Темы практических и семинарских занятий
Тема 1. Общий план строения и методы изучения нервной системы. Формирование нервной системы в онтогенезе
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Формирование нервной системы в онтогенезе:
а) основные процессы созревания нейронов: пролиферация, миграция, дифференцировка, образование контактов;
б) стадии формирования отделов нервной системы в пренатальном онто- генезе.
в) основные процессы постнатального онтогенеза: рост, синаптизация, миелинизация.
2. Общий план строения нервной системы:
а) структурно-функциональная характеристика нервных клеток и
их элементов;
б) элементы центральной и периферической нервной системы;
в) белое и серое вещество ЦНС.
3. Методы изучения нервной системы:
а) перерезки и экстирпации;
б) раздражения;
в) записи электрической активности;
г) исследования метаболизма.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 6-10; 35-43; 65-71; 94-98; 244-254.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168
2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 31-36, 159-166.
3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 64-67, 325-327.
Тема 2. Общие принципы регуляции деятельности организма: взаимодействие и специфика нервной, гуморальной и местной регуляции
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Виды регуляций функций организма:
а) понятие контура регуляции, прямой и обратной связи;
б) нервная, гуморальная, местная регуляции, характер их взаимодействия;
в) сущность и значение низшей и высшей нервной деятельности.
2. Характеристика возбудимости ткани.
а) возбудимость и возбуждение;
б) раздражитель, понятие адекватности и универсальности раздражителя;
в) порог раздражения, хронаксия.
3. История исследования возбудимых тканей. Первый и второй опыты Гальвани.
4. Мембранные потенциалы в покое и при возбуждении:
а) величина заряда в покое и динамика его изменений при возбуждении;
б) изменения возбудимости ткани при возбуждении;
г) рефрактерность и лабильность.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 109-123; 127-133.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168
2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 141-154.
3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 327-329
Тема 3. Механизмы возбуждения и торможения в ЦНС. Рефлекторная деятельность нервной системы. Функции и свойства нервных центров
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Строение синапсов, механизм передачи сигналов через возбуждающие и тормозные синапсы.
2. Торможение как активный физиологический процесс. Сеченовское торможение.
3. Простые возбуждающие цепи: конвергентные, дивергентные, реверберирующие.
4. Простые тормозные цепи: реципрокное, возвратное, латеральное торможение.
5. Понятие рефлекса, рефлекторной дуги, функции ее элементов, виды рефлексов.
6. Физиологическое понятие нервного центра. Свойства нервных центров.
Список литературы
Основной:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб. 2002. С. 7-27; 66-86.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 25-35; 141-147; 153-162; 166-168.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168
2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 36-43, 70-91, 95-101.
3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 331-334.
Тема 4. Структура и функции спинного мозга
Вид занятия: практическое занятие
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, разобрать рисунки отделов нервной системы
Вопросы для подготовки:
1. Основные функции спинного мозга. Двигательные и вегетативные ядра.
2. Значение межсегментарных, восходящих и нисходящих связей.
3. Участие спинного мозга в осуществлении движений. Виды двигательных рефлексов спинного мозга.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 183-192.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.
2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 174-185.
3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 334-341.
Тема 5. Структура и функции ствола мозга
Вид занятия: практическое занятие.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, разобрать рисунки отделов нервной системы.
Вопросы для подготовки:
1. Функции продолговатого мозга: регуляция процессов жизнеобеспечения, проведение восходящих и нисходящих сигналов.
2. Функции моста, роль кортико-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение.
3. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы, центры регуляции вегетативных и соматических процессов. Красные ядра и черная субстанция.
4. Ретикулярная формация ствола: восходящие и нисходящие влияния, ее функциональные особенности.
5. Физиологические функции промежуточного мозга: таламуса и гипоталамуса.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 197-214.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168
2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 185-220.
3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 346-361.
Тема 6. Структура, виды, значение функциональных систем
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие, структура, типы функциональных систем:
а) системообразующий фактор;
б) типы функциональных систем, их структура;
в) компоненты блока афферентного синтеза, их значение;
г) блоки принятия решения и эфферентного синтеза;
д) значение акцептора результата действия и обратной афферентации.
2. Понятие системогенеза, значение для выживания новорожденного.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.43-59; 378-384.
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб., 2002. С. 389-395.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168
2. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 146,147.
3. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 248-250, 311-316.
4.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С.
Тема 7. Понятие условного рефлекса УР. Принципы и механизмы условнорефлекторной деятельности
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Виды УР. Правила их выработки.
2. Динамика условнорефлекторной деятельности;
а) внешнее торможение УР (индукционное и запредельное);
б) внутреннее торможение УР (угасательное, дифференцировочное, за- паздывательное, условный тормоз);
в) значение процессов торможения УР
3. УР как замыкание временной связи:
а) концепция И.П.Павлова о проторении связи между центрами коры;
б) противоречия теории замыкания временной связи;
в) УР в представлении Э.А.Асратяна.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.257-265, 285-288.
Дополнительной:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168
2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С.114-127, 137-144.
3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 15-26, 74-84.
4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 276-292.
5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 392-396.
Тема 8. Поведение и формы обучения. Значение доминанты в организации поведения и формирования ВНД ребенка
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Виды поведения и обучения.
2. Развитие форм поведения и обучения в фило- и онтогенезе. Теория диссолюции и теория системогенеза.
3. Понятие доминанты. История открытия доминанты.
4. Свойства доминанты и их нейрофизиологическое обоснование:
а) посттетаническая потенциация как модель повышенной возбудимости;
б) явление конвергенции и притяжение возбуждения;
в) реверберация и стойкость возбуждения.
5. Доминанта и теория функциональных систем:
а) участие доминанты в целостой деятельности организма;
б) роль доминанты в организации афферентного синтеза;
в) взаимодействие доминантных очагов.
6. Значение доминанты в обучении ребенка.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 378-385.
Дополнительной:
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 172-182.
2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.
3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 24, 42.
4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 268-174.
5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 389-390.
Тема 9. Нейрофизиологические механизмы мотиваций и эмоций. Биологические ритмы и функциональные состояния
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей.
2. Физиологические свойства мотивационного возбуждения.
3. Нейроанатомия и нейрохимия мотивационного возбуждения (МВ):
4. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения.
5. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (по Вальдману).
6. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову).
7. Циркадианные ритмы, их синхронизация и десинхронизация:
а) значение циклического изменения функций организма для его жизне деятельности;
б) смена часовых поясов и рассогласование ритмов – фазовое опережение и фазовое отставание;
в) временные интервалы восстановления разных ритмов.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 326-334.
Дополнительной:
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 82-92, 105-108.
2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.
3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 102-123.
4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 348-360.
5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 390-392.
Тема 10. Латерализация и межполушарная асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций
Вид занятия: семинар.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.
Вопросы для подготовки:
1. Медленный сон, его характеристика, значение.
2. Быстрый сон, его особенности, длительность, значение.
3. Основные теории сна.
4. Мозговые структуры, участвующие в организации сна.
5. Право - левополушарность. Распределение центров в правом и левом полушариях.
6. Современные данные о право - леворукости и расположением речевых центров.
7. Дихотомии полушарий. Их использование для организации деятельности, в том числе учебной.
8. Резервные нейроны и принцип пластичности мозга.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.344-364.
Дополнительной:
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 319-326.
2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.
3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 329-333
4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 296-303.