ПРОРОЧЕСТВО – НУЖНЫЙ ДАР

Пророчество настолько важный дар, что притеснение или неподдерживание пророческого служения может привести к погребению духовной жизни общины.

Как в Ветхом так и в Новом Завете пророчество считается зна­чительной помощью. Притчи 29:18 гласят: «Без откровения (без про­рочества) свыше народ необуздан». Кто из нас желает себе необуз­данный народ Божий? Соответствующая ситуации прямота служе­ния пророчества созидает и способствует духовной жизни. Моисей желал это служение всему народу Божьему: «О если бы все в наро­де Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Свое­го на них!» (Числ. 2:28-29). Для него дело касалось не сохранения его особого положения, но богатства пророчества ко благу всего народа Божьего. Это желание никогда не исполнилось в период Ветхого За­вета.

Павел, кажется, хорошо понял Моисея, в 1 Коринфянам 13:3-5 го­воря: «... но лучше, чтобы вы пророчествовали ... Кто пророчеству­ет, тот назидает церковь».

В Ветхом Завете время духовного упадка связывается с сокра­щением пророчества. «Слово Господне было редко в те дни, виде­ния были не часты» (1-я Цар. 3:1). Недостаток пророчества не является состоянием духовной зрелости, как утверждают некото­рые, но это было состоянием духовного упадка.

В 1 Фессалоникийцам 5:20-21 находится увещание: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Пророчест­во можно уничижать уже тем, если просто не обращать на него вни­мания. К примеру, чтобы презирать человека, не обязательно ругать его. Достаточно того, если мы, проходя мимо, просто делаем вид, что не замечаем его.

Крайние отношения к пророчеству простираются от «необращения внимания» до «полного попадения под влияние пророчеств без всякой проверки». Но потому что пророчество так важно, то и ду­ховное испытание является важным служением, чтобы таким обра­зом удержать хорошее из каждого пророческого высказывания. Текст из Послания к Ефесянам показывает, что в пророчестве мо­жет быть и хорошее и менее ценное. Новозаветное пророчество не является непогрешимой речью. И все-таки слово остается верным: «Свидетельство Иисуса есть дух пророчества» (Откр. 19:10). Через дух пророчества Иисус дарует свидетельство о нас и о наших общи­нах. Его свидетельство вносит поправку в наше собственное свиде­тельство. Оно помогает нам быть истинными свидетелями в этом мире.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ

Если мы поставим вопрос: «Как проявляется пророчество?» – то мы не должны забывать, что и в каждой вдохновенной проповеди тоже есть частица пророчества. Мы все знаем, как иногда пропо­ведь касалась нас буквально как пророчество. Сокровенное сердца нашего было открыто. Мы видели себя поставленными пред Богом. Но наряду с такими пророческими проповедями имеется пророчест­во как особый дар Духа Святого.

Пророчества могут проявляться в различных формах (сравни Деяния 2:16-18 и Иоиля 3:1-3):

– через вдохновленные Духом мысли и речи
(=керигматическое пророчество)

– через дневные и ночные видения
(= пророческое видение)

– через слышание голоса
(=слуховое или аудитиональное пророчество)

– через истолкование языков
(=истолковательное или глоссолалическое пророчество)

– через действия знаками.

Керигматическое пророчество

Существуют различные возможности получить пророчество. Первую форму я называю керигматическим пророчеством. При этом весть передается через светящиеся настойчивые мысли или через порыв речи. Вдохновение переживается как проникновение мыслей, света и силы. Эти мысли приходят свыше. «Как» это происходит невоз­можно полностью объяснить. Но эти мысли, связанные с побужде­нием говорить, вдохновляются Святым Духом. Пророчество явля­ется передачей вести Духа Святого. Пророки Библии не поясняют о вдохновении, но просто говорят: «Было ко мне слово Господне».

Обо мне самом я знаю: внезапно появляются вдохновенные мыс­ли, которые не легко вытеснить. Эти мысли сгущаются в определен­ную весть. Это, вероятно, самая обычная форма пророческой речи. Его Дух и здесь дает свидетельство нашему духу и таким образом дает нам уверенность в этой вести и поручении.

Пророческое видение

Эту форму пророчества следует подразделять на:

– дневные видения

– ночные видения (пророческие сны).

Получение вести в обоих случаях происходит через видение.

Греческое слово для «видения» – ХОРАЗИС – происходит от «видеть» или «смотреть». Видения являются духовной картиной с определенной вестью. Перед духовным глазом встают картины, ко­торые нужно истолковывать. Такие картины могут быть неподвиж­ными или подвижными как фильм. Это могут быть даже очень кра­сочные картины. При таком внутреннем видении с мысленной карти­ной Дух Божий дает побуждение рассказать это видение общине или одному христианину. Не всегда пророк имеет истолкование это­го видения, но он чувствует побуждение передать это дальше. В таких случаях может быть, что адресат понимает это видение, или же кто-то другой может дать истолкование.

Ночные видения, имеющие пророческое значение, в Новом Заве­те по языку и по сущности отделяются от обыкновенных снов. Обыкновенный нормальный сон по-гречески называется ЭНЮПНИОН, ночное же видение как правило ОНАП. Божественные открове­ния в снах не были просто брошены в общий котел «снов». Хотя они психологически и формально выражались как сны, но они отлича­лись по качеству. Люди понимали: здесь Бог говорит через вдохно­вение. Он во сне сообщает людям Свои мысли.

В новозаветнем совершении спасения, откровения через сны играли решающую роль. Подумаем об истории рождения нашего Господа. Мария, невеста Иосифа, становится беременной. Бог использует сновидение, чтобы показать пришедшему в отчаяние Ио­сифу дело Божие над Марией. Иосиф принимает этот сон как ответ Божий и покоряется Богу, Ночное видение видимо было таким убе­дительным переживанием божественности, что Иосиф как муж при­нимает это невообразимое по-человечески объяснение беремен­ности Марии.

Так же бывает и сегодня в божественных ночных видениях. Сам Дух дает свидетельство нашему духу, что в том или ином «сновиде­нии» к нам говорил Господь. Вдохновение Духа Святого само изве­щает о себе как о божественном влиянии. Вопрос «как» и здесь не поддается объяснению, но с большой уверенностью получивший откровение знает, кто говорил к нему.

Аудитиональное пророчество

При этой форме пророчества пророк ясно слышит голос, дающий ему задание или весть.

Истолковательное или глоссолалическое пророчество

Эту форму я называю так, потому что этому виду пророчества пред­шествует говорение на языках. Новый Завет показывает, что гово­рение на языках может быть не только речью к Богу, но и речью Бо­га к людям (1 Кор. 14:21). Поэтому ранняя церковь и языки причис­ляла к пророчеству. Но так как дар истолкования языков в этой книге излагается в отдельной главе, то нет необходимости говорить здесь о нем более подробно.

Пророчество через действия знаками

Последней формой является пророчество через действия знаками. Мы можем увидеть его на примере Агава, который, связав себе руки и ноги, сказал: «Мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме Иу­деи и предадут в руки язычников» (Деян. 21:11). Эта форма особен­но часто встречается у пророков Ветхого Завета.

Наши рекомендации