наука, 1978.
42. Швырков В.Б. Нейрональные механизмы обучения как формирование функциональной
системы поведенческого акта // Механизмы системной деятельности мозга. Горький, 1978.
С. 147.
43. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.:
Наука, 1978.
44. Швырков В.Б. Нейрональные механизмы обучения как формирование функциональной
системы поведенческого акта // Механизмы системной деятельности мозга. Горький, 1978.
С. 147-149.
45. Швырков В.Б. Что такое нейрональная активность и ЭЭГ с позиций системно-эволюцион
ного подхода // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях.
М.: Наука, 1987. С. 5-33.
46. Швырков В.Б. Психофизиология//Тенденции развития психологической науки. М.: Наука,
1989. С. 181-200.
47. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.:
Институт психологии РАН, 1995.
48. Шевченко Д.Г. Активность нейронов зрительной коры в системных процессах смены пове
денческих актов//Нейрофизиологические механизмы поведения. М.: Наука, 1982. С. 371-
381.
49. Alexandrov Yu.I., Sams M. Very successful conference on psychophysiology in Finland // IBRO
News. 1997. V. 25. № 1. P. 3.
50. Churchland PS. Neurophilosophy. Toward a unified science of the mind-brain. London: A Bradford
Book, 1986.
51. DeweyJ. The early works, 1882-1898. London: Southern Illinois Univ. Press, 1969.
52. Cole M., Cole Sh. Three giants of soviet psychology // Psychology Today. 1971. March. P. 43-99.
53. Edelman CM. Neural Darwinism. The theory of neuronal group selection. N.Y.: Basic, 1987.
54. Shvyrkov V.B. Behavioral specialization of neurons and the system-selection hypothesis of learning //
Human memory and cognitive capabilities. Amsterdam: Elsevier, 1986. P. 599-611.
55. Tulving E., Markowitsch H.J. What do animal models of memory model? // Behav. Brain. Sci. 1994.
V. 17. № 3. P. 498-499.