Фото с цветной вкладки

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Одно из сокровищ площади Дурбар. Катманду. Шива в своем наиболее устрашающем аспекте – Бхайрав.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Живая богиня Кумари. Непал.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Автор демонстрирует лоласану. Индия.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Удхитта Падмасана.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Куккутасана.

Авторы демонстрируют асаны во время ритуальной практики. Наджавгарх. Индия.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Инициация землей. Тантрический йог Тапешвар Баба. Во время праздника Навратри.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Тантрические садху. Мужчина и женщина.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Авторы с учителем тантры Шри Кришна Чандрой. Индия.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Автор с Моламой (Предсказатель королевского двора). Непал.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Автор с тантрическими садху. Пашупатинатх.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Тантрический садху во время употребления ганджи.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Автор проводит инициацию водой в священной реке Тришули. (Трезубец Шивы) в Непале.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Тантрический йог в Катманду.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Эротические сюжеты на фасаде храма Чангу Нараян. Непал. VII в.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Проявление космической радости (ананда) через единство противоположностей Шивы и Шакти. Непал. XIX в.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Черный Шива – Кала Бхайрав. По преданию, если сказать ложь перед его ликом, то будешь сразу же наказан. Непал.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Тантрическая асана. Трансформация сексуальной энергии на духовный уровень. Индия. XVIII в.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Принц и его супруга используют базовое тантрическое действие как обычную практику. Кангра XVIII в.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Традиционное изображение Шивы спрятано от навязчивых взглядов туристов за папиросной бумагой. Нью‑Дели. Палика базар.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Шиваитский йогин совершает ритуальное подношение в водах священного озера, рядом с горой Кайлас. Тибет.

Фото с цветной вкладки - student2.ru

Изображение Парвати – божественной супруги Шивы на лингаме. Пашупатинатх. Непал.

[1]Агама – «пришедшее [знание]». Огромное собрание санскритских писаний, которые вместе с Ведами почитаются как шрути (откровенное писание). Они были частью древнейшей устной традиции, которые эксперты считают современной самым старым частям Вед (5‑6 тысячелетие до н.э.). Агамы – первоисточники и высший авторитет в вопросах ритуала, йоги и устройства храмов. Каждая из основных деноминаций индуизма – шиваизм, вишнуизм и шактизм – имеет свой собственный текст Агам. Веды и Агамы представляют собой два взаимодополняющих, сообщающихся потока индуистской традиции, которые проявляются, в частности, как философии, соответственно, веданты и сиддханты. Различие между ведантой и сиддхантой традиционно описывается следующим образом: в то время, как Веды изображают человека, стремящегося к Богу, Агамы придерживаются перспективы Бога, стремящегося помочь человеку. Если Веды произносятся мудрецами‑риши, то в текстах Агам истина излагается устами Бога или Богини (Нигамы).

[2]Пашупати – «пастух; владыка животных». Древнее имя Шивы, впервые встречающееся в Адхарваведе. Эта форма Шивы, сидящего в йогической позе, обнаружена на 6000‑летней печати, относящейся к цивилизации долины Инда.

[3]Пашу – «живое существо, индивидуальная душа, животное». В терминологии тантризма и шактизма пашу – низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения. Так тантристы именуют остальных индуистов (особенно смартистов и вишнуитов).

[4]Паша. Тройные узы анавы, кармы и майи. Все бытие проявленное и непроявленное. То, что связывает или ограничивает душу и не дает ей проявить свой полный потенциал.

[5]Общее альтернативное название вишнуитских Агам.

[6]«Имеющий отношение к Вишну».

[7]Имена Шивы (Махадева, Махешвара).

[8]Ади Шанкарачарья (788‑820 гг.). Одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру из смарта‑самирадайи. Прославился своей монистической философией адвайта‑веданты и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями первосвященников в стратегических центрах по всей Индии. Прожил всего 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени.

[9]Шрути – «услышанное». Откровенные писания индуизма, обладающие верховным теологическим авторитетом и духовной ценностью. Шрути состоит из Вед и Агам, которые сохранялись в устной передаче, пока не были записаны на санскрите. Из шрути взято большинство мантр, используемых в ритуалах богослужения, а также для личных молитв и джапы. Огромный объем шрути сохранился за тысячелетия без изменений при устной передаче от гуру к ученику, поколение за поколением. По традиции шрути не читают, но поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука, интонации и ритма. Так высвобождается величайшая сила шрути.

[10]Смрити – «запомненное, традиция». Не богооткровенные, вторичные, но глубоко почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта человека. Смрити занимается чисто светскими проблемами – наукой, законами, историей, хозяйством и т.д. – и духовными материями, от каждодневных правил и запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть или более Ведант, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также основополагающие сутры шести ортодоксальных индийских философий, упомянутых выше. В широком смысле смрити – это любой текст, не являющийся шрути, то есть откровенным писанием.

[11]Пурана – «древнее». Индуистские народные сказания, содержащие этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны раскрывают пять тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как шиваитские, вишнуитские и шактистские.

[12]Сати. Существующий у некоторых высших индийских каст обычай самосожжения вдов на погребальном костре мужа. Официально запрещен в 1829 году.

[13]Тапас – «жар, огонь». На более глубоком уровне тапас – это интенсивное внутреннее состояние «огня» Кундалини, который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуума от общества. Когда это случается, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру (высоким учителем) Садашивой, вводит преданного в тапас и выводит из него. Тапас поддерживает жар, тревогу, подавляемость и страстное устремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение, прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы, предписанной гуру. Огонь самотрансформации может стимулироваться практикой тапаса или приходить незванным. Можно «делать» тапас, но истинный тапас – это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен, трансформации и очищения своей природы.

[14]Этот образ Шивы требует детального объяснения, дающего правильное его понимание как единства противоположностей, но не «двух в одном». Ардханаришвара означает «Господь наполовину мужского и женского пола». Господь Шива в андрогинной форме, мужского пола с правой стороны и женского – с левой, что символизирует следующее: а) Шива (как все махадэвы) не имеет пола; б) Шива есть все и неотъемлем от своей энергии, Шакти; в) В Шиве ида‑нади и пингала‑нади (соответственно, женский и мужской психические нервные токи) уравновешены так, что сушумна всегда активна. Медитириующий, который уравновешивает их у себя посредством садханы и йоги, становится подобным Шиве. В единстве Ардханаришвары все противоположности примиряются; двойственность исчезает в едином источнике. Эта иконографическая форма представляет второе совершенство Шивы, Чистое Сознание (известное как Сатчитананда или Парашакти).

Наши рекомендации