ПРОРОЧЕСТВО – НУЖНЫЙ ДАР
Пророчество настолько важный дар, что притеснение или неподдерживание пророческого служения может привести к погребению духовной жизни общины.
Как в Ветхом так и в Новом Завете пророчество считается значительной помощью. Притчи 29:18 гласят: «Без откровения (без пророчества) свыше народ необуздан». Кто из нас желает себе необузданный народ Божий? Соответствующая ситуации прямота служения пророчества созидает и способствует духовной жизни. Моисей желал это служение всему народу Божьему: «О если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 2:28-29). Для него дело касалось не сохранения его особого положения, но богатства пророчества ко благу всего народа Божьего. Это желание никогда не исполнилось в период Ветхого Завета.
Павел, кажется, хорошо понял Моисея, в 1 Коринфянам 13:3-5 говоря: «... но лучше, чтобы вы пророчествовали ... Кто пророчествует, тот назидает церковь».
В Ветхом Завете время духовного упадка связывается с сокращением пророчества. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1-я Цар. 3:1). Недостаток пророчества не является состоянием духовной зрелости, как утверждают некоторые, но это было состоянием духовного упадка.
В 1 Фессалоникийцам 5:20-21 находится увещание: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Пророчество можно уничижать уже тем, если просто не обращать на него внимания. К примеру, чтобы презирать человека, не обязательно ругать его. Достаточно того, если мы, проходя мимо, просто делаем вид, что не замечаем его.
Крайние отношения к пророчеству простираются от «необращения внимания» до «полного попадения под влияние пророчеств без всякой проверки». Но потому что пророчество так важно, то и духовное испытание является важным служением, чтобы таким образом удержать хорошее из каждого пророческого высказывания. Текст из Послания к Ефесянам показывает, что в пророчестве может быть и хорошее и менее ценное. Новозаветное пророчество не является непогрешимой речью. И все-таки слово остается верным: «Свидетельство Иисуса есть дух пророчества» (Откр. 19:10). Через дух пророчества Иисус дарует свидетельство о нас и о наших общинах. Его свидетельство вносит поправку в наше собственное свидетельство. Оно помогает нам быть истинными свидетелями в этом мире.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ
Если мы поставим вопрос: «Как проявляется пророчество?» – то мы не должны забывать, что и в каждой вдохновенной проповеди тоже есть частица пророчества. Мы все знаем, как иногда проповедь касалась нас буквально как пророчество. Сокровенное сердца нашего было открыто. Мы видели себя поставленными пред Богом. Но наряду с такими пророческими проповедями имеется пророчество как особый дар Духа Святого.
Пророчества могут проявляться в различных формах (сравни Деяния 2:16-18 и Иоиля 3:1-3):
– через вдохновленные Духом мысли и речи
(=керигматическое пророчество)
– через дневные и ночные видения
(= пророческое видение)
– через слышание голоса
(=слуховое или аудитиональное пророчество)
– через истолкование языков
(=истолковательное или глоссолалическое пророчество)
– через действия знаками.
Керигматическое пророчество
Существуют различные возможности получить пророчество. Первую форму я называю керигматическим пророчеством. При этом весть передается через светящиеся настойчивые мысли или через порыв речи. Вдохновение переживается как проникновение мыслей, света и силы. Эти мысли приходят свыше. «Как» это происходит невозможно полностью объяснить. Но эти мысли, связанные с побуждением говорить, вдохновляются Святым Духом. Пророчество является передачей вести Духа Святого. Пророки Библии не поясняют о вдохновении, но просто говорят: «Было ко мне слово Господне».
Обо мне самом я знаю: внезапно появляются вдохновенные мысли, которые не легко вытеснить. Эти мысли сгущаются в определенную весть. Это, вероятно, самая обычная форма пророческой речи. Его Дух и здесь дает свидетельство нашему духу и таким образом дает нам уверенность в этой вести и поручении.
Пророческое видение
Эту форму пророчества следует подразделять на:
– дневные видения
– ночные видения (пророческие сны).
Получение вести в обоих случаях происходит через видение.
Греческое слово для «видения» – ХОРАЗИС – происходит от «видеть» или «смотреть». Видения являются духовной картиной с определенной вестью. Перед духовным глазом встают картины, которые нужно истолковывать. Такие картины могут быть неподвижными или подвижными как фильм. Это могут быть даже очень красочные картины. При таком внутреннем видении с мысленной картиной Дух Божий дает побуждение рассказать это видение общине или одному христианину. Не всегда пророк имеет истолкование этого видения, но он чувствует побуждение передать это дальше. В таких случаях может быть, что адресат понимает это видение, или же кто-то другой может дать истолкование.
Ночные видения, имеющие пророческое значение, в Новом Завете по языку и по сущности отделяются от обыкновенных снов. Обыкновенный нормальный сон по-гречески называется ЭНЮПНИОН, ночное же видение как правило ОНАП. Божественные откровения в снах не были просто брошены в общий котел «снов». Хотя они психологически и формально выражались как сны, но они отличались по качеству. Люди понимали: здесь Бог говорит через вдохновение. Он во сне сообщает людям Свои мысли.
В новозаветнем совершении спасения, откровения через сны играли решающую роль. Подумаем об истории рождения нашего Господа. Мария, невеста Иосифа, становится беременной. Бог использует сновидение, чтобы показать пришедшему в отчаяние Иосифу дело Божие над Марией. Иосиф принимает этот сон как ответ Божий и покоряется Богу, Ночное видение видимо было таким убедительным переживанием божественности, что Иосиф как муж принимает это невообразимое по-человечески объяснение беременности Марии.
Так же бывает и сегодня в божественных ночных видениях. Сам Дух дает свидетельство нашему духу, что в том или ином «сновидении» к нам говорил Господь. Вдохновение Духа Святого само извещает о себе как о божественном влиянии. Вопрос «как» и здесь не поддается объяснению, но с большой уверенностью получивший откровение знает, кто говорил к нему.
Аудитиональное пророчество
При этой форме пророчества пророк ясно слышит голос, дающий ему задание или весть.
Истолковательное или глоссолалическое пророчество
Эту форму я называю так, потому что этому виду пророчества предшествует говорение на языках. Новый Завет показывает, что говорение на языках может быть не только речью к Богу, но и речью Бога к людям (1 Кор. 14:21). Поэтому ранняя церковь и языки причисляла к пророчеству. Но так как дар истолкования языков в этой книге излагается в отдельной главе, то нет необходимости говорить здесь о нем более подробно.
Пророчество через действия знаками
Последней формой является пророчество через действия знаками. Мы можем увидеть его на примере Агава, который, связав себе руки и ноги, сказал: «Мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21:11). Эта форма особенно часто встречается у пророков Ветхого Завета.