Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов
а дальнейших ступенях развития человечества понятие о ма-
Í
гии, волшебстве и их характере совершенно изменяется; ма-
гия получает другое направление. Понятие о черной магии и
ее чудесах, о волшебстве и заклинаниях злых духов и отшедших душ
остается на долю толпы. Жрецы же, т. е. специалисты по магии, со-
вершенно иначе относятся к магии. Вместо дурацких, ни к чему не
ведущих заклинаний и бессмысленного, убийственного для жреца
колдовства, каста жрецов стала изучать астрономию, физику, меха-
нику, химию и т. п., и на этом новом поприще оказала блестящие
успехи. Труды на этом новом поприще, — на поприще белой или
естественной магии, насколько они дошли до нас, останутся незабвен-
ными для науки. Правда, что на первых порах было много таинст-
венного в магии через примесь астрологии, но с течением времени
эта таинственность весьма много ослабела. Этот, впрочем, недоста-
ток бледнеет перед теми открытиями, какие сделаны магиками в
этот период. Одно только в магиках ни чем не может быть оправ-
дано, — это отношение жрецов или магиков к массе, от которой они
тщательио скрывали все свои познания.
Мы видели значение жреца и его отношение к обществу — в до-
историческом состоянии общества. Совсем в другое отношение к об-
ществу становится он при дальнейшем развитии общества, когда
вместо фетишизма выступает на сцену религиозных убеждений бо-
готворенис светил и сил природы. Теперь божество нельзя, так ска-
зать, иметь под рукою, как фетиша. Нужно особенное знание и ис-
кусство отгадывать волю божества в течении светил и знамениях
сил природы. Для этого нужна целая наука, особая школа. И вот яв-
ляется класс людей с преимущественным, почти исключительным
назначением служить посредником между божеством и людьми.
Это посредничество взяло на себя сословие жрецов, занимавшееся
наблюдением светил и их отношения к судьбам людей, изучением
сил природы и гаданием о значении и смысле их знамений. И жре-
цы, как мы сказали, много успели на этом поприще. Даже Индий-
цы, которые на свою религию и науки смотрели, как на совершен-
нейшие, считали Египтян самыми искусными волшебниками1 .
Сабеисты переносят свое божество от земли на небо, предпола-
гают божество в звездах, как самых блестящих явлениях природы,
видят в них особые самостоятельные божественные существа и при-
писывают им особенное магическое влияние на жизнь земли и ее
«Тысяча и одна ночь», ночь 507.
173
обитателей. Эти новые божества не то, что фетиши; они гораздо вы-
ше, дальше и недоступнее для человека: здесь выступает на сцену
звездная сила, явления которой, по сознанию Сабеистов, стоят в не-
обходимой связи с целой жизнью природы и в виде неизменного
закона, или рока, господствуют над самим человеком.
Все творение Сабеисты разделяли на круги, состоящие под особен-
ным влиянием звезд и каждому небесному телу приписывали осо-
бенную силу действия; так, солнцу приписывали сухость и теплоту,
луне — влажность, Меркурию — смешение тех и других свойств,
Сатурну — холод и засуху, Юпитеру — умеренную теплоту, Марсу —
жар, Венере — теплоту и влагу, и утверждали, что эти силы в част-
ных кругах жизни самым правильным образом производят извест-
ные явления и изменения жизни. По этим же свойствам солнце,
луна и земля считались благодетельными божествами, а Сатурн и
Марс зловредными, и т. п. Халдеи думали, что заклинаниями мож-
но вызывать души усопших и заставить их открывать живым буду-
щую их судьбу. Аравитяне думали, что душа во сне приносит наблю-
дения из другого мира.
Сознание зависимости от высших сил выражалось у Сабеистов гру-
бым фатализмом, или верованием в слепую необходимость рока; с
другой стороны — при пробуждении в человеке хотя неясного чув-
ства собственной свободы, сознание зависимости перешло в стрем-
ление до некоторой степени покорять себе природу и владычество-
вать над необходимостью, но не безотчетным колдовством, а неко-
торого рода знанием. Далее, желая вступить в живую личную связь
с божеством, Халдеи измыслили для этой цели особую науку.
Таким образом, у Халдеев образовалась наука магия, как выра-
жение стремления покорять себе природу; астрология, как выраже-
ние стремления вступить в личную связь со звездами; снотолкова-
вание и заклинание душ усопших как выражение стремления уга-
дать будущее.
Иерархическим средоточием всего астрологического звездопокло-
нения был Вавилон, где Халдеи, как каста жрецов, занимались звез-
дочетством при храме Бела (солнца). С течением времени в Асси-
рийско-вавилонском царстве Халдеи составили отдельный, самостоя-
тельный элемент народа и были хранителями астральной религии,
которая от грубого волшебства шаманов возвысилась до астрологи-
ческой системы.
Как уважали в Персии магию, видно из слов Порфирия1 , по сви-
детельству которого царь Персидский Дарий имел такое высокое
понятие о магии, что на монументе своего отца Гистаспа приказал
надписать: «Он был главою и наставником Персидских магов».
Действительно, стремление Халдеев покорить себе природу в из-
вестной степени было удовлетворено, вследствие их познаний и опыт-
Porphyr., De abstinent., Lib. IV, § 16. Vid. et Ammian Marcell. Lib. XXIII.
174
ности. Чудеса магического их искусства показывают, что они знако-
мы были с физикой, химией, механикой и математикой и долго на-
блюдали над природой. Мы приведем и, хоть приблизительно, объяс-
ним два-три чуда из магических действий Халдеев.
Известно, что Дарий Гистасп, вступив на престол Персидский, по-
требовал себе божеского поклонения. Подданные изумились от это-
го требования, потому что никто не видел ничего божественного в
своем венценосце. Но скоро суеверный ужас обуял Персов. В первый
раз, как только они явились во храм, чтобы исполнить требование
повелителя, последний доказал, что он человек необыкновенный, вос-
седая на золотом троне и отвечая на жертвоприношения поклонни-
ков громом и молнией. Успех был самый поразительный. Невеже-
ственная масса признавала своего повелителя за его чудеса не про-
стым человеком, а божеством, но для магов или жрецов фокусы
Гистаспа не были чудесами и потому они не считали его божеством.
Подобные чудеса на театральных сценах очень нередки, хотя актеры
— не божества. Мы, правда, не имеем точных сведений о том, как
именно Гистасп производил гром или молнию, но мы легко можем
представить себе это, если припомним, что подобные же явления
молнии производятся в театре при употреблении плаунного семени
(ликоподия); для произведения грома нужно только известное уст-
ройство сводов и стен, при искусном устройстве которых можно не
только видоизменять, но и усиливать звуки, похожие на гром, град
и пр. — с изумительной точностью. Нужно знать, как устроен был
золотой трон Гистаспа, как устроены были своды и стены храма, и
была ли какая-нибудь связь между троном и стенами, чтобы опре-
делить в точности, как именно производил Гистасп гром. В каждом
физическом кабинете можно производить сильные выстрелы и яр-
кие искры электрической машиной. Очень может быть, что и в хра-
ме Персидском было что-нибудь похожее.
Страбон рассказывает, что в Каппадокии жрецы Дианы в извест-
ные праздники ходили босыми ногами по раскаленным плитам.
Кто незнаком с секретом этого хождения, для того рассказанный
факт покажется или выдумкой Страбона, или совершенным при по-
мощи магии, или колдовства. Чтобы удивить неопытных, мы при-
ведем еще более поразительный факт из истории Персидской магии.
В начале 4-го века нашей эры, религия огнепоклонников, преж-
де столь cлавная, начала видимо клониться к падению. Царствовав-
ший в это время в Персии Сапор, ревностный поклонник и благо-
говейный почитатель Зороастрова учения, призвал ученейших ма-
гов или жрецов и приказал им изыскать средство для поддержания
господствующей религии. Жрецы очень хорошо понимали, какого
рода средства для поддержания религии нужно представить суевер-
ному большинству. Один жрец, Абурабаг-Мабрасфанд, с согласия
своих товарищей, собрал народ и объявил, что он готов при всех
присутствующих броситься в огонь в доказательство того, что их ре-
лигия, их учение истинны. Это испытание заключалось в том, что
на тело жреца нужно было вылить полпуда расплавленной меди.
Столь страшное испытание было предложено так решительно, что
немногие нашлись, которые отнеслись к делу скептически. Чтобы
удивить большинство и убедить меньшинство, жрец бестрепетно и
безвредно выдержал огненное испытание1 .
Каково? Ведь для незнающего, в чем дело, представляется, что
это — или вымысел, или обман чувств, или содействие духов, или
наконец чудо, совершенное богом огня. Ничего однако ж подобно-
го не бывало. Многие философы и историки смеялись над этим и по-
добными рассказами, как над вымыслом, потому что не знали зако-
нов химии. Более суеверные думали, что это волшебство, магия. Но
так могли и могут рассуждать только суеверные. Такие чудеса тво-
рили люди, никогда не слышавшие, а еще более никогда не знав-
шие секретов Персидской магии; чудеса такого рода совершали ра-
ботники на чугунно-плавильных и железоделательных заводах.
Из донесения ученого Перрея парижской академии наук видно,
что работник из железоделательного завода за два франка согла-
сился ступить обнаженной ногой на раскаленную плиту. Работник
подошел к чугунной плите, только что отвердевшей и еще накален-
ной почти добела, тщательно смел с нее все нечистоты, бывшие на
ее поверхности, разулся, обтер ногу и быстро ударил по раскаленной
плите обнаженной ногой, потом вскочил на нее и несколько раз
прыгнул на ней. Другой работник, никогда не делавший этого опы-
та, счастливо повторил опыт первого. Наконец сам Перрей слегка
ударил трижды по раскаленной плите обнаженной ногой, но сту-
пить не решился, хотя и уверен был в безопасности. Таким образом,
два работника и Перрей были подражателями, правда слабыми, уче-
ным магикам древности.
Другой работник, по словам Бекмана, черпал рукой расплавлен-
ную медь. Дело было в Ауэштедте в сентябре 1765 г. Подержав нес-
колько минут кисть одной руки под мышкой другой, работник оку-
нул ее в расплавленную медь, зачерпнул немного этой жидкости и
бросил на стену, где медь рассыпалась каплями, остывшими уже на
полу. Рука работника от этой забавы нисколько не повредилась.
Французский физик Бутиньи в начале 1849 года узнал, что ра-
ботники одного железоделательного завода ступают голыми ногами
на раскаленное добела железо, а также опускают руку в расплавлен-
ный чугун. Бутиньи сам потом видел эти фокусы, и наконец в ап-
реле того же года безнаказанно сам повторял эти фокусы: он рассе-
кал обнаженной рукой расплавленный чугун толщиной до полутора
вершков, а также опускал руку, конечно голую, в расплавленный
чугун.
Dictionnaire histor., critiq. et bibliogr., XXVII, 417.
176
Удивленный читатель, незнакомый с такими фокусами, непре-
менно скажет: или все это вздор, или обман, или это фокусники на-
стоящие, как есть колдуны. Эти забавы объясняемы были различно:
одни объясняли их колдовством, магией, конечно, черной, другие
считали вздором, третьи объясняли чисто физически и объясняли
различно. Варрон думал, что люди, ходившие, для потехи богов, по
раскаленным металлам, для предохранения себя намазывали по-
дошвы ног особенным составом, который они хранили в великом
секрете. Бекман думал, что работники так безнаказанно забавляют-
ся с расплавленным металлом вследствие нечувствительности, чрез-
вычайной огрубелости кожи, покрывающей руки работников. Но как
Варрон, так и Бекман ошиблись, по крайней мере в отношении к
работникам железоделательных заводов. Как мы видели, они не на-
тирались никакими мазями; огрубелость совершенно недостаточна
для того, чтобы тело не подверглось ожогу. Итак, каким же средст-
вом как персидский маг, так работники спастись от ожога — ужели
чудесным? Ничуть не бывало, а самым простым и естественным
образом. Для достижения цели необходимы два главных условия.
Прежде всего и важнее всего — это решимость, самоуверенность в
безвредной потехе. Это — чисто психологическое условие, без кото-
рого немыслимо выполнение опыта. Напротив, трусость никогда не
решится почти ни на какой серьезный опыт, — и если бы челове-
чество состояло из трусов, то оно никогда бы не развилось так ши-
роко и глубоко, если можно так сказать; науки не добились бы до
тех результатов, до которых они дошли усидчивостью, терпением,
трудом и особенно решимостью многих отдельных индивидуумов
Перрей и Бетиньи решились и убедились на опыте, что шалить с
расплавленными металлами безнаказанно — позволительно смерт-
ным всем и каждому, исключая трусов. Это первое, чисто психологи-
ческое, внутреннее, субъективное, зависящее от характера лично-
сти, условие, — самое необходимое для опыта. Второе условие, кото-
рым обладает и трус, чисто физиологическое и по отношению к пер-
вому внешнее условие, на которое указал Бекман, хотя сам не обра-
тил на него внимания. Физиологическое условие — это пот, которым
покрыто было тело у людей, купавшихся в расплавленной меди, или
черпавших руками чугун, или прогуливавшихся по накаленному до-
бела железу. «Подержав несколько времени ладонь и пальцы пра-
вой руки, говорит Бекман, под мышкой левой, работник зачерпнул
правой рукой» и т. д. Решимостью и потом спас свое тело от сгорае-
мости персидский маг; таким образом спасли себя и работники.
Жар персидский известен читателю, если только он знаком с гео-
графией, а после этого неудивительно, что тело мага постоянно по-
крыто было потом и притом обильным, который условливался еще
и одеждой мага. Далее, перед горнами и плавильными печами, вслед-
ствие сильного жара, сильная испарина очень естественна и необхо-
дима на теле работников.
Недавно г. Бутиньи открыл, что если какая-нибудь жидкость будет
брошена на сильно раскаленное тело, то она принимает вид сплюс-
нутых капель, быстро вертящихся на своей оси и весьма медленно
испаряющихся. В этом может убедиться каждый, если плюнет на
раскаленную плиту, на самовар, на дверцу печи, утюг и т. п. Это свой-
ство жидких тел Бутиньи назвал сфероидальным состоянием. В упо-
мянутых опытах существует очевидная, явная связь, зависимость меж-
ду явлениями несгораемости человеческого тела и сфероидальным
состоянием жидкостей или, проще, пота. Как только рука или дру-
гая часть тела, напр. нога, погружается в расплавленный металл, то
пот, покрывающий тело, касаясь металла, принимает сфероидаль-
ное состояние и предохраняет руку от опасной жидкости металла.
На это могут сказать, что пот может предохранить только частицу
тела и притом от случайного, нечаянного прикосновения к рас-
каленному железу. Но дело в том, что рука вовсе не прикасается к
металлу, будете ли вы производить опыт над несколькими золотни-
ками или над несколькими пудами расплавленного металла. Впе-
чатление, производимое жаром, будет одинаково в обоих случаях.
Все дело в том, что раскаленные поверхности отталкивают от себя
прикасающиеся к ним жидкости или положительно сопротивляют-
ся им. В этом случае мы укажем читателю на удивительные опыты
Тиндаля, описанные им в его сочинении «О теплоте». В этом со-
чинении он самым наглядным образом доказал сфероидальность
жидких тел и отталкивающую силу раскаленных поверхностей в
соприкосновении их с жидкими поверхностями. Читатель скажет: а
лучеиспускание разве не имеет здесь значения? На это заметим, что
жидкости в сфероидальном состоянии, как давно доказано, способны
отражать от себя теплород так, что никогда не нагреваются до точки
собственного кипения. Напр. вода, кипящая обыкновенно при 100º
по Цельсию, не доходит в сфероидальном состоянии до темпера-
туры, превышающей 96º. Пока влага не испарится, до тех пор она
отражает теплород, опасный для тела, погруженного в металл. Зна-
чит, можно держать руку в металле, пока не испарится влага; а пос-
ле этого времени можно повредить руку, если держать ее в металле
долее. Мы привели поразительнейшие фокусы магов, пред которы-
ми все другие бледнеют, и объяснили естественным образом. А пос-
ле легко также объяснить и другие, если бы только стоило объяснять.
Если читателю встретится в таком роде факт, то прежде всего он дол-
жен обратиться к физике и в ней поискать объяснения или по край-
ней мере возможности подобных фактов, потом обратить внимание
на те факты и условия, при которых совершился подобный факт и
т. д. Многого, конечно, нельзя объяснить удовлетворительно при
настоящем состоянии науки, но с течением времени все фокусы, ос-
нованные на законах естественных наук, будут объяснены вполне.
Что же касается до рассказов о вызывании теней мертвых, о низ-
веденин луны на землю и т. п., то все это чистейшие сказки, осно-
ванные на суеверии народном, над которыми смеялись впоследст-
вии и сами жрецы, и если не разубеждали народ в его суеверии, то
потому только, чтобы народ боялся и почитал их, благоговел и по-
виновался пм. Как средство возвысить себя пред народом, изучать
как природу вселенной вообще, так и человека в частности, и извле-
кать из этого изучения естественную и необходимую пользу, жрецы
всех народов изучали магию. Была она, как мы видели, в доисто-
рическом состоянии человечества, существовала, как мы видели, у
Шаманов и Персов. Встречаем ее также и у других восточных наро-
дов: Китайцев и Индийцев. Веды и законы Ману подтверждают это.
Она была также у Хананов и других. Но особенно она процветала у
Персов, о которых мы сейчас говорили, и Египтян, которых Индий-
цы считали самыми искусными волшебниками.
С течением времени, с развитием в человечестве новых идей, с
развитием и распространением христианства, с политическим ослаб-
лением народов древних восточных, пала и магия, которая, как нау-
ка, отжила свой век для восточных народов, у которых теперь нет
почти и следов той великой науки магии, над которой столько ис-
тратило сил, средств и времени древнее жречество древних пред-
ков современных восточных народов. На долю современных восточ-
ных народов осталось только суеверие. По свидетельству путешест-
венников, на востоке суеверие, стремление к магии и чародейству и
по настоящее время весьма развиты, а особенно в той стране, в ко-
торой некогда процветала особенно магия — в Персин как между
огнепоклонниками, происшедшими от древних Халдеев, так и меж-
ду Персами, последователями Магомета.
Еще и в настоящее время близ Баку, на полуострове Апшерон, у
Каспийского моря, горят пары горного масла, просачивающегося на
поверхность земли и близ этих вечных огней живут огнепоклонни-
ки — жалкие остатки древних магов, прославивших некогда учение
Зороастра («Рассказы о темных предметах» М. С. Хотинского, стр.
416).
∆∆∆
ГЛАВА XX