Введение в некоторые понятия современной духовной науки – антропософии
Согласно современной духовной науке, человеческое существо состоит не только из видимого глазу физического тела, но также и из высших сверхчувственных «тел», доступных лишь духовному созерцанию. Так, у человека есть, во‑первых, физическое тело, в котором действуют те же законы и присутствуют те же субстанции, что и в минеральном мире. Далее следует эфирное, или жизненное, тело – это вторая, более высокая часть человеческого существа, которая роднит его с растительным миром, со всем, что способно расти и размножаться. Следующий компонент, который мы называем носителем радости и страдания, удовольствия и боли, влечений, желаний и страстей, – астральное тело, роднит человека с животным миром, со всем, что может чувствовать и ощущать. Эфирное и астральное (сверхчувственные) тела внешне уже не воспринимаются физическими органами чувств, но тем не менее для духовной науки они являются такими же реальными, и даже более реальными составными частями человеческой природы, чем то, что можно видеть глазами и потрогать руками. Четвертую составляющую человеческого существа мы называем носителем «Я». Это высший сверхчувственный член и истинное средоточие человека, его святая святых. «Я» – носитель индивидуального самосознания – в корне отличает человека от всего прочего природного мира и делает его совершенно самостоятельным царством наряду с царствами природными: минеральным, растительным и животным. Как обладатель индивидуального «Я» человек поистине является «венцом природы».
На современной ступени развитие человека заключается в том, что он, исходя из своего «Я», работает над совершенствованием трех других частей своего существа. В отдаленном будущем человеческое «Я» преобразует их настолько, что в них не останется ничего заложенного природой или сокрытыми в ней духовными силами.
Астральное тело, носитель наслаждения и страданий, радости и боли, возникающих и исчезающих представлений, ощущений и восприятий, образовалось без нашего содействия, то есть без усилий нашего «Я». Но теперь «Я» работает над ним, просветляет, очищает и подчиняет себе все свойства, всю деятельность астрального тела. Если «Я» мало работает над астральным телом, то человек остается рабом своих пристрастий и желаний, но когда пристрастия и желания просветляются до добродетелей, когда блуждающие мысли упорядочиваются логикой, тогда часть астрального тела преобразуется, и из продукта, возникшего без участия «Я», оно становится его продуктом. Если «Я» выполняет эту работу сознательно (такая работа в наши дни только начинается), мы называем эту проработанную «Я» часть астрального тела Самодухом, или, в терминологии восточной философии, Манасом. Став сильнее, «Я» начинает преобразовывать не только астральное тело, но и эфирное; мы называем эту преобразованную «Я» часть эфирного тела Жизнедухом, или, по выражению восточной философии, Буддхи. И когда наконец «Я» укрепляется настолько – но это наступит лишь в далеком будущем, – что преобразует физическое тело и регулирует его законы, присутствуя повсюду и управляя всем, что живет в физическом теле, и становится его господином, то эту преобразованную часть физического тела мы называем Духочеловеком, или же в восточной терминологии – Атманом (Атма).
Итак, человек предстает перед нами, во‑первых, как четырехчленное существо, состоящее из физического тела, эфирного тела, астрального тела и «Я». Три первые достались нам от прошлого, но благодаря работе «Я» в будущем должны развиться еще три члена человека. И, таким образом, мы можем говорить о семичленной природе человеческого существа, добавляя к физическому, эфирному, астральному телам и «Я» еще и Самодух, Жизнедух и Духочеловека. Хотя на три последних члена мы смотрим как на отдаленную перспективу в развитии человека, однако следует сказать, что в определенном смысле сегодня человек уже подготовлен к этому развитию. Работать сознательно из своего «Я» над физическим, эфирным и астральным телами человек начнет только в отдаленном будущем. Однако подсознательно, то есть не вполне осознанно, «Я» уже преобразовало эти три составляющие своего существа. Это уже существует как результат. Внутренние сущностные члены человека смогли возникнуть лишь благодаря работе «Я» над этими тремя членами. В том, что мы называем астральным телом, «Я» создало своего рода внутреннее отображение тела ощущений – душу ощущающую. Когда тело ощущений, или астральное тело, «сообщает» нам то, что мы называем наслаждением, это наслаждение отражается внутри, в душе как желание, и желание мы приписываем душе. Астральное тело и преобразованное астральное тело, или душа ощущающая, составляют одно целое так же, как наслаждение и желание. Точно так же «Я» в прошлом поработало и над эфирным телом. В результате этой работы в человеке, в его душевном комплексе, появилась душа рассудочная, или душа характера, так что душа рассудочная, которая в то же время является и носителем воспоминаний, связана с подсознательной переработкой «Я» эфирного тела. И наконец, чтобы человек мог существовать в современном облике, «Я» с давних времен работает и над преобразованием физического тела, и в результате сформировалось то, что мы называем душой сознательной, посредством которой человек приходит к знанию о вещах внешнего мира. Следовательно, указывая на три душевных члена – душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную, – возникшие благодаря подготовительной, подсознательной деятельности «Я», мы также можем говорить о семичленности человека. Но все это – результат неосознанной, или подсознательной, работы «Я» над своими оболочками.
Вначале, в области души ощущающей, силы индивидуального «Я» проявляются лишь смутным образом. На этой ступени своего развития человек еще не отделяет себя полностью от того социального окружения, в которое он изначально поставлен, будь то семья, род, деревенская или религиозная община. Всем своим существом он связан с ними, он живет в их границах, следуя твердо установленным обычаям, привычкам и традициям. Одновременно с этим именно в душе ощущающей человек обретает наиболее непосредственный доступ к самим источникам духовных и религиозных сил, хотя и способных наполнить его душу, но не доходящих полностью до его сознания. Отсюда проистекает и само название этого душевного члена – душа ощущающая, поскольку, действуя в ней, человеческое «Я» вступает в связь с остальным миром непосредственно через ощущение, а не через рациональное познание. То, что может быть обозначено как наивная, еще не знающая никаких вопросов и сомнений, но глубокая и искренняя вера, принадлежит этому члену души. Развитие души ощущающей в человечестве происходило в египто‑халдейскую эпоху. В наше время у отдельного человека при его правильном созревании душа ощущающая обретается в период от 21 до 28 лет.
Проявление «Я» в душе рассудочной, то есть проявление характера, связано с душевным строем людей, уже живущих в городах и, хотя бы до некоторой степени, приобщившихся к плодам общечеловеческой культуры. На этой ступени человеческое «Я» впервые начинает основывать свое отношение к миру на мыслительном элементе, на деятельности рассудка, что способствует значительному ускорению процесса общей индивидуализации человека. Параллельно с этим в нем начинают все определеннее проступать первые черты личного характера, образуется характерологическая основа для всего последующего душевного развития. Поэтому этот душевный член называется душой рассудочной или душой характера. Формирование души рассудочной в человеческой истории происходило в греко‑латинскую эпоху (с 748 г. до Р.Х. до 1413 г. от Р.Х.). В наше время отдельный человек может обрести душу рассудочную в период от 28 до 35 лет.
Однако в ее границах человеческое «Я» проявляется так, что внешний авторитет, будь то авторитет религиозный, научный или авторитет государства, оказывает на жизнь человека определяющее влияние. В этом смысле слова Блаженного Августина: «Я бы не стал верить в истинность Евангелий, если бы меня не принуждал к этому авторитет Католической церкви», являются наиболее характерным выражением души рассудочной, или характера. В наше время в роли такого авторитета может выступить, например, политическая партия, но чаще всего – наука. Появление различных «харизматических» лидеров возможно только в сообществах, где доминируют люди с душой ощущающей и душой рассудочной.
Обобщая, можно сказать: если на первой ступени человек совершает в жизни те или иные поступки, еще не задумываясь, как бы инстинктивно, непосредственно доверяясь своему внутреннему чувству, то на второй он начинает руководствоваться сообщаемыми ему извне заповедями, законами или иными правилами, строго регламентирующими его личную жизнь и социальное поведение.
Только в душе сознательной все способности и свойства индивидуального «Я» раскрываются уже в полной мере. На этой ступени своего развития человек хочет действовать лишь из собственных побуждений. Теперь он стремится избавиться от всех, так или иначе навязанных ему внешних авторитетов, чтобы пережить себя как свободную личность, самостоятельно и в полном сознании определяющую свою судьбу. Отныне все действия человека проистекают только из внутреннего импульса, коренящегося в ясном познании и выражающегося в чистой любви к деянию. Создание души сознательной в человеческой истории происходит в наше время (после 1413 г. от Р.Х.). Отдельный человек, если он развивается правильно, может обрести душу сознательную в период от 35 до 42 лет.
Рудольф Штайнер подробно охарактеризовал эту ступень внутреннего развития человека в своей книге «Философия свободы», определив ее как «этический индивидуализм». Последний же, поскольку он основывается на полностью сознательной деятельности индивидуального «Я», может быть достигнут лишь в высшем душевном члене – в душе сознательной.
Из сказанного становится понятным, что именно в период развития во всем человечестве этого высшего душевного члена человек подвергается особенно большому искушению обратить завоеванную им свободу не на этические цели, а лишь на удовлетворение своего личного эгоизма, на горделивую и самодовольную удовлетворенность чисто внешними, материальными достижениями. Если же земное человечество не хочет утратить высший смысл своего существования и в будущем желает достигнуть всех поставленных перед ним самим Божественным Водительством целей, то ему необходимо обратить к духовному индивидуальную свободу, достигнутую в душе сознательной.
Важнейшая сила, которой исполняется человеческое «Я» в душе сознательной, – это стремление к познанию. Одной из сторон этого познания является познание внешнего материального мира. Антропософия же открывает человеку другую сторону – познание мира сверхчувственного, направляя все его развитие к духу.
Конечно, достижение этой высшей цели возможно для человека лишь на протяжении ряда воплощений, а не в течение одной короткой земной жизни. Поэтому истина о перевоплощении является важнейшей составной частью современной науки о духе. При этом она коренным образом отличается от учений Востока. И прежде всего тем, что каждому индивидууму доступно только конечное число воплощений, что существенно повышает их ценность. Следует также подчеркнуть, что современные духовнонаучные представления о реинкарнации не имеют ничего общего с фантастическими представлениями о переселении душ в животных или в растения.
С точки зрения науки о духе процесс перевоплощений имеет в общем развитии мира и человечества совершенно определенные границы. Его начало связано с тем событием, которое охарактеризовано в начале Библии как «грехопадение» (Быт. 3), а окончательное завершение приходится на ту отдаленную эпоху всеобщего одухотворения, которая описана в конце Откровения Иоанна Богослова (гл. 20–21). Из вышеизложенного следует, что работа по одухотворению человека будет одновременно связана с процессом освобождения и преображения всего мира, «всей твари». Ибо по мере одухотворения астрального тела человека перед ним откроется возможность работы над постепенным одухотворением животного царства; в процессе одухотворения эфирного тела он сможет начать работать над преображением растительного царства; наконец одновременно с преображением своего физического тела он сможет приступить к одухотворению минерального царства.
Как видно из вышеизложенного, современный человек имеет семичленную структуру. Но можно также использовать более привычное трехчленное (трихотомичное ) деление человека на тело, душу и дух, принадлежащее апостолу Павлу.
При этом под Телом будем понимать совокупность физического, эфирного и астрального тел.
Под Душой – совокупность трех душевных членов: души ощущающей, души рассудочной и души сознательной.
Под Духом – «Я» и высшие духовные члены Манас, Буддхи и Атма, которые появятся у человека лишь в далеком будущем.
А в духовной науке часто употребляется и четырехчленное строение человека:
1. Физическое тело
2. Эфирное тело
3. Астральное тело
4. «Я»‑организация
Употребление той или иной схемы строения человека зависит от рассматриваемых задач, и различаются они группировкой составных членов человеческого существа.