Временная и смысловая организация речи, текста и музыки
1. Исходя из конкретных задач воздействия, определяется "единичный уровень речи" (уровень предикации.) - слово, предложение, абзац, раздел,
2. Подсчитывается общее количество "единиц речи".
3. Общее количество "единиц речи" завершенного речевого текста принимается за "единицу" и умножается на показатели шкалы смысловой п временной организации речевого текста по шкале 2 в степени -к/3.
Аналогично в музыке определим лад , как форму предикации в музыке. При таком подходе - временные и смысловые уровни музыкальной организации звука определяются через "музыкальные" уровни предикации, т. е. через уровни ладообразования, проявляются через музыкальный синтаксис.
==============================
1 этап: текст, воздействие должно привлекать внимание:
Введение, вводная часть, фраза, абзац, . . . 2-12/3= 0,0625 продолжительность 0-0,0625 единиц речи, или % от общего времени речи.
Развертывание введения , . . . . 2-9/3 = 0,12 продолжительность 0,125 - 0,314.
2 этап: текст, воздействие должно не только заинтересовывать, но и побудить к дальнейшему чтению, восприятию.
Становление кульминации . . . 2-5/3 = 0,314 продолжительность 0,314-0,396.
Кульминация .... 2-4/3 = 0,396 продолжительность 0,396-0,5.
Заострение кульминации . . . 2-3/3 = 0,5 продолжительность 0,5-0,629.
3 этап: на этом этапе необходимо возбудить желание иметь, идентифицироваться с "моделью", образовать социально-психологическую общность "мы".
Предпосылки разрешения кульминации . .. 2-2/3 = 0,629 продолжительность 0,629-0,793.
4 этап: Текст, воздействие должно в конечном счете побудить к действию, предлагая план действия.и необходимую информацию.
Развязка, заключение . . . 2-1/3 = 0,793 продолжительность 0,793-0,937.
Заключительная часть, фраза, абзац . . . 1-2-12/3= 0,937 продолжительность 0,937-1.
2-голосная инвенция "До-мажор" И.С.Баха.
Временные и смысловые закономерности данной инвенции, при прослушивании грамзаписей и по тексту нотописи, полностью подчиняются установленной зависимости удвоения сенсорных объемов по шкале == 2-к/3
-------------------------------------------------------------------------------------
Покажем смысловую определенность показателей в речевом и данном "музыкальном" тексте инвенции:
-------------------------------------------------------------------------------------------
развертывание временной развертывание"смыс-
смысла по мето интервал ла", композиции в
дике (в сек.) "тексте" инвенции
----------------------------------------------------------------------------------------------
1. Вводная фраза 0-3,6 Вводная "музыкальная фраза"
2. Введение 3,6 – 7,2 Введение темы
3. Развитие введения 7.2 – 18 Развитие темы
4.Становление кульминации 18 – 22,9 Первый диалог голосов,
(элементы гокета, фуги)
5. Кульминация 23 - 29 Усиление диалога голосов
за счет перемены басового
ключа на скрипичный (начало
с середины диалога голосов)
6.Засотрение кульминации 29 – 36 Кульминация с узловой
точкой на цифре 14 (13,8)
7.Предпосылки разрешения
кульминации 36 – 45 Второй диалог голосов (форма
гокет)
8.Развязка, заключение 45 – 54 Заключение, развязка,
завершение темы
9.Заключительная фраза 54 – 58 Кода
№№ | Номер такта | Продолжительность такта | Показатель (продолжительность) | Время, сек (продолжительность) |
1. | 0-1.37 | 2-12\3 (От 0 до 2-12/3) | 0 – 3,6 ; 3,6 | |
2. | 1.37-2.75 | 2-9/3 (От 2-12/3 до 2-9/3) | 3,6 – 7,2; 7,2 | |
3. | 2.75-6.9 | 2-5/3 (От 2-9/3 до 2-5/3) | 7,3 18 ; 18 | |
4. | 6.9-8.7 | 2-4/3 (От 2-5/3 до 2-4/3) | 18 –22,9 ; 23 | |
5. | 8.7-11 | 2-3/3 (От 2-4/3 до 2-3/3) | 23 – 29 ; 29 | |
6. | 11-14 | 2-2/3 (От 2-3/3 до 2-2/3) | 29 – 36 ; 36 | |
7. | 13.8-17.38 | 2-1/3 (От 2-2/3 до 2-1/3) | 36 – 45 ; 45 | |
8. | 17.38-20.62 | (От 2-1/3 до 1-2-12/3) | 45 – 54 ; 54 | |
9. | 20.62-22 | 1-2-12/3 | 54 – 58 ; 58 | |
Цель написания двухголосных инвенций – как средство от бессонницы, у графа Кайзерлинга…. Бах решил написать целую серию вариаций, выбрав для этого тему сарабанды из второй «Klavierübung» Анны Магдалины (1725 г.). Гольдберговские вариации вошли в 4-ю часть «Klavierübunga» и были изданы в Нюренберге в 1739 г.»
Хотя в православной практике от безсоницы рекомендуют прежде всего - молитву, покаяние (исповедь, причастие на Божественной Литургии), чтение и пение псалмов, соборование.…
И .д.
Синкевич Владимир Антонович, канд. филос.наук. изобретатель, Директор общественной психоакустической лаборатории «Русский звук»; член Ассоциации музыкальных психологов и музыкальных психотерапевтов [email protected]