Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов


а дальнейших ступенях развития человечества понятие о ма-

Í

гии, волшебстве и их характере совершенно изменяется; ма-

гия получает другое направление. Понятие о черной магии и

ее чудесах, о волшебстве и заклинаниях злых духов и отшедших душ

остается на долю толпы. Жрецы же, т. е. специалисты по магии, со-

вершенно иначе относятся к магии. Вместо дурацких, ни к чему не

ведущих заклинаний и бессмысленного, убийственного для жреца

колдовства, каста жрецов стала изучать астрономию, физику, меха-

нику, химию и т. п., и на этом новом поприще оказала блестящие

успехи. Труды на этом новом поприще, — на поприще белой или

естественной магии, насколько они дошли до нас, останутся незабвен-

ными для науки. Правда, что на первых порах было много таинст-

венного в магии через примесь астрологии, но с течением времени

эта таинственность весьма много ослабела. Этот, впрочем, недоста-

ток бледнеет перед теми открытиями, какие сделаны магиками в

этот период. Одно только в магиках ни чем не может быть оправ-

дано, — это отношение жрецов или магиков к массе, от которой они

тщательио скрывали все свои познания.

Мы видели значение жреца и его отношение к обществу — в до-

историческом состоянии общества. Совсем в другое отношение к об-

ществу становится он при дальнейшем развитии общества, когда

вместо фетишизма выступает на сцену религиозных убеждений бо-

готворенис светил и сил природы. Теперь божество нельзя, так ска-

зать, иметь под рукою, как фетиша. Нужно особенное знание и ис-

кусство отгадывать волю божества в течении светил и знамениях

сил природы. Для этого нужна целая наука, особая школа. И вот яв-

ляется класс людей с преимущественным, почти исключительным

назначением служить посредником между божеством и людьми.

Это посредничество взяло на себя сословие жрецов, занимавшееся

наблюдением светил и их отношения к судьбам людей, изучением

сил природы и гаданием о значении и смысле их знамений. И жре-

цы, как мы сказали, много успели на этом поприще. Даже Индий-




цы, которые на свою религию и науки смотрели, как на совершен-

нейшие, считали Египтян самыми искусными волшебниками1 .

Сабеисты переносят свое божество от земли на небо, предпола-

гают божество в звездах, как самых блестящих явлениях природы,

видят в них особые самостоятельные божественные существа и при-

писывают им особенное магическое влияние на жизнь земли и ее



«Тысяча и одна ночь», ночь 507.

173 Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов - student2.ru



обитателей. Эти новые божества не то, что фетиши; они гораздо вы-

ше, дальше и недоступнее для человека: здесь выступает на сцену

звездная сила, явления которой, по сознанию Сабеистов, стоят в не-

обходимой связи с целой жизнью природы и в виде неизменного

закона, или рока, господствуют над самим человеком.

Все творение Сабеисты разделяли на круги, состоящие под особен-

ным влиянием звезд и каждому небесному телу приписывали осо-

бенную силу действия; так, солнцу приписывали сухость и теплоту,

луне — влажность, Меркурию — смешение тех и других свойств,

Сатурну — холод и засуху, Юпитеру — умеренную теплоту, Марсу —

жар, Венере — теплоту и влагу, и утверждали, что эти силы в част-

ных кругах жизни самым правильным образом производят извест-

ные явления и изменения жизни. По этим же свойствам солнце,

луна и земля считались благодетельными божествами, а Сатурн и

Марс зловредными, и т. п. Халдеи думали, что заклинаниями мож-

но вызывать души усопших и заставить их открывать живым буду-

щую их судьбу. Аравитяне думали, что душа во сне приносит наблю-

дения из другого мира.

Сознание зависимости от высших сил выражалось у Сабеистов гру-

бым фатализмом, или верованием в слепую необходимость рока; с

другой стороны — при пробуждении в человеке хотя неясного чув-

ства собственной свободы, сознание зависимости перешло в стрем-

ление до некоторой степени покорять себе природу и владычество-

вать над необходимостью, но не безотчетным колдовством, а неко-

торого рода знанием. Далее, желая вступить в живую личную связь

с божеством, Халдеи измыслили для этой цели особую науку.

Таким образом, у Халдеев образовалась наука магия, как выра-

жение стремления покорять себе природу; астрология, как выраже-

ние стремления вступить в личную связь со звездами; снотолкова-

вание и заклинание душ усопших как выражение стремления уга-

дать будущее.

Иерархическим средоточием всего астрологического звездопокло-

нения был Вавилон, где Халдеи, как каста жрецов, занимались звез-

дочетством при храме Бела (солнца). С течением времени в Асси-

рийско-вавилонском царстве Халдеи составили отдельный, самостоя-

тельный элемент народа и были хранителями астральной религии,

которая от грубого волшебства шаманов возвысилась до астрологи-

ческой системы.

Как уважали в Персии магию, видно из слов Порфирия1 , по сви-

детельству которого царь Персидский Дарий имел такое высокое

понятие о магии, что на монументе своего отца Гистаспа приказал

надписать: «Он был главою и наставником Персидских магов».

Действительно, стремление Халдеев покорить себе природу в из-

вестной степени было удовлетворено, вследствие их познаний и опыт-



Porphyr., De abstinent., Lib. IV, § 16. Vid. et Ammian Marcell. Lib. XXIII.

174 Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов - student2.ru



ности. Чудеса магического их искусства показывают, что они знако-

мы были с физикой, химией, механикой и математикой и долго на-

блюдали над природой. Мы приведем и, хоть приблизительно, объяс-

ним два-три чуда из магических действий Халдеев.

Известно, что Дарий Гистасп, вступив на престол Персидский, по-

требовал себе божеского поклонения. Подданные изумились от это-

го требования, потому что никто не видел ничего божественного в

своем венценосце. Но скоро суеверный ужас обуял Персов. В первый

раз, как только они явились во храм, чтобы исполнить требование

повелителя, последний доказал, что он человек необыкновенный, вос-

седая на золотом троне и отвечая на жертвоприношения поклонни-

ков громом и молнией. Успех был самый поразительный. Невеже-

ственная масса признавала своего повелителя за его чудеса не про-

стым человеком, а божеством, но для магов или жрецов фокусы

Гистаспа не были чудесами и потому они не считали его божеством.

Подобные чудеса на театральных сценах очень нередки, хотя актеры

— не божества. Мы, правда, не имеем точных сведений о том, как

именно Гистасп производил гром или молнию, но мы легко можем

представить себе это, если припомним, что подобные же явления

молнии производятся в театре при употреблении плаунного семени

(ликоподия); для произведения грома нужно только известное уст-

ройство сводов и стен, при искусном устройстве которых можно не

только видоизменять, но и усиливать звуки, похожие на гром, град

и пр. — с изумительной точностью. Нужно знать, как устроен был

золотой трон Гистаспа, как устроены были своды и стены храма, и

была ли какая-нибудь связь между троном и стенами, чтобы опре-

делить в точности, как именно производил Гистасп гром. В каждом

физическом кабинете можно производить сильные выстрелы и яр-

кие искры электрической машиной. Очень может быть, что и в хра-

ме Персидском было что-нибудь похожее.

Страбон рассказывает, что в Каппадокии жрецы Дианы в извест-

ные праздники ходили босыми ногами по раскаленным плитам.

Кто незнаком с секретом этого хождения, для того рассказанный

факт покажется или выдумкой Страбона, или совершенным при по-

мощи магии, или колдовства. Чтобы удивить неопытных, мы при-

ведем еще более поразительный факт из истории Персидской магии.

В начале 4-го века нашей эры, религия огнепоклонников, преж-

де столь cлавная, начала видимо клониться к падению. Царствовав-

ший в это время в Персии Сапор, ревностный поклонник и благо-

говейный почитатель Зороастрова учения, призвал ученейших ма-

гов или жрецов и приказал им изыскать средство для поддержания

господствующей религии. Жрецы очень хорошо понимали, какого

рода средства для поддержания религии нужно представить суевер-

ному большинству. Один жрец, Абурабаг-Мабрасфанд, с согласия

своих товарищей, собрал народ и объявил, что он готов при всех

присутствующих броситься в огонь в доказательство того, что их ре-




лигия, их учение истинны. Это испытание заключалось в том, что

на тело жреца нужно было вылить полпуда расплавленной меди.

Столь страшное испытание было предложено так решительно, что

немногие нашлись, которые отнеслись к делу скептически. Чтобы

удивить большинство и убедить меньшинство, жрец бестрепетно и

безвредно выдержал огненное испытание1 .

Каково? Ведь для незнающего, в чем дело, представляется, что

это — или вымысел, или обман чувств, или содействие духов, или

наконец чудо, совершенное богом огня. Ничего однако ж подобно-

го не бывало. Многие философы и историки смеялись над этим и по-

добными рассказами, как над вымыслом, потому что не знали зако-

нов химии. Более суеверные думали, что это волшебство, магия. Но

так могли и могут рассуждать только суеверные. Такие чудеса тво-

рили люди, никогда не слышавшие, а еще более никогда не знав-

шие секретов Персидской магии; чудеса такого рода совершали ра-

ботники на чугунно-плавильных и железоделательных заводах.

Из донесения ученого Перрея парижской академии наук видно,

что работник из железоделательного завода за два франка согла-

сился ступить обнаженной ногой на раскаленную плиту. Работник

подошел к чугунной плите, только что отвердевшей и еще накален-

ной почти добела, тщательно смел с нее все нечистоты, бывшие на

ее поверхности, разулся, обтер ногу и быстро ударил по раскаленной

плите обнаженной ногой, потом вскочил на нее и несколько раз

прыгнул на ней. Другой работник, никогда не делавший этого опы-

та, счастливо повторил опыт первого. Наконец сам Перрей слегка

ударил трижды по раскаленной плите обнаженной ногой, но сту-

пить не решился, хотя и уверен был в безопасности. Таким образом,

два работника и Перрей были подражателями, правда слабыми, уче-

ным магикам древности.

Другой работник, по словам Бекмана, черпал рукой расплавлен-

ную медь. Дело было в Ауэштедте в сентябре 1765 г. Подержав нес-

колько минут кисть одной руки под мышкой другой, работник оку-

нул ее в расплавленную медь, зачерпнул немного этой жидкости и

бросил на стену, где медь рассыпалась каплями, остывшими уже на

полу. Рука работника от этой забавы нисколько не повредилась.

Французский физик Бутиньи в начале 1849 года узнал, что ра-

ботники одного железоделательного завода ступают голыми ногами

на раскаленное добела железо, а также опускают руку в расплавлен-

ный чугун. Бутиньи сам потом видел эти фокусы, и наконец в ап-

реле того же года безнаказанно сам повторял эти фокусы: он рассе-

кал обнаженной рукой расплавленный чугун толщиной до полутора

вершков, а также опускал руку, конечно голую, в расплавленный

чугун.



Dictionnaire histor., critiq. et bibliogr., XXVII, 417.

176 Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов - student2.ru



Удивленный читатель, незнакомый с такими фокусами, непре-

менно скажет: или все это вздор, или обман, или это фокусники на-

стоящие, как есть колдуны. Эти забавы объясняемы были различно:

одни объясняли их колдовством, магией, конечно, черной, другие

считали вздором, третьи объясняли чисто физически и объясняли

различно. Варрон думал, что люди, ходившие, для потехи богов, по

раскаленным металлам, для предохранения себя намазывали по-

дошвы ног особенным составом, который они хранили в великом

секрете. Бекман думал, что работники так безнаказанно забавляют-

ся с расплавленным металлом вследствие нечувствительности, чрез-

вычайной огрубелости кожи, покрывающей руки работников. Но как

Варрон, так и Бекман ошиблись, по крайней мере в отношении к

работникам железоделательных заводов. Как мы видели, они не на-

тирались никакими мазями; огрубелость совершенно недостаточна

для того, чтобы тело не подверглось ожогу. Итак, каким же средст-

вом как персидский маг, так работники спастись от ожога — ужели

чудесным? Ничуть не бывало, а самым простым и естественным

образом. Для достижения цели необходимы два главных условия.

Прежде всего и важнее всего — это решимость, самоуверенность в

безвредной потехе. Это — чисто психологическое условие, без кото-

рого немыслимо выполнение опыта. Напротив, трусость никогда не

решится почти ни на какой серьезный опыт, — и если бы челове-

чество состояло из трусов, то оно никогда бы не развилось так ши-

роко и глубоко, если можно так сказать; науки не добились бы до

тех результатов, до которых они дошли усидчивостью, терпением,

трудом и особенно решимостью многих отдельных индивидуумов

Перрей и Бетиньи решились и убедились на опыте, что шалить с

расплавленными металлами безнаказанно — позволительно смерт-

ным всем и каждому, исключая трусов. Это первое, чисто психологи-

ческое, внутреннее, субъективное, зависящее от характера лично-

сти, условие, — самое необходимое для опыта. Второе условие, кото-

рым обладает и трус, чисто физиологическое и по отношению к пер-

вому внешнее условие, на которое указал Бекман, хотя сам не обра-

тил на него внимания. Физиологическое условие — это пот, которым

покрыто было тело у людей, купавшихся в расплавленной меди, или

черпавших руками чугун, или прогуливавшихся по накаленному до-

бела железу. «Подержав несколько времени ладонь и пальцы пра-

вой руки, говорит Бекман, под мышкой левой, работник зачерпнул

правой рукой» и т. д. Решимостью и потом спас свое тело от сгорае-

мости персидский маг; таким образом спасли себя и работники.

Жар персидский известен читателю, если только он знаком с гео-

графией, а после этого неудивительно, что тело мага постоянно по-

крыто было потом и притом обильным, который условливался еще

и одеждой мага. Далее, перед горнами и плавильными печами, вслед-

ствие сильного жара, сильная испарина очень естественна и необхо-

дима на теле работников.




Недавно г. Бутиньи открыл, что если какая-нибудь жидкость будет

брошена на сильно раскаленное тело, то она принимает вид сплюс-

нутых капель, быстро вертящихся на своей оси и весьма медленно

испаряющихся. В этом может убедиться каждый, если плюнет на

раскаленную плиту, на самовар, на дверцу печи, утюг и т. п. Это свой-

ство жидких тел Бутиньи назвал сфероидальным состоянием. В упо-

мянутых опытах существует очевидная, явная связь, зависимость меж-

ду явлениями несгораемости человеческого тела и сфероидальным

состоянием жидкостей или, проще, пота. Как только рука или дру-

гая часть тела, напр. нога, погружается в расплавленный металл, то

пот, покрывающий тело, касаясь металла, принимает сфероидаль-

ное состояние и предохраняет руку от опасной жидкости металла.

На это могут сказать, что пот может предохранить только частицу

тела и притом от случайного, нечаянного прикосновения к рас-

каленному железу. Но дело в том, что рука вовсе не прикасается к

металлу, будете ли вы производить опыт над несколькими золотни-

ками или над несколькими пудами расплавленного металла. Впе-

чатление, производимое жаром, будет одинаково в обоих случаях.

Все дело в том, что раскаленные поверхности отталкивают от себя

прикасающиеся к ним жидкости или положительно сопротивляют-

ся им. В этом случае мы укажем читателю на удивительные опыты

Тиндаля, описанные им в его сочинении «О теплоте». В этом со-

чинении он самым наглядным образом доказал сфероидальность

жидких тел и отталкивающую силу раскаленных поверхностей в

соприкосновении их с жидкими поверхностями. Читатель скажет: а

лучеиспускание разве не имеет здесь значения? На это заметим, что

жидкости в сфероидальном состоянии, как давно доказано, способны

отражать от себя теплород так, что никогда не нагреваются до точки

собственного кипения. Напр. вода, кипящая обыкновенно при 100º

по Цельсию, не доходит в сфероидальном состоянии до темпера-

туры, превышающей 96º. Пока влага не испарится, до тех пор она

отражает теплород, опасный для тела, погруженного в металл. Зна-

чит, можно держать руку в металле, пока не испарится влага; а пос-

ле этого времени можно повредить руку, если держать ее в металле

долее. Мы привели поразительнейшие фокусы магов, пред которы-

ми все другие бледнеют, и объяснили естественным образом. А пос-

ле легко также объяснить и другие, если бы только стоило объяснять.

Если читателю встретится в таком роде факт, то прежде всего он дол-

жен обратиться к физике и в ней поискать объяснения или по край-

ней мере возможности подобных фактов, потом обратить внимание

на те факты и условия, при которых совершился подобный факт и

т. д. Многого, конечно, нельзя объяснить удовлетворительно при

настоящем состоянии науки, но с течением времени все фокусы, ос-

нованные на законах естественных наук, будут объяснены вполне.

Что же касается до рассказов о вызывании теней мертвых, о низ-

веденин луны на землю и т. п., то все это чистейшие сказки, осно-




ванные на суеверии народном, над которыми смеялись впоследст-

вии и сами жрецы, и если не разубеждали народ в его суеверии, то

потому только, чтобы народ боялся и почитал их, благоговел и по-

виновался пм. Как средство возвысить себя пред народом, изучать

как природу вселенной вообще, так и человека в частности, и извле-

кать из этого изучения естественную и необходимую пользу, жрецы

всех народов изучали магию. Была она, как мы видели, в доисто-

рическом состоянии человечества, существовала, как мы видели, у

Шаманов и Персов. Встречаем ее также и у других восточных наро-

дов: Китайцев и Индийцев. Веды и законы Ману подтверждают это.

Она была также у Хананов и других. Но особенно она процветала у

Персов, о которых мы сейчас говорили, и Египтян, которых Индий-

цы считали самыми искусными волшебниками.

С течением времени, с развитием в человечестве новых идей, с

развитием и распространением христианства, с политическим ослаб-

лением народов древних восточных, пала и магия, которая, как нау-

ка, отжила свой век для восточных народов, у которых теперь нет

почти и следов той великой науки магии, над которой столько ис-

тратило сил, средств и времени древнее жречество древних пред-

ков современных восточных народов. На долю современных восточ-

ных народов осталось только суеверие. По свидетельству путешест-

венников, на востоке суеверие, стремление к магии и чародейству и

по настоящее время весьма развиты, а особенно в той стране, в ко-

торой некогда процветала особенно магия — в Персин как между

огнепоклонниками, происшедшими от древних Халдеев, так и меж-

ду Персами, последователями Магомета.

Еще и в настоящее время близ Баку, на полуострове Апшерон, у

Каспийского моря, горят пары горного масла, просачивающегося на

поверхность земли и близ этих вечных огней живут огнепоклонни-

ки — жалкие остатки древних магов, прославивших некогда учение

Зороастра («Рассказы о темных предметах» М. С. Хотинского, стр.

416).

∆∆∆



ГЛАВА XX

Наши рекомендации