Магия у Индийцев и Китайцев


ля народов, обожающих силы природы, говорит Крейцср в

Ä

своей символике, физические явления служат знаками, в ко-

торых природа сама говорит с людьми; но этот язык могут

понимать только люди сведущие1 . В Индии, как и в Персии, таки-

ми сведущими людьми считались жрецы. В Индии одни жрецы за-

нимались науками, и одни они взялись истолковывать народу все

непонятное. «Одни из них (жрецов), облеченные в белую хлопчато-

бумажную одежду, говорит Вебер, и сопровождаемые учениками, об-

ходят города и торговые рынки и вопрошающим дают советы и нас-

тавления, другие управляют государственными делами и служат ца-

рям советниками; в новый год они собираются в царский дворец

для сообщения гаданий и наблюдений об урожайности года и дру-

гих общеполезных делах (очевидно, дело идет об определении ка-

лендаря браминами и о занятиях их астрономией и гаданием по

звездам; иные посвящают себя медицине; иные прорицатели и вол-

шебники, нищенствуя, ходят по городам и селам и, как знатоки по-

хоронных формальностей и обрядов, отправляют похороны и жерт-

воприношения по усопшим. Все брамины в высоком почтении у

народа и царей» 2 . Такое отношение общества к браминам, естест-

венно, возвышало их; и брамины умели воспользоваться этим ува-

жением общества своей пользы. Отделившись от общества и при-

своив себе одним религию и знание, брамины запретили прочим

индийцам всякое и умственное и нравственное развитие и постави-

ли в безвыходную от себя зависимость. Брамин заботился только о

своей касте и постоянно старался об ее выгодах и возвышении. И

возвыситься брамину было нетрудно, потому что на его стороне бы-

ло весьма много оснований, говоривших в его пользу. Священные

книги Индийцев — Веды ставили касту браминов выше всех других

сословий, для которых истолкователями Вед были брамины. Их де-

ло распространять и толковать слово Брамы, потому что чтение Вед

принадлежало только жрецам; другие же не имели права читать их,




и за ослушание подвергались жестокому наказанию: им вливали в

рот кипящее масло3 . Только к брамину было близко божество, — и

только жрецы-брамины могли изучать волю божества и сообщать ее

людям: другие лишены этого. Таким образом, жрец, захватив в свои

руки истолкование религии, сделался тайновидцем, которому одному



Creuts., Symbol., p. 4.

Вебер, «Всемирн. история», перев. Игнатовича и Зуева, кн. I, СПб., 1860, стр. 391-192.

Praef. du Bhag.-Gita, p. 5.

180 Магия у Индийцев и Китайцев - student2.ru



открыта воля божества. Но как скоро жрецы успели приобресть это

драгоценное право, то им легко было приписать воле божества все,

что только могло придумать их изобретательное своекорыстие. И

жрецы, основываясь на этой привилегии, захватили в свои руки все,

что только способствовало к их возвышению и пользе. Толкуя ре-

лигию по своему усмотрению, сословие жрецов занималось наблю-

дением светил небесных и их отношения к судьбам людей, изуче-

нием сил природы и гаданием о значении и смысле их явлений. Они

занимались астрономией, медициной, физикой, и эти науки изучали

для своих целей, называя свое знание сообщением свыше, сообще-

нием божества, которое открывает свои повеления и желания, свои

наставления и вещания людям через жрецов и только через них за

их святость и добродетели, за их тяжелые подвиги и благочестие —

за такие качества1 , перед которыми все изумлялись и, естественно,

принимали все изречения и все действия жрецов за волю и настав-

ления божества. Мы уже сказали, что читать священные книги было

строжайше запрещено Индийцам; одна только каста жреческая пос-

вящена была в таинственное ведение Вед. Пользуясь этой привиле-

гией, жрецы все свои познания по медицине, физике и астрономии

изложили в особых книгах и последние присоединили к Ведам,

чтобы скрыть эти познания от других. Четыре Упаведы (прибавле-

ния к Ведам), в которых говорится о медицине, механике и проч.;

шесть Анг или Веданг (т. е. 6 членов Вед), в которых между другими

знаниями излагаются сведения по астрономии — все эти книги

считались священными и подобно настоящим Ведам считались для

других неприкосновенными. И действительно, по свидетельству ис-

тории, Индийцы имели правильное понятие о движениях солнца и

тел небесных, о вращении земли около оси, о солнечных и лунных

затмениях. Это показывает, что, судя по тому времени, о котором

мы говорим (в 6 в. по Р. Х. Индийцы особенно познакомились с

упомянутыми знаниями от сношений с Греками, Китайцами и Хал-

деями), Индийцы достаточно были знакомы с астрономией. По ме-

дицинским наукам они хорошо знали анатомию, хирургию, физио-

логию и проч. Сами Греки удивлялись искусству Индийских врачей

в вылечивании от укушения змей2 . Но особенно у браминов было

развито знакомство с механикой и физикой. Устройство Индий-

ских храмов и истуканов богов ясно говорит о развитии архитекту-

ры и скульптуры. Появление богов в блестящей одежде с лучезарны-

ми венцами среди мрачного святилища, указывает на знакомство

жрецов с оптикой, посредством которой (конечно, брамины не зна-



Пусть читатель припомнит подвиги факиров, которые висели на спине, пробитой же-

лезным крюком, подвиги браминов-отшельников, сидящих под жгучим солнечным лучом

или под проливным дождем, носящих мокрое платье в холодное время года, строго пос-

тящихся и жестоко бичующих себя, и читателю будет понятно, что брамины считались

людьми святыми, которым, по мнению Индийцев, Брама открывает свою волю.



«Ист. всем.» Вебера, I, cтр. 396-197.



комы были с оптикой в такой степени, в какой она известна в нас-

тоящее время) они производили и другие фокусы, которые толпе

невежественной казались чудесами, сверхъестественными явления-

ми, явлением богов, у подножия которых приносились жертвы и

воскурялся фимиам. Из биографии Аполлония известно, что когда

Индийские жрецы ввели его во храм, земля поколебалась под нога-

ми Грека, как волнующееся море. Между тем это колебание земли и

другие подобные землетрясения жрецы производили не посред-

ством сношения с подземными силами, а при помощи механики,

которая известна была жрецам Индийским. Посредством механики

объясняется и другое явление, виденное Аполлонием в том же самом

святилище, в котором поколебалась земля. Говоря это, мы имеем в

виду самопроизвольное движение жертвенников, на которых сжига-

лись жертвы и курился фимиам1 . Все такие действия невежествен-

ная толпа принимала за чудеса, за содействие и пособие сил под-

земных и богов, за магию, тогда как на самом деле, здесь — в этих

фокусах — ничего не было чудодейственного, сверхъестественного.

Итак, в познаниях астрономических, которые толпе казались сооб-

щением богов, в познаниях медицинских, которые масса считала

волхованием, и сведениях механических, принимаемых народом за

действия сил подземных и богов, не было ничего ни магического,

ни сверхъестественного. В этом убеждены были и жрецы и для своих

целей тщательно скрывали это от массы, невежество которой было

весьма полезно для их своекорыстия.

Но господство над природой, над стихиями выражалось не в упо-

мянутых познаниях, а, по убеждению самих браминов, в особенных

подвигах (йогистических) отшельников. Известный немецкий демо-

нолог, доктор Георг-Конрад Хорст2 , гoворит, что в Ведах заключает-

ся целая наука волшебства. А «в законодательстве Ману перечис-

ляются все формулы магических заклинаний, позволенных или

запрещенных для брамина. В Индии верили, что с помощью постов

и других лишений можно приобрести таинственную силу и власть

над стихиями, силами природы и даже над невидимым миром ду-

хов. В бесчисленных легендах Индийской мифологии мы беспре-

станно встречаем отшельников, которые, приобретя чародейскую

силу, владычествуют даже над богами» 3 .

Основание для волшебства, магии, чародейства заключается в са-

мом религиозном воззрении Индийцев, по мнению которых великие

подвижники (напр. Атри, Ангира, Васишта, Бригу и другие) приоб-

ретали такую магическую силу, что даже небесные существа не мог-

ли противиться им. По мнению Индийцев, последняя цель всякого

земного стремления, спасение и блаженство, к которому стремится



Philostr., Vit. Apoll.

Д-р Хорст, издатель и редактор сборника: Zauber-Bibliothek, oder von Zuberei, Theurgie und

Mantik, Zauberern, Hexen und Hexen-Processen, Dämonen etc.



«Рассказы о темных предметах» М. Хотинского, стр. 436.



всякая тварь, есть исчезновение индивидуума в Браме, «слитие кап-

ли с океаном». Но этого исчезновения, этого погружения в Браму

можно достигнуть только совершенным освобождением от всего не-

чистого, вещественного, чувственного. Только тот приобретает бо-

жественную силу, силу, равную силе Брамы, кто погружает себя глу-

боко в божественное и его я вовсе исчезает в первобытном Браме,

соединяясь в совершенном самоуничтожении с сущностью божест-

ва. Чтобы достигнуть этого, Индиец должен расторгнуть все связи,

приковывающие его к земле и как бы стать выше земли. Только

посредством умерщвления плоти и удаления от мира можно пода-

вить страсти и удалить от себя рассеянность. «Коль скоро старый

брамин, говорится в Ману, увидел детей от сыновей своих, он дол-

жен один, или в сопровождении жены своей, удалиться в лесную

пустынь со священным огнем, чтобы строгой жизнью приготовить

себя к погружению в Браме». Отшельник, живущий на голой скале

и возвышающийся над поверхностью земли, лишающийся всех

приятностей здешней жизни, отказывающий себе в самых необхо-

димых потребностях и подвергающий себя самым жестоким под-

вигам покаяния — такой человек может достигнуть чудодейственной

силы. «Кающийся должен валяться по земле, говорится в Ману, или

весь день стоять на пальцах, или попеременно то вставать, то опять

садиться. В знойное время года он должен сидеть в жару четырех

огней, под жгучим солнечным лучом, в дождь мокнуть нагим под

облачными потоками, в холодное время года носить мокрое платье.

От постоянно усиливаемой жестокости истязаний да истощится его

смертное вещество. И когда слабость овладеет им, он должен от-

правиться в путь и идти в прямом направлении на северо-восток,

питаясь водой и воздухом, пока его смертное тело не разрушится, а

душа не соединится с Брамой», пока он не приобретет той чудо-

действенной силы, которой подчинено все. То же говорится о под-

вижнике и в Рамайяне. «Подвижник, сказано в Сакунтале, да по-

крывает тело свое кучами муравьев, колкие растения да обвивают и

уязвляют его шею и птицы свивают гнезда свои вокруг плечей».

Это — чисто внешние истязания, чувственные испытания, кото-

рые, ослабляя тело, укрепляли дух. Но для полного усовершения,

для полной свободы духа необходимы испытания чисто внутренние,

духовные.

Для свободы духа, для достижения магической силы, отшельник

должен непременно пройти четыре ступени духовного развития, усо-

вершения, освобождения. Первая ступень есть познание не внеш-

нее, приобретаемое посредством опыта или наблюдения, но непосред-

ственное, духовное, внутреннее познание самого себя, убеждение,

что наше я не есть индивидуальная самость, как самостоятельная,

но есть часть бескачественного, первобытного Брамы, есть действи-

тельное истечение из этого «мирового зародыша», как истечение

«капли из океана»; что, далее, природа со всеми своими явлениями




есть только призрак, обман (mауа). Вторая ступень есть уcпокоение,

тишина чувств и страстей; мудрец, достигши духовного ведения,

должен оставаться спокойным и равнодушным ко всем явлениям

чувственной природы. «Он, подобно слепому, сказано в Упанишадах,

не видит, не слышит, подобно глухому и, подобно дереву, не чув-

ствует и не движется». Его не должны тревожить ни надежды, ни

страх, ни счастие, ни несчастие, ни радость, ни печаль. «В дремоте

внутреннего созерцания» он должен размышлять только о Браме.

Третья ступень — добродетель внутренняя, нравственная, а не об-

рядовая, состоящая в исполнении предписанных Ведами обрядов. В

силу этой добродетели отшельник не должен обращать внимания

на следствия своих действий, потому что в мире все есть дело са-

мого Брамы, а человек есть только орудие божества. Кто достиг этой

добродетели, тот в самом действии уже не действует и это бездей-

ствие есть верх деятельности. Это дремота духа в непрерывном со-

зерцании Брамы, это сон духа, добытый силой воли в бодрственном

состоянии. Этому умерщвлению плоти, этому погружению своего я

в первобытного Браму брамины придавали такую важность, что на

отшельников смотрели, как на святых, которые получали долю от

силы и естества Брамы, или почитались выше древних богов и свои-

ми святыми делами достигали необыкновенной, магической, чудо-

действенной силы вибути (vibbouti) — перерождения ясновидения.

В этом состоянии всякий предмет, на который обращена мысль,

становится для духа отшельника ясным. Самые мысли других для

них ясны. Пред ним открываются самые сокровенные помыслы, са-

мые таинственные изгибы сердца. Дух созерцателя видит даже внут-

реннее устройство своего тела. Обладая этой необыкновенной си-

лой, дух может выходить из своего тела и возвращаться в него, всту-

пать в другие тела и действовать в них, как в собственном теле. Уг-

лубив свою мысль в жизненный дух, душа отшельника может, по-

добно легкому дереву, плавать по воде, ходить по волнам, углубив-

вшись в эфир, может подыматься в воздухе и летать; углубившись в

тончайшие элементы, душа, подобно солнечному лучу, может под-

няться до луны или до солнца. Такие отшельники приобретали ма-

гическую силу в такой степени, что самые боги не могли проти-

виться им, потому что сила их равнялась божественной силе Брамы.

В народных легендах многие отшельники и святые представляются

обладающими такой необыкновенной силой. Впрочем, не одни от-

шельники только отличались этим даром: он усвоился и многим

жертвенным жрецам, потому что жертвы, правильно выполненные,

имеют на богов понудительное действие, которому противостоять

они не в силах, как думали Индийцы; боги должны оказывать го-

товность, помогать и быть признательными. «Кто исполнит асва

меда (asva-medha) 1 , тот стяжает все миры, победит смерть, изгладит



Эта жертва состоит в приношении 609 животных разных пород, которые распреде-

ляются жрецом в 21 группу по числу отделений ада.




свои грехи и преступления», говорится в Ведах. И ныне большей

частью случается, что отшельник по целым годам лежит на постели

с острыми иглами, или качается в воздухе на железном крючке,

пробитом сквозь его спину. И ныне Индия считается страной вол-

шебства: и ныне в ней считаются очень многие обладающими вол-

шебной силой; особенно многие искусно заговаривают от укушений

змей.

Что же это за чудодейственная, магическая сила, которой дости-

гали такими жестокими подвигами? В этой силе нет ничего чудес-

ного. Прежде всего нужно обратить внимание на то, что собственно

духу отшельника принадлежит магическая сила, что дух может воз-

носиться до луны, переходить воды и пр. Это явление может быть

отчасти объяснено чисто физиологическим состоянием организма с

одной стороны; с другой, психологическим настроением, или, пра-

вильнее выражаясь, психической болезнью. Известно, что нормаль-

ная, здоровая деятельность организма условливается нормальной,

взаимной деятельностью трех главных систем организма: желудоч-

ной, мускульной и мозговой. Ненормальная деятельность зависит

от преобладания одной системы над другой. Опытом дознано, что

атлеты, у которых развиты мускулы, большей частью тупоумны и с

тощими желудками; обжоры тупоумны и слабы, ученые люди боль-

шей частью тощи и слабы. И чем слабее желудочная и мускульная

деятельность, тем напряженнее мозговая. При сильном истощении

желудка, при совершенном ослаблении мускулов, при совершенном

почти бездействии того и других, напряжение мозга бывает так силь-

но, что в нем совершаются самые ненормальные явления; фан-

тазия, вследствие мозгового расстройства, рисует самые неестествен-

ные, самые странные картины. В этом состоянии возможны галлю-

цинации, кошмар и т. п. У Индийских отшельников, которые пи-

таются очень редко, желудок совершенно истощен, мускулы также

ослаблены оттого, что не подкрепляются пищей. Деятельность ос-

тается на долю фантазии, представления которой направлены чисто

на Индийский лад. Отшельник стремится к самоуглублению. Вслед-

ствие этого, при ненормальном состоянии мозга, фантазия пред-

ставляет то, к чему стремился отшельник. Он хотел самопознания,

познания своих помыслов и помыслов других, он хотел носиться по

воздуху, ходить по волнам, и фантазия в этом случае его покорная

слуга. Отшельник (подобно сумасшедшему, воображавшему, что уп-

равляет царством, что он понимает речь собак, что он видит сква-

жины своего сердца и т. п.) представляет под влиянием фантазии,

что он достиг той магической силы, о которой мы говорили выше. С

другой стороны, эта магическая, чудодейственная сила, или внут-

реннее просветление, способ достижения которого описывается в

Ведах, есть не что иное, как явления животного магнетизма1 . Вибути



Животный магнетизм или месмеризм, по имени доктора Месмера, открывшего силу жи-

вотного магнетизма, есть жизненная сила, присущая, в более или менее сильной степени,




есть то же, что ясновидение сомнамбулов. Наш взгляд подтвер-

ждается исследованием Виндишмана, который в своем сочинении

«Die Philosophia im Fortgang der Weltgeschichte» — доказал, что яв-

ления животного магнетизма были весьма известны в Индии, осо-

бенно в касте браминов. Приводить подлинные слова г. Виндиш-

мана мы не считаем нужным как потому, что его исследование за-

няло бы слишком много места: об одних степенях, посредством ко-

торых достигается вибути, у него 45 страниц, от 1546 до 1491 стр. 1 ,

так и потому, что мы в кратких, но точных словах изложили то же,

что он излагает на нескольких десятках страниц.

Таким образом, замкнувшись в самом себе, йогист или отшель-

ник в этом состоянии создает для себя особый мистический мир и

думает, что восторжествовал над природой, тогда как на самом деле

он наслаждается только собственным самообольщением. Явления

животного магнетизма несомненно истинны, но они возможны толь-

ко в болезненном состоянии; между тем, йогисты принимают эти

явления за сверхъестественное и вместе за самое нормальное сос-

тояние души, самоуглубленной в самое себя для победы над дей-

ствительной природой: разрушительное влияние физической силы

на человека, подверженного припадкам сомнамбулизма, они при-

нимали за необыкновенную, чудодейственную силу, посредством

которой душа по своему желанию распоряжается всей природой;

обманчивые видения напряженной фантазии приняты за действи-

тельное внутреннее озарение; мистическое исступление и совершен-

ная бессознательность считаются высочайшим блаженством.

Несмотря на неосновательность этого учения о степенях для дос-

тижения магической или чудодейственной силы (vibbouti) 2 , оно при-

нято новейшими сектами Буддистов: Йогачарьями и мистиками или

тантристами (волхвами).

Буддийский мистицизм состоит в стремлении разума в те высшие

и отвлеченные идеи, которые он создал о высших мирах. В этом со-

стоянии, по мнению мистиков, в духе рождаются новые силы и спо-

собности, более и более возвышающие его в пределы очищения. Си-

лы духа никогда не обладают таким могуществом, как в то время,

когда они сосредоточиваются на одном пункте. Это сосредоточение,

это углубление есть погружение в Самади, которое имеет две степе-

ни, Дьяны или созерцания (чувственного) и Самапатти или само-

каждому человеку, обнаруживающаяся при действии или влиянии на животный состав дру-

гого человека, без вещественных средств, но силой духа. Деятель в этом случае назы-

вается магнетизером, а пациент – сомнамбулой ясновидящей.



Philos. im Fort. Weltgesch., I, Th. 4 abt. Bonn, 1834.

Четыре степени достижения магической или чудодейственной силы (vibbouti) – вибути

или ясновидения, изложены в Санкия Сесвара Патанджали, о котором в пуранах гово-

рится, что он тотчас после рождения знал прошедшее, настоящее и будущее и что стро-

гостью аскетической жизни он приобрел необыкновенную чудодейственную силу (vibbouti),

которую обещал и ученикам своим (Hist. Gener. de l’Inde par Marles, Lib. II, p. 382).




погружения (духовного); каждая из них разделяется на четыре сте-

пени или вида, соответственно известным сферам высших миров,

так что существа, находясь на этих степенях, еще в чувственном

мире, постепенно как бы утончают свою природу до образа высших

небесных существ и, проявив в себе самую высшую степень утонче-

ния Сансары, они свободно могут перейти уже в мир Нирваны. Со-

зерцающий Дьян во всех видах испытывает блаженство, анализи-

рует ли его ум созерцаемое, или сосредоточивается на одном пунк-

те, или же равнодушно относится к радости и не испытывает ника-

ких ощущений. Самопогруженный Самапатти чужд всех представ-

лений чувственных, обладает безграничным знанием, в котором сли-

вается прошедшее, настоящее и будущее. Погруженный в Самади

производит удивительные вещи, нет ничего недоступного для его

произведений посредством такого сосредоточенного духа; он (пог-

руженный в Самади) может освещать все миры и отражать их в са-

мом себе и т. п. Он может делаться невидимым и делать невиди-

мыми других и пр. Кто уяснит себе идеи до того, что сливается с

ними, пред тем вдруг раскрываются сокровенные таинства и силы.

А это и составляет вступление на путь прозрения. Состояние Сама-

ди достигается не только выполнением известных умственных и

нравственных условий, но и есть плод изучения известных приемов

и искусства; так, наприм., один из низших приемов заключается в

счете дыханий и выдыханий.

Эти средства для достижения необыкновенной силы ясновидения

и возникающая отсюда сила ясновидения или высшие чудотворные

качества, наприм. способность летать, знать чужие земли и проч.,

известны были, как сознавались Буддисты, и Тиртикам, т. е. иновер-

цам, или еретикам буддийским. т. е. Йогачарьям.

Таким образом, учение о Йогах повторилось и в буддийском мис-

тицизме. Браманский отшельник считал природу небытием, приз-

раком; новый Буддизм пустотой, а потому как тот, так и другой

отвергли реальность мира чувственного и удовлетворялись только

внутренним, духовным знанием. Как Йогисты, так Йогачарии приз-

навали реально существующей только душу. Как в Санкия Сесвара,

так и, по мнению Йогачариев, душа должна освободиться, для дос-

тижения ясновидения, от мира чувственного. Как в Санкия Сесвара,

так и в Буддийском мистицизме главное занятие духа есть сосредо-

точенное в самом себе созерцание или самоуглубление. Как там, так

и здесь человек должен пройти известные степени для достижения

ясновидения. Как Йогисты, так и мистики буддийские равно приз-

нают чудодейственную силу и притом признают за ней одни и те же

действия.

Понятно после этого, что как сила ясновидения вибути браман-

ских отшельников, так и сила ясновидения буддийских одно и то же

и происходят из одних и тех же причин. И потому, объяснив, в чем




состоит ясновидение браманских отшельников, мы не считаем нуж-

ным повторять здесь вышеприведенные объяснения.

Говоря о буддийском мистицизме, мы считаем нужным сказать

несколько слов о Дарани, или о мистических формулах и выраже-

ниях, посредством которых, думают мистики, можно производить

все. Посредством этих формул может быть выражено всякое понятие

и всякое существо, и кто усвоил эти формулы неоднократным повто-

рением или даже созерцанием букв, из которых состоят эти форму-

лы, тот приобретает огромную власть над всеми. Этими формулами

можно вызывать самих Будд и покорять духов и самих богов и проч.

Занимающийся чарами должен быть чист, чтобы чрез это быть спо-

собным к восприятию тайн сосудом. Человек, которого дух занят

постоянно созерцанием Будды, а язык постоянным повторением за-

клинаний, приобретает верховную Сидди, или ту сверхъестествен-

ную силу, которая даруется чарами. Сидди состоит из трех степеней:

низшая степень Сидди заклинаниями и лекарствами доставляет вла-

дычество над богами, драконами и якшами, власть над их наважде-

ниями, над ядами и ядовитыми животными; средняя степень — бо-

гатство, долгоденствие, знатность и почтение; верховная Сидди, или

высшая ее степень, доставляет прозрение, невидимость, способность

принимать различные видоизменения, покоряет демонов, светила,

богов и пр. Словом, Сидди, по мнению мистиков, становится божест-

вом и потому приобретает такое могущество. Очевидно, что это жал-

кое самообольщение, обязанное своим происхождением несчастно-

му состоянию ясновидения или животного магнетизма.

Вследствие гонения со стороны Браманства с одной стороны и

вследствие уступчивости и пассивности своей, а также индиффе-

рентного отношения к другим религиям с другой стороны, Буддизм

распространился во многих соседних странах: в Монголии, Китае,

Тибете, на острове Цейлоне, Японии и других местах.

Но особенно легко было Буддизму в Китае ужиться подле госу-

дарственной религии и быть терпимым, при недостатке воодушев-

леиия и энергии, при равнодушии ко всему идеальному Китайцев.

Только некоторые восприимчивые натуры, имевшие высшие поня-

тия о жизни, приняли Буддийское учение и вместе с ним заблуж-

дения о чарах; другие Китайцы остались равнодушными к новому

учению. Как бы то ни было, волшебство или, правильно выражаясь,

убеждение в возможности волшебства распространилось и в Китае,

через Буддизм.

Впрочем, чародейство и волшебство было известно в Китае гораз-

до прежде Буддизма. Оно возникло в Китае из религиозного учения,

основанного Лао-це, одним из старейших современников Конфу-

ция. Лао-це, подобно индийским браминам, жил в уединении, и по-

тому он учит, по словам Wuttke 1 , что «мудрец заключается в самого



Geschuichte des Heidenthums. 2 T. Geistleben der chinesen.

188 Магия у Индийцев и Китайцев - student2.ru



себя, погружается взором в глубину мысли пустого первобытия, не

хочет иметь никакого дела с миром, не заботится о государстве и об

истории мира, спокойно живет в уединении, равнодушный к радо-

сти и печали; настоящие мудрецы живут как пустынники в лесах и

пещерах, или как нищие, и отрекаются от мира. Через такое отчуж-

дение от мира, лжи и наружного блеска и обращение к вечному

единству, мудрец приобретает себе долгую жизнь на этой земле, т. е.

живет или без смерти в не стареющем никогда теле, или в виде пе-

реселения душ, пока не возвратится к первобытию, из которого он

произошел». Через это человек делается господином всего в приро-

де и даже приобретает власть над смертью. С помощью «напитка бес-

смертия» святой может сокрушить даже силу смерти. Это мистичес-

кое учение со временем породило весьма распространившуюся веру

в чары и волшебство, и содействовало к тому, что прорицание, ча-

родейство и заклинание духов развились до чрезвычайных разме-

ров (особенно в шаманстве народов Алтая). Согласно с этим уче-

нием, шаманы имеют власть и силу заклинать духов, укрощать сти-

хии, наделять здоровьем и болезнью, счастьем и несчастьем, вообще

освобождать людей из оков сил природы и противодействовать злым

духам. Прорицательство и толкование знамений с древних времен

играют важную роль в Китае, а также объяснения хороших и худых

дней и т. п.

———

Таким образом, как в Индии, так и в Китае верили, что с помощью

постов и других подвигов можно приобретать таинственную власть

над стихиями, силами природы, над невидимым миром духов и да-

же над самими богами.

Когда мы излагали учение Браманских отшельников, то мы в то

же время старались показать несостоятельность этого учения. Йоги-

сты думали, что теми подвигами, которым они подвергали свое те-

ло, они достигали высокой степени нравственного совершенства, ре-

зультатом которого была необыкновенная магическая сила (vibbouti)

ясновидения. Мы с своей стороны показали, что это не более, как

жалкое самообольщение, что это соединенное с совершенным орга-

ническим расстройством болезненное состояние души, что это не что

иное, как явления животного магнетизма, а совсем не то озарение

со стороны Брамы, достижение которого Йогисты полагали в своих

подвигах. Как сам Брама есть продукт религиозной фантазии и, сле-

довательно, не может удовлетворить религиозной потребности, так

и самое озарение свыше невозможно, потому что Йогисту не от кого

получить реально это озарение.




Мнение Китайцев о возможности чародейства, заклинания духов,

господства над стихиями и проч. мы не опровергали в настоящей

главе, потому что неосновательность и шаткость такого мнения, вы-

родившегося из незнакомства с законами природы и явлениями ее,

выходящими из обыкновенного ряда вещей, мы показали в преды-

дущих главах — особенно, когда говорили о заблуждениях шаманов,

секта которых была и в Китае.

Что же касается до ученых сведений Индийских браминов, кото-

рые для народа казались магией, сообщением свыше, сообщением

Брамы, или господством над подземными силами, то мы показали

что в этих сведениях не было ничего чудесного, волшебного или ма-

гического, что в этом случае жрецы пользовались невежеством на-

рода, вполне им преданного1 .

∆∆∆



Об Индии и Китае подробное изложение на русском языке в «Религии и философии

Востока», соч. Новицкого и «Всемирной истории» Вебера.




ГЛАВА XXI

Магия у Египтян

агия, говорит Плиний, в течение многих столетий во всем

Ì

мире пользовалась большим почетом. Она до того распро-

странилась, что и ныне еще господствует у большей части

азиатских народов1 . Но особенным уважением она пользовалась в

Египте. Путешественник Марсгам (Marsham) доказывает, что самая

древняя школа в Египте — магическая, что из Египта магия рас-

пространилась между Халдеями, Вавилонянами, Греками и Перса-

ми. Но совершенно нельзя доказать, что магия получила свое нача-

ло именно в Египте, и оттуда уже распространилась между другими

народами. Возможность самостоятельного развития магии у каждого

народа мы доказали, когда говорили о магии у фетишистов, — и наш

взгляд подтверждается тем фактом, что магия была и у тех народов,

которые не могли заимствовать ее из Египта ни непосредственно, ни

посредственно. Когда Индийцы познакомились с Греками, то пос-

ледние удивлялись их искусству лечить от укушения змей. Мы гово-

рили также, как Индийские жрецы приняли в храме Аполлония. И

если Индийцы заимствовали у Греков многие сведения по астроно-

мии, то из этого еще нельзя заключать, что Индийцы заимствовали

и магию у Греков. Индийцы, по свидетельству Вед, гораздо раньше

знакомства с Греками знали вибути или ясновидение. Еще менее

могли заимствовать магию у Греков или у Египтян Китайцы, кото-

рые ни с кем не хотели знакомиться, а особенно заимствовать уче-

ные сведения у кого бы то ни было. А между тем и им известна была

магия, достигаемая посредством постов. О народах доисторического

состояния, знакомых с магией, и говорить нечего. Они совсем не

могли научиться магии у Египтян. И потому, если Диодор Сицилий-

ский2 , говоря о Египтянах, замечает, что Халдеи, жившие в Вави-

лоне, заимствовали у Египтян астрологию и через нее так прослави-

лись, то мы вправе думать, что Халдеи, при содействии Египтян,

только усовершенствовали магию. Само религиозное учение Сабеис-

стов о солнце и звездах, как жилищах богов и потому имеющих влия-

ние на судьбу вселенной и человека, естественно породило астроло-

гию, как мы это показали, когда говорили об астрологии Сабеистов

и Персов.

Как бы то, впрочем, ни было, магия в Египте весьма была развита.

Говоря это, мы имеем в виду белую магию, основанную на законах

естественных наук. Слишком раннее знакомство с магией и ее раз-



Plin. Histor, natur., Lib. III, cap. 1.

Diodor. Sicul., Lib. I, pag. 5.



витие объясняется характером страны Египетской и религиозных

воззрений Египтян. «Так как весь быт Египтян, говорит Вебер1 , обу-

словливался свойствами их страны, то и духовная их жизнь нахо-

дилась в теснейшей связи с природой. В длинном оазисе Нильской

долины жизнь и смерть соприкасались так близко, что все мысли

народа были устремлены на эти необъяснимые в далеких причинах

своих явления, и важнейшее желание и задача Египтян состояла в

том, чтобы ослабить могущество смерти и укрепить и возвеличить

Наши рекомендации