Фото с цветной вкладки
Одно из сокровищ площади Дурбар. Катманду. Шива в своем наиболее устрашающем аспекте – Бхайрав.
Живая богиня Кумари. Непал.
Автор демонстрирует лоласану. Индия.
Удхитта Падмасана.
Куккутасана.
Авторы демонстрируют асаны во время ритуальной практики. Наджавгарх. Индия.
Инициация землей. Тантрический йог Тапешвар Баба. Во время праздника Навратри.
Тантрические садху. Мужчина и женщина.
Авторы с учителем тантры Шри Кришна Чандрой. Индия.
Автор с Моламой (Предсказатель королевского двора). Непал.
Автор с тантрическими садху. Пашупатинатх.
Тантрический садху во время употребления ганджи.
Автор проводит инициацию водой в священной реке Тришули. (Трезубец Шивы) в Непале.
Тантрический йог в Катманду.
Эротические сюжеты на фасаде храма Чангу Нараян. Непал. VII в.
Проявление космической радости (ананда) через единство противоположностей Шивы и Шакти. Непал. XIX в.
Черный Шива – Кала Бхайрав. По преданию, если сказать ложь перед его ликом, то будешь сразу же наказан. Непал.
Тантрическая асана. Трансформация сексуальной энергии на духовный уровень. Индия. XVIII в.
Принц и его супруга используют базовое тантрическое действие как обычную практику. Кангра XVIII в.
Традиционное изображение Шивы спрятано от навязчивых взглядов туристов за папиросной бумагой. Нью‑Дели. Палика базар.
Шиваитский йогин совершает ритуальное подношение в водах священного озера, рядом с горой Кайлас. Тибет.
Изображение Парвати – божественной супруги Шивы на лингаме. Пашупатинатх. Непал.
[1]Агама – «пришедшее [знание]». Огромное собрание санскритских писаний, которые вместе с Ведами почитаются как шрути (откровенное писание). Они были частью древнейшей устной традиции, которые эксперты считают современной самым старым частям Вед (5‑6 тысячелетие до н.э.). Агамы – первоисточники и высший авторитет в вопросах ритуала, йоги и устройства храмов. Каждая из основных деноминаций индуизма – шиваизм, вишнуизм и шактизм – имеет свой собственный текст Агам. Веды и Агамы представляют собой два взаимодополняющих, сообщающихся потока индуистской традиции, которые проявляются, в частности, как философии, соответственно, веданты и сиддханты. Различие между ведантой и сиддхантой традиционно описывается следующим образом: в то время, как Веды изображают человека, стремящегося к Богу, Агамы придерживаются перспективы Бога, стремящегося помочь человеку. Если Веды произносятся мудрецами‑риши, то в текстах Агам истина излагается устами Бога или Богини (Нигамы).
[2]Пашупати – «пастух; владыка животных». Древнее имя Шивы, впервые встречающееся в Адхарваведе. Эта форма Шивы, сидящего в йогической позе, обнаружена на 6000‑летней печати, относящейся к цивилизации долины Инда.
[3]Пашу – «живое существо, индивидуальная душа, животное». В терминологии тантризма и шактизма пашу – низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения. Так тантристы именуют остальных индуистов (особенно смартистов и вишнуитов).
[4]Паша. Тройные узы анавы, кармы и майи. Все бытие проявленное и непроявленное. То, что связывает или ограничивает душу и не дает ей проявить свой полный потенциал.
[5]Общее альтернативное название вишнуитских Агам.
[6]«Имеющий отношение к Вишну».
[7]Имена Шивы (Махадева, Махешвара).
[8]Ади Шанкарачарья (788‑820 гг.). Одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру из смарта‑самирадайи. Прославился своей монистической философией адвайта‑веданты и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями первосвященников в стратегических центрах по всей Индии. Прожил всего 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени.
[9]Шрути – «услышанное». Откровенные писания индуизма, обладающие верховным теологическим авторитетом и духовной ценностью. Шрути состоит из Вед и Агам, которые сохранялись в устной передаче, пока не были записаны на санскрите. Из шрути взято большинство мантр, используемых в ритуалах богослужения, а также для личных молитв и джапы. Огромный объем шрути сохранился за тысячелетия без изменений при устной передаче от гуру к ученику, поколение за поколением. По традиции шрути не читают, но поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука, интонации и ритма. Так высвобождается величайшая сила шрути.
[10]Смрити – «запомненное, традиция». Не богооткровенные, вторичные, но глубоко почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта человека. Смрити занимается чисто светскими проблемами – наукой, законами, историей, хозяйством и т.д. – и духовными материями, от каждодневных правил и запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть или более Ведант, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также основополагающие сутры шести ортодоксальных индийских философий, упомянутых выше. В широком смысле смрити – это любой текст, не являющийся шрути, то есть откровенным писанием.
[11]Пурана – «древнее». Индуистские народные сказания, содержащие этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны раскрывают пять тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как шиваитские, вишнуитские и шактистские.
[12]Сати. Существующий у некоторых высших индийских каст обычай самосожжения вдов на погребальном костре мужа. Официально запрещен в 1829 году.
[13]Тапас – «жар, огонь». На более глубоком уровне тапас – это интенсивное внутреннее состояние «огня» Кундалини, который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуума от общества. Когда это случается, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру (высоким учителем) Садашивой, вводит преданного в тапас и выводит из него. Тапас поддерживает жар, тревогу, подавляемость и страстное устремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение, прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы, предписанной гуру. Огонь самотрансформации может стимулироваться практикой тапаса или приходить незванным. Можно «делать» тапас, но истинный тапас – это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен, трансформации и очищения своей природы.
[14]Этот образ Шивы требует детального объяснения, дающего правильное его понимание как единства противоположностей, но не «двух в одном». Ардханаришвара означает «Господь наполовину мужского и женского пола». Господь Шива в андрогинной форме, мужского пола с правой стороны и женского – с левой, что символизирует следующее: а) Шива (как все махадэвы) не имеет пола; б) Шива есть все и неотъемлем от своей энергии, Шакти; в) В Шиве ида‑нади и пингала‑нади (соответственно, женский и мужской психические нервные токи) уравновешены так, что сушумна всегда активна. Медитириующий, который уравновешивает их у себя посредством садханы и йоги, становится подобным Шиве. В единстве Ардханаришвары все противоположности примиряются; двойственность исчезает в едином источнике. Эта иконографическая форма представляет второе совершенство Шивы, Чистое Сознание (известное как Сатчитананда или Парашакти).