Тесты двигательного развития для детей с поражением мозга
Фамилия, имя__________ ._________________ Дата рождения_
Диагноз_________________________ _
Выполняемое действие | Средний возраст здоровых детей | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата! |
Поднимание головы в положении | ||||||
на животе | 1—2 мес | |||||
на спине | 4—6 » | |||||
Поворот: | ||||||
со спины на бок | 3—4 » | |||||
с живота на спину | 6 » | |||||
со спины на живот | 8 » | |||||
Ползание на животе | 7 » | |||||
Овладение положением на четве | ||||||
реньках | 8 » | |||||
Передвижение на четвереньках | 9 » | |||||
Сидение: | ||||||
с вытянутыми ногами | 7 » | |||||
на столике | 8 » | |||||
боком | 10 » | |||||
Усаживание из положения лежа: | ||||||
на животе через положение си- | ||||||
ня боком | 1С— 12 мес | |||||
на спине через опору на локте | 1 год— 5 лет | |||||
Симметричное усаживание из по- | ||||||
ложения лежа на спине | 5 лет | |||||
Вставание: | ||||||
овладение прямым наклоном | 10—11 мес | |||||
овладение положением группи- | ||||||
ровки | 8 » | |||||
; овладение 'положением на од- | ||||||
ном колене | 2—14 » | |||||
вставание из положения на ко- | ||||||
ленях | 10 » | |||||
вставание из положения на од- | ||||||
ном колене | 14 » | |||||
умение стоять | 14 » | |||||
' стояние на одной ноге | 21/2—3 года | |||||
» » шатком основании | 18 мес | |||||
Ходьба: | ||||||
на коленках | 12 » | » | ||||
в барьерах (опора о мебель, по- | ||||||
ручень, трость) | 10 » | |||||
самостоятельно вперед | 2—15 » | |||||
с произвольной остановкой | 5—18 » | |||||
с остановкой и поворотом в сто- | 3—16 » | |||||
рону | 4—16 » | |||||
спиной вперед | 5—16 » | |||||
с 'переменой движения в про- | ||||||
извольном направлении | ' 16 » | |||||
по неровной поверхности | 18 » | |||||
с подниманием на порог | 20—22 » | |||||
со спусканием с порога | 20—22 » | |||||
с подниманием по. ступенькам | ||||||
лестницы | 24—30 » |
Продолжение
Выполняемое действие | Средний возраст здоровых детей | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата |
со спусканием по ступенькам лестницы по наклонной плоскости вверх » » » вниз | 4-30 » 8—22 » 8—22 » | - | ||||
« перешагиванием порога | 2 года | |||||
по шаткому основанию и уме- | ||||||
нием поднимать предметы по балке | 2 » 3 » | |||||
Бегание по поверхности: ровной неровной Прыгание: с порога на правую ногу | 18 мес 2года 2 1/2 года | |||||
» » » левую » » » » обе ноги | ||||||
на месте на двух ногах » » » правой ноге » » » левой » | 3 » 3'/2 » 3'/2 » | |||||
через препятствие с отталкива- | ||||||
нием: правой ногой левой » двумя ногами Дополнительные навыки: | 3—4 » 3—4 » . 4 — 5 лет | |||||
падение вперед на руки | ||||||
падение назад и в сторону | ||||||
опора на руки сзади с супина | ||||||
-цией предплечья опора на правую руку сбоку опора на левую руку сбоку | ||||||
Сумма баллов | ||||||
Подпись проводящего тест |
Шкала оценок: ел.—слабо 1 балл
Хор. — хорошо 2 балла
оч. хор. — очень хорошо 3 балла
Существование стереотипов не позволяет ребенку выполнять произвольны^ движения. До тех пор пока данные стереотипы не будут разрушены с помощью длительных упражнений, ребенок не сможет ни воспроизводить изолированных элементов движений стереотипа, ни создавать из них иных стереотипов.
Патологически задержанные рефлексы. Развитие здорового ребенка протекает в определенной, довольно достоянной последовательности становления естественных движений и навыков (табл. 14). Они формируются ша основе появления в определенном возрасте определенных рефлексов, которые уступают место очередным рефлексам. 119
Очередность появления рефлексов соответствует развитию* определенных уровней центральной нервной системы (рефлексы? новорожденного, связанные с ранним филогенезом, рассматривались выше): спинного мозга — до 2 мес, мое га мозга —4—6 мес,. [промежуточного мозга — 6—8 мес, коры головного мозга — появляются в возрасте 6—18 мес и остаются на всю жизнь.
Ранние рефлексы у здоровых людей исчезают и проявляются лишь в некоторых условиях (например, при опасности).
При ДЦП наблюдается патологическое продление ранних рефлексов. Даже у ребенка старше 10 лет, страдающего ДЦП активной формы, могут сохраниться рефлексы первого полугодия жизни, затрудняющие формирование нормальной для человека подвижности в высоких положениях с вертикальной установкой тела.
Методика Бобатов
Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила* на основе собственного опыта и интуиции совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями. Началось с удачных попыток выявления позиций, позволяющих затормозить патологические рефлексы. В свою очередь это способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к осуществимости управляемого движения.
С течением времени опыт обогащался и привел к разработке-методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат, супруг Берты Бобат, обосновал теоретически.
Через некоторое время весть о методике распространилась из Лондона по всему миру. В настоящее время она применяется как нейродинамичеекий метод восстановления. Методика оказалась эффективной при большинстве видов ДЦП. Находит она также применение при поражениях других типов, особенно с нарушениями мышечного напряжения.
Авторы предлагают много правил поведения, дают практические рекомендации, не формулируя^ никаких схем. Это позволяет лучшим образом приспосабливать упражнения к индивидуальным нуждам больного.