Печень, водный, электролитный баланс и кровообращение

— На основе тесных связей между системой ренин—ангиотензин-альдостерон (РААС) печени приписывается большое значение в регуляции водного, электролитного и кислотно-основного равновесия, объем крови и артериального дав­ления. Почки и надпочечники являются местами образования гуморальных факторов (ренин, альдостерон) и эффектмными органами, а печень занимает ключевое место в РААС участвуя в синтезе (ангиотензиноген) и расщеплении веществ. Количественные изменения некоторых элементов РААС при заболеваниях печени могут значительно варьировать в каж­дом отдельном случае [подробнее см. Wernze, 1976]. Обрат­ное влияние на систему гемодинамики и почек, на водный, электролитный баланс и кислотно-щелочное равновесие мно­гообразно. Оно схематически представлено на рис. 109.

Печень, водный, электролитный баланс и кровообращение - student2.ru

Рис. 109. Влияние структурных изменений печени на различные компонен­ты плазмы системы ренин — ангиотензин — альдостерон [Wernze, 1976].

— В нормальной печени 95% альдостерона экстрагиру­ется при первом пассаже. При функциональных нарушениях клиренс альдостерона уменьшается наполовину по сравнению с нормой и изменяется путь его расщепления (Siegenthaler). Время полураспада повышается с 33 до 59—90 мин. Концент­рация альдостерона в плазме повышена (Laragh с соавт.).

— В опытах на животных удалось показать, что при вы­ключении печени восприимчивость сосудистой системы по от­ношению к ренину, ангиотензину, катехоламинам и гистамину теряется — нарушение «разрешающей функции» печени (Frank с соавт., Page). У больных при экстракорпоральной перфузии печени (бычья печень) без регистрируемого изме­нения рН, электролитов и жидкости наблюдалось резкое повышение артериального давления, в то время как после воз­действия симпатикомиметиков до и после перфузии повыше­ния артериального давления не наблюдалось (Condon).

— Катехоламины практически только в печени метаболизируются до неактивных метаболитов, глюкокортикоиды пос­ле нескольких пассажей через купферовские звездчатые клет­ки печени под влиянием специфических печеночных фермен­тов превращаются в неактивные тетрадериваты. Транспорти­рующий кортикоиды транскортин синтезируется в печени.

— Выраженную артериальную гипотонию находят при ди­строфии печени, циррозах, печеночной интоксикации, вызван­ной токсическими веществами, молниеносном вирусном гепа­тите. При остром вирусном гепатите и отчасти при дистрофи­ческих печеночных процессах за это ответствен фактор гипо-волемии. Во многих случаях при циррозах наблюдается понижение периферического сопротивления сосудов.

Причины

Гуморальные факторы: недостаток ангиотензина, сосудорас­ширяющих гистаминоподобных веществ (Baltzer с соавт., Said, Mutt). Пониженная чувствительность к левартеренолу на периферии, однако нормальная к эпинефрину и ангиотензинамиду (Lunzer с соавт.).

Нервные факторы: появление ложных нейротоксических веществ (Wernze с соавт.), ослабление симпатических аффе­рентных и эфферентных импульсов, ограниченная реактив­ность на кардиоваскулярные стимулы (проба Вальсальвы, изменение положения тела; Lunzer et al., 1975).

— Часто при циррозах печени находят: гиперкинетиче­скую циркуляцию (повышенный на 33% минутный объем сердца, увеличенный объем плазмы, уменьшение времени цир­куляции, понижение артериовенозной разницы по кислороду, понижение артериального давления и периферического сосу­дистого сопротивления, понижение кровоснабжения кожи). Повышение минутного объема сердца и расширение a. hepatica рассматриваются как компенсаторные механизмы реду­цированного портального кровообращения независимо от на­личия цирроза или портальной гипертонии (Liehr с соавт.). Какое клиническое значение имеет повышенное потребление кислорода при гепатомегалических циррозах, в настоящее время еще не известно (Bircher с соавт.).

— Гипоксия преимущественно вследствие внутрилегочного шунта справа налево (10—20% минутного объема сердца). У 1/10 больных насыщение крови кислородом ниже 85% емкости. Стойко понижено рСО2 30—35 мм рт. ст. вследствие умеренной гипервентиляции.

— Вязкость крови и портальная гипертония. Высокая вязкость крови у больных циррозом с явлениями на­чинающейся портальной гипертонии коррелирует с повышенной концентрацией IgG, низкая вязкость при выраженной портальной гипертонии с варикозно расширенными венами пищевода коррелирует с низкими показателями фибриногена (Leonhardt, Bungert). При далеко зашедших циррозах печени наблюдается наклонность к кровотечениям, которая расценивается как коагулопатия потребления вследствие не­достаточного выведения активированных факторов свертыва­ния (Lasch, Huth, Tytgat, Collen). При тромботических осложнениях встает вопрос и об увеличении со­держания ингибиторов фибринолизина (Aschauer с соавт.).

— Уровень гистамина плазмы. При смешивании в печени 30% артериальной крови с венозной выводится около 50—75% гистамина, поступающего через воротную вену (Stopik с соавт.). При операциях на брюшной полости количество гистамина в крови, взятой из воротной и локтевой вен, возрастает. При циррозах периферическая концентрация ги­стамина повышена (Beger с соавт.): это связывают с пониже­нием его расщепления и накоплением в печени и/или увели­чением коллатерального кровообращения, а также повышен­ным освобождением гистамина из тучных клеток вследствие системной эндотоксинемии (Liehr).

— Введение воды внутрь вызывает гипотонию портальной крови (опыты на крысах). Эта гипотония является адекват­ным раздражителем осморецепторов, которые приводят в дей­ствие механизм, обеспечивающий повышение диуреза, пока не разовьется общая гипотония плазмы и регуляторное включе­ние центральных осморецепторов. Одновременно печень на­капливает жидкость (Nowacki).

— Расщепление вазопрессина зависит от деятельно­сти печени. Чем выше концентрация вазопрессина в плазме, тем большая его доля инактивируется печенью. В норме вазопрессин инактивируется печенью и почками в соотно­шении 1 : 3, при гидремии в соотношении 2 : 3. При по­вреждениях печени наблюдается недостаточная инактивация вазопрессина (особенно при водной нагрузке; LaraghccoaBT.). Однако практически это не должно иметь большого значения (Knick).

— Асцит является признаком серьезного повреждения печени. Понижение коллоидоосмотического давления в ре­зультате нарушения синтеза альбумина, портальная гиперто­ния (внутрипеченочный интра- и постсинусоидальный блок), затруднение лимфооттока (Krone с соавт.) и вторичный гиперальдостеронизм (в какой-то мере) [Wernze, 1976] счита­ются причинами асцита. При декомпенсированном циррозе печени расширение периферических сосудов, секвестрация крови в бассейне воротной вены и скопление воды и раство­ров вследствие развития асцита и отеков ведут к изменениям ренальной гемодинамики и возникновению почечной недоста­точности — «гепаторенальный синдром» (Lange, Martini).

Особенности применения диуретиков при асците

— Диуретики применяются только тогда, когда бессолевая или малосолевая диета не обеспечивает обратного развития асцита.

— Осторожный индивидуальный подбор диуретиков и ра­зумная дозировка.

— Применяются антагонисты альдостерона или триамтерены в комбинации с тиазидными производными, фуросемидом, а иногда с этакриновой кислотой при вторичном гиперальдо-стеронизме (признаки: выделение натрия в суточной моче ме­нее 10 мэкв или коэффициент Na/K+<l,5).

Опасность применения диуретиков при асците

Массивное применение диуретиков может вести к тяжелым электролитным нарушениям: натрий плазмы становится ниже 130 мэкв!л, калий плазмы — ниже 3,1 мэкв/л; гидрокарбонат плазмы — ниже 30 мэкв/л; хлорид плазмы — ниже 90 мэкв/л; мочевина плазмы — выше 40 мг/100 мл (по Sherlock).

Гипокалиемию можно расценивать как признак вторичного гиперальдостеронизма или как следствие массивной диурети­ческой терапии при недостаточном возмещении калия. Чем тяжелее цирроз печени, тем меньше депо калия в организме. Терапия: введение хлорида калия для того, чтобы устранить сопутствующий метаболический алкалоз.

Гипонатриемия развивается вследствие усиленного диуреза при недостаточном введении натрия или в результате переме­щения натрия в клетки при тяжелом повреждении печени (терминальная гипонатриемия). Как изолированное наруше­ние она легко устранима. Ее сочетание с другими электролит­ными нарушениями является серьезным признаком. Терапия: ограничение количества жидкости (менее 500 мл/день); вве­дение инфузионных растворов маннитола; осторожное назна­чение раствора хлорида натрия 1000 при запрещении упо­требления жидкости, иначе возникнет опасность усиления ас­цита и возникновения отека легких.

Наши рекомендации