Факторы, влияющие на развитие стрессов
Стрессы в окружающей среде | ||
Работа: 1) количественная перегрузка; 2) качественная перегрузка; 3) необъяснимые перемены; 4) плохое оборудование | Структура и климат: 1) слабая коммуникация; 2) недостаток соучастия; 3) неправильно определенная иерархия | Неорганизационные факторы: 1) семья; 2) экономика; 3) общество; 4) обстоятельства жизни; 5) преступность; 6) рост цен |
Роль на работе: 1) ролевой конфликт; 2) ролевая неясность; 3) ответственность за людей; 4) недостаток поддержки; 5) несоответствие статуса | Проблемы карьеры: 1) замедленное продвижение; 2) слишком быстрое продвижение; 3) несправедливость; 4) недостаток подготовки; 5) несоответствие квалификации | Отношения: 1) с руководителями; 2) с подчиненными; 3) с сотрудниками; 4) с клиентами; 5) с рабочими |
Личностные стрессы | ||
1) потребности; 4) самооценка; 2) надежды и достижения; 5) неясности 3) эмоциональная неустойчивость; |
Окончание табл. 5
Последствия | |||
Субъективные: 1) расстройство; 2) утомляемость; 3) тревожность; 4) чувство вины | Поведенческие: 1) опасность инцидента; 2) нехорошие разговоры | Физиологические: 1) растущее кровяное давление; 2) высокое содержание холестерина; 3) коронарные заболевания | Организационные: 1) прогулы; 2) низкая производительность; 3) неудовлетворенность работой |
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Один из лучших способов успокоиться – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать благополучное разрешение конфликта или хотя бы снизить его значимость.
Случается, что однажды пережитый сильный страх закрепляется, становится хроническим, навязчивым. Так возникает фобия определенного круга ситуаций или объектов. Для ее устранения разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).
Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Чтобы достичь оптимально эффективной деятельности и исключить неблагоприятные последствия перевозбуждения, желательно снять эмоциональную напряженность, сконцентрировав внимание не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.
Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
1) правильная оценка значимости события;
2) достаточная информированность (разноплановая) относительно данного вопроса, события;
3) полезно заранее подготовить отступательные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы.
В случае поражения можно переоценить значимость ситуации, прибегнув к утверждениям типа «не очень-то хотелось». Это помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительного ущерба для здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».
Например, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его порой бесполезно, лучше помочь разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца. Затем, когда человек выговорится, его возбуждение ослабнет, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет бумаги, ломает вещи. Чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.
Экстренно нивелировать напряжение помогает общее расслабление мускулатуры, потому что оно несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.
Снять психическое напряжение позволяет чувство юмора. Как считал С.Л. Рубинштейн, его суть не в том, чтобы воспринимать комическим то, что претендует быть серьезным. Необходимо отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. От смеха исчезает тревожность; когда человек смеется, его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализуется. По своей функциональной значимости смех столь могуществен, что Э. Фрай называл его «стационарным бегом трусцой».
Эмоционально-личностная дезадаптация чаще возникает: в критические переходные возрасты; в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом психической напряженности; при наличии психотравмирующих событий и взаимоотношений в семье, школе, на работе, в отношении с друзьями и т.д.
Дезадаптацию сопровождают следующие нарушения: эмоциональные; физиологические (нарушение сна, потеря аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и т.д.); поведенческие.
Поведенческие нарушения проявляются по-разному в зависимости от возраста. Например, у маленьких детей дезадаптация такого рода – это «срыв тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью поведения» (повышенная бессмысленная двигательная активность, эмоциональное перевозбуждение, плаксивость, апатия, заторможенность). У старшеклассников и взрослых людей дезадаптация проявляется как депрессия: лицо человека становится угрюмо-сосредоточенным, индивид замыкается на своих мрачных мыслях и переживаниях.
Признаки эмоциональной дезадаптации в учебной деятельности: резкое ухудшение концентрации внимания, снижение функции памяти, затрудненность речи (затруднен поиск слов, возникают паузы, запинки вплоть до заикания), страх перед контрольными работами, перед вопросами учителя. Познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, в результате человек постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит, и фактически не слышит учителя, не понимает текст.
В отношениях со сверстниками и взрослыми он проявляет повышенную раздражительность, грубость или угрюмую отстраненность либо абсолютно податлив чужому влиянию, будучи пассивным (эту фазу эмоционального нарушения называют фазой дистресса – физиологического истощения).
Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации очень важны, так как запаздывание приводит к стойким патологическим нарушениям в личности человека.
Негативные эмоции опасны своими последствиями. В середине ХХ в. в работах одного из пионеров телесно-ориенти-
рованной психотерапии Ф.М. Александера было убедительно доказано: затяжные, стереотипно повторяющиеся негативные эмоции не ограничиваются только психологическими проявлениями, а приводят к развитию специфических телесных расстройств. Последние проявляются в тех системах организма, с которыми данные эмоции имеют «сродство». Так, чувство гнева приводит к формированию сердечно-сосудистых заболеваний, а чувство зависимости – к заболеваниям пищеварительной системы. Тогда же был описан и физиологический механизм подобных нарушений, связанный с нарушением тонуса вегетативной нервной системы (ее симпатического либо парасимпатического отдела), контролирующей деятельность внутренних органов.
По мнению того же Александера, повышение симпатического тонуса характерно для гипертонической болезни, заболеваний суставов (к тому же выводу пришел В. Райх, который связывал с симпатикотонией также и заболевания кишечника) и заболеваний эндокринных органов (сахарный диабет, повышенная функция щитовидной железы). Эмоционально-опосредованное повышение парасимпатического тонуса лежит в основе таких болезней, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка.
В отличие от болезней, в развитии которых главная роль принадлежит внешним болезнетворным факторам (например, возбудителям инфекционных заболеваний), в происхождении заболеваний психосоматических ведущую роль играют факторы внутреннего порядка, в первую очередь психологические. Подобные расстройства, названные психосоматизированными, указывают, что человек сам, активно (по большей мере бессознательно) соматизирует (термин К.Б. Пачеко), буквально «отелеснивает» свои неотреагированные эмоции и психологические проблемы, вначале «застревающие» в его теле в виде дискомфортных ощущений, а затем внутренние органы выходят из строя вследствие вызванных этим застреванием сбоев нормальной регуляции их работы. Проще говоря, когда человек не выражает свои эмоции внешне, он «замораживает» их в виде телесных ощущений. «Физиологически закономерным результатом последовательного культивирования так называемых задержанных эмоций (подавления или вытеснения одних компонентов эмоций и чрезмерной активации других) становится… различная висцеральная патология – плата современного цивилизованного человека за умение властвовать собой» (Тополянский В.Д., Струковская М.В., 1986).
Как подчеркивают А. Холмогорова и Н. Гаранян (2000), соматизация – это не только склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне. Соматизация – это развитие реальных («органических») соматических нарушений в результате воздействия стрессов, с которыми человек не может справиться. В российской культуре, по мнению тех же авторов, соматизация часто приобретает мистическую трактовку, как «сглаз», «порча» и т.д. Значительное число лиц, обращающихся за медицинской помощью, в действительности страдают различными формами соматизации (Kellner R., 1991).
Физиологически же в основе соматизации лежит так называемое соматосенсорное усиление – определенный личностный стиль восприятия естественных телесных ощущений как тревожащих, потенциально опасных и неприятных (Barsky A., 1992). Соматизация во многом связана также с инфантильными личностными особенностями, такими как зависимость, завышенный уровень притязаний и пассивность, особенно пассивная (сдерживаемая) агрессивность (Былкина Н.Д., 1997).
Глава 6. СТРЕСС