Зарождение теории естественного отбора 449
написания и публикации нескольких изданий «Происхождения видов»
Дарвин обращается к своим Записным книжкам.
Для понимания важности Записных книжек для творчества Дарвина
напомним, что при написании «Происхождения видов», как и ряда других
своих монографий, он порой просто вырезал из Записных книжек нужные
страницы и полностью или частично включал этот текст в свои произведения. Всего в книжках было 824 страницы. Поиски в архиве Дарвина позволили найти сначала 28 вырезанных страниц, потом еще 202; 70 страниц
до сих пор найти не удалось, не исключено, что они не пропали, а полностью вошли в какие-либо его опубликованные работы.
Записные книжки Дарвина по трансмутации (изменению) видов охватывают период двух лет — 1837—1839 гг.: 1-я книжка — июль 1837—
февраль 1838 г.; 2-я книжка — февраль—июль 1838 г.; 3-я книжка —
10 июля—2 октября 1838 г.; 4-я книжка — октябрь 1838 г.—10 июля
1839 г. Именно в эти два года начинают формироваться главнейшие идеи
теории эволюции. Напомним, что потом был «Скетч 1842 года», «Очерк
1844 года» и, наконец, грандиозная (более 2000 страниц) рукопись 1858 г.
Извлечением из последней и стало «Происхождение видов», опубликованное в 1859 г.
Не ставя перед собой задачу подробного анализа развития взглядов
Дарвина на теорию естественного отбора (такой анализ и невозможен
даже в рамках большой статьи и требует монографического исследования),
рассмотрим начальные этапы формирования эволюционных взглядов
Дарвина, как они прослеживаются по Записным книжкам. Однако следует
указать на то, что в 1980 г. была опубликована еще одна Записная книжка
Дарвина под названием «Красная записная книжка» (подробнее см.:
Галл, 1987). Ее публикация свидетельствует о том, что весной 1837 г.
Дарвин занимал сальтационистскую позицию в вопросе о происхождении
бидо.в. Эту концепцию, возможно, следует оценивать как переходную
между креацианистскими и подлинно эволюционными взглядами Дарвина.
ОБ ЭВОЛЮЦИОНИЗМЕ
Несомненно, к концу 1837 г. Дарвин был сознательным эволюционистом. Об этом однозначно свидетельствуют страницы 101- и 104-я 1-й
Записной книжки:
«101.1 Астрономы могли некогда говорить, что Бог повелевал каждой
планете двигаться по предначертанному пути. Таким же образом Бог
повелевает, чтобы каждое животное было создано по определенному образцу в определенной стране. Но насколько проще и величественнее сила:
пусть тяготение действует по определенному закону с какими-то неизбежными последствиями, пусть животные будут созданы и по твердым законам
размножения их потомки будут такими-то».
1 Цифры, стоящие в начале цитаты, соответствуют нумерациям страниц в оригинальных рукописях Дарвина. При публикации они вынесены на поля, что безусловно
облегчает пользование и цитирование Записных книжек.
29 Чарлз Дарвин
А. В. Яблоков |
«104. Безусловно, известно, что одни виды вымирают и другие замещаютих. . . Новые акты творения — это простое предположение, которое
ничего не объясняет. ..».
«216. Неужели Творец продолжал с кембрийской формации создавать
животных все того же общего строения. Жалкая, ограниченная точка
зрения».
Во 2-й книжке, весной 1838 г., Дарвин идет дальше, интуитивно подходя к вскрытию механизма эволюции:
«76. Согласиться, что виды и роды переходят один в другой. . . и все
строение [креационизма. — А. Я.] разрушится и упадет. Взгляни вокруг,
изучай градации, изучай единство типа, изучай географическое распространение,
77. изучай отношение ископаемых к современным. Здание [креационизма. — А. Я.} падает! . . .».
Наконец, в 3-й книжке мы находим точную самооценку идеи эволюции:
«69. . . Видя, что писали Фон-Бух, Гумбольдт, Ж. Сент-Илер и Ламарк, я не претендую на оригинальность идеи [эволюции. —А. Я.],
хотя я и пришел к этим заключениям самостоятельно, линия доказательства и сведение фактов к закону — моя единственная заслуга, если таковая вообще имеется. . .».
Однако несомненно, что «таковая» имелась. Прозорливо Дарвин уже
во 2-й книжке подчеркивает возможность естественного возникновения
жизни:
«102. Тесные отношения Жизни с законами химической комбинации и
универсальность последних делают спонтанное возникновение [жизни. —
Л. Я. ] не невозможным».
И, конечно же, подтверждением вполне сформировавшихся в 1838 г.
взглядов Дарвина на эволюцию служат его записи относительно происхождения человека на странице 232 1-й книжки и страницах 166 и 196 —
2-й.
«232. . . . Если мы позволим себе увлечься догадками, то животные,
наши собратья по боли, болезни, смерти, страданию и голоду. . ., могут
вместе с нами происходить от одного общего предка, все мы можем быть
связаны вместе. . .».
«166. . . Почему думать, что мысль есть результат работы мозга более
удивительно, чем что тяготение есть свойство материи?».
«196. . . Человек в своем невежестве считает себя великим творением,
достойным полубожественного положения, более скромно и, мне кажется,
правильнее считать его созданным из животных. . .».
Итак, несомненно, что к 1838 г. Дарвин стал убежденным эволюционистом и с глубоким скепсисом относился к креационистским воззрениям.
Однако также несомненно и то, что до середины 1838 г. механизм эволюции остается ему еще неясным, более того, все его внимание направленона другие проблемы, и прежде всего на установление хода протекания
эволюционного процесса — проблему взаимоотношения видов в процессеэволюции.